С июля существенно изменился порядок исчисления косвенных налогов (НДС и акцизов) по экспортным и импортным операциям с контрагентами из Республики Беларусь и Республики Казахстан. И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, рассматривает вопросы применения новых правил.

Содержание

С 1 июля 2010 года в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 № 36 вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашении от 25.01.2008). Соответственно, с этой даты ряд ранее принятых межправительственных документов будут применяться только в части, не противоречащей новому документу, в том числе:

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле";
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение от 15.09.2004);
  • Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".

В целом существовавший ранее принцип взимания налога при импорте товаров сохранен.

Коррекции подвергся порядок формирования стоимости товара при ввозе товаров из Беларуси.

По новым правилам налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью товаров признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику, согласно условиям договора. В соответствии с Соглашением от 15.09.2004 налоговая база определялась исходя из стоимости товаров, акцизов и затрат на доставку. В связи с этим спорным был вопрос, включать ли в налоговую базу затраты на доставку импортируемого товара, если транспортировку осуществлял российский перевозчик.

При экспорте товаров, как и ранее, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Однако на некоторые существенные отличия необходимо обратить внимание:

  • действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на любые товары, независимо от страны их происхождения;
  • установлен единый срок подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров - 180 дней (ранее в Соглашении с Республикой Беларусь был установлен срок 90 дней);
  • отдельно оговариваются случаи вывоза товаров по договору лизинга.

Новое в регулировании внешнеторговых операций

С 1 июля 2010 года в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 № 36 вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашении от 25.01.2008). Соответственно, с этой даты ряд ранее принятых межправительственных документов будут применяться только в части, не противоречащей новому документу, в том числе:

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле";
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение от 15.09.2004);
  • Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".

В целом существовавший ранее принцип взимания налога при импорте товаров сохранен.

Коррекции подвергся порядок формирования стоимости товара при ввозе товаров из Беларуси.

По новым правилам налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью товаров признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику, согласно условиям договора. В соответствии с Соглашением от 15.09.2004 налоговая база определялась исходя из стоимости товаров, акцизов и затрат на доставку. В связи с этим спорным был вопрос, включать ли в налоговую базу затраты на доставку импортируемого товара, если транспортировку осуществлял российский перевозчик.

При экспорте товаров, как и ранее, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Однако на некоторые существенные отличия необходимо обратить внимание:

  • действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на любые товары, независимо от страны их происхождения;
  • установлен единый срок подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров - 180 дней (ранее в Соглашении с Республикой Беларусь был установлен срок 90 дней);
  • отдельно оговариваются случаи вывоза товаров по договору лизинга.

Оформление транспортных документов

В развитие принятого соглашения стороны определили порядок оформления документов хозяйствующими субъектами. Порядок применения форм транспортных (товарно-сопроводительных) документов при перемещении товаров в рамках Таможенного союза разъяснен следующими письмами:

  • письмо Министерства транспорта РФ от 24.05.2010 № ОБ-16/5460 (доведено письмом ФНС России от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693);
  • письмо Министерства транспорта РФ от 11.06.2010 № СА-16/6229 (доведено письмом ФТС России от 02.07.2010);
  • письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.05.2010 № 8-2-7/2255 (доведено письмом ФНС России от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@);
  • письмо ОАО "Российские железные дороги" от 08.06.2010 № 04-34/30647 (доведено письмом ФТС России от 23.06.2010 № 04-34/30647).

Приведенные в указанные письмах правила сгруппированы с таблице.

Субъект, направление перевозки

Вид перевозки

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Авиаперевозки

Хозяйствующий субъект РФ с территории РФ на территорию Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь*

1-Т "Товарно-транспортная накладная", утвержденная постановлением Государственного комитета по статистике от 28.11.1997 № 78

Накладная, утвержденная Соглашением о Международном Железнодорожном Грузовом сообщении (СМГС). Приложения 12.1-12.5 СМГС

Нейтральная грузовая накладная и грузовая накладная перевозчика, утвержденные письмом Минфина России от 29.05.1998 № 16-00-27-23

Хозяйствующий субъект Республики Беларусь на территорию РФ

CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 и товарная накладная ТН-2, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192

Накладная, утвержденная Соглашением о Международном Железнодорожном Грузовом сообщении (СМГС). Приложения 12.1-12.5 СМГС. В частности, применяется бланк СМГС - накладная малой скорости.

Авиационная накладная (Air Waybill-AWB), утвержденная Варшавской конвенцией от 12.10.1929

Примечание:
* Аналогичные формы документов применяются российскими перевозчиками при перемещении товаров в Таможенном союзе с территории Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь

Дополнительно отметим, что применение приведенных выше форм при осуществлении перевозки автомобильном транспортом может носить непродолжительный характер, так как Министерством транспорта РФ подготовлен и внесен в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ о правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, в котором утверждаются формы транспортной накладной (перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза) и заказа-наряда (форма договора фрахтования).

В дальнейшем, как отмечается в письме Министерства транспорта РФ от 11.06.2010 № СА-16/6229, после утверждения новые формы документов будут использоваться при перемещении товаров в Таможенном союзе с использованием автомобильного транспорта.

Отчетность (по косвенным налогам)

Вступление в силу Соглашения от 25.01.2008 затрагивает вопросы налоговой отчетности.

В связи с этим Минфином России утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза: Белоруссии и Казахстана (приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Приказом предусмотрено, что новая форма применяется, начиная с представления декларации за июль 2010 года.

Декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза";
  • раздел 2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза";
  • приложение к декларации - "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".

Можно выделить некоторые отличия по сравнению с формой, ранее применявшейся в отношении ввоза товаров с территории Республики Беларусь.

В частности, в новой форме декларации отсутствует раздел, связанный с расчетом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Вместе с тем в разделе 1 "Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза" предусмотрено, помимо указания сумм налога, исчисленной к уплате в бюджет, построчное указание сумм налога в отношении приобретенных товаров, продуктов переработки, товаров, являющихся результатом выполнения работ, товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита, предметов лизинга, а также указание стоимости импортированных товаров, не подлежащих обложению НДС.

Кроме того, стоит отметить следующее:

  • декларация представляется в налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщиков в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором лизинга);
  • налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не освобождаются при импорте товаров от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также по представлению декларации;
  • титульный лист и раздел 1 заполняют все налогоплательщики, принявшие на учет в отчетном месяце импортированные товары; раздел 2 и приложение к декларации включаются в состав декларации только при осуществлении соответствующих операций;
  • если в отчетном месяце принятие на учет импортированных товаров не осуществлялось, представление декларации не требуется;
  • изменения в декларацию, в случае выявления ошибок, вносятся в соответствии с порядком, установленным статьей 81 НК РФ;
  • одновременно с декларацией необходимо будет представить заявление (в 4-х экз. на бумажном носителе и в электронном виде), а также документы, поименованные в пункте 8 статьи 2 Протокола.

Переходный период (таможенный союз)

В завершение стоит отметить, что вопросы переходного периода отражены в Решении Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 293. Следует обратить внимание, что во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 года таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Комментарии