Содержание
- Пониженные тарифы страховых взносов
- "Льготные" категории плательщиков
- Доля доходов - не менее 70 %
- Тариф страховых взносов в переходный период
- Начало/прекращение применения пониженного тарифа
- Простое решение - логика, шаг за шагом
С 1 января 2011 года совокупный тариф страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС (федеральный и территориальный) для большинства плательщиков составляет 34 % (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ).
Для отдельных категорий страхователей установлены пониженные тарифы страховых взносов, при этом для каждой категории льготников установлен свой переходных период.
Среди "льготных" категорий плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды:
- участники проекта "Сколково";
- ИТ-компании;
- сельхозпроизводители и организации народных художественных промыслов;
- резиденты технико-внедренческой ОЭЗ;
- плательщики ЕСХН;
- организации инвалидов.
Федеральным законом от 28.12.2010 № 432-ФЗ расширен перечень страхователей, которые вправе применять с 1 января 2011 года пониженные тарифы страховых взносов. Это сделано с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
Согласно пункту 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 432-ФЗ) в 2011-2012 гг. применять пониженные тарифы имеют право организации удовлетворяющие следующим критериям:
- Являются налогоплательщиками, применяющими УСН.
- Осуществляют вид деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, входящий в установленный законом перечень.
- Доля доходов по этому виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов, т. е. этот вид деятельности должен являться основным.
Для подтверждения первого критерия достаточно наличие у организации уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Два других критерия заслуживают более пристального внимания.
Пониженные тарифы страховых взносов
С 1 января 2011 года совокупный тариф страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС (федеральный и территориальный) для большинства плательщиков составляет 34 % (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ).
Для отдельных категорий страхователей установлены пониженные тарифы страховых взносов, при этом для каждой категории льготников установлен свой переходных период.
Среди "льготных" категорий плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды:
- участники проекта "Сколково";
- ИТ-компании;
- сельхозпроизводители и организации народных художественных промыслов;
- резиденты технико-внедренческой ОЭЗ;
- плательщики ЕСХН;
- организации инвалидов.
Федеральным законом от 28.12.2010 № 432-ФЗ расширен перечень страхователей, которые вправе применять с 1 января 2011 года пониженные тарифы страховых взносов. Это сделано с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
Согласно пункту 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 432-ФЗ) в 2011-2012 гг. применять пониженные тарифы имеют право организации удовлетворяющие следующим критериям:
- Являются налогоплательщиками, применяющими УСН.
- Осуществляют вид деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, входящий в установленный законом перечень.
- Доля доходов по этому виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов, т. е. этот вид деятельности должен являться основным.
Для подтверждения первого критерия достаточно наличие у организации уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Два других критерия заслуживают более пристального внимания.
"Льготные" категории плательщиков
К "льготным" категориям плательщиков причислены 36 видов деятельности - полный перечень приведен в таблице.
Льготируемый вид деятельности |
Код ОКВЭД |
производство пищевых продуктов |
15.1 - 15.8 |
производство минеральных вод и других безалкогольных напитков |
15.98 |
текстильное и швейное производство |
17, 18 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
19 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
20 |
химическое производство |
24 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
25 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
26 |
производство готовых металлических изделий |
28 |
производство машин и оборудования |
29 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
30-33 |
производство транспортных средств и оборудования |
34, 35 |
производство мебели |
36.1 |
производство спортивных товаров |
36.4 |
производство игр и игрушек |
36.5 |
научные исследования и разработки |
73 |
образование |
80 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
85 |
деятельность спортивных объектов |
92.61 |
прочая деятельность в области спорта |
92.62 |
обработка вторичного сырья |
37 |
строительство |
45 |
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
50.2 |
удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
90 |
вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность |
63 |
предоставление персональных услуг |
93 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
21 |
производство музыкальных инструментов |
36.3 |
производство различной продукции, не включенной в другие группировки |
36.6 |
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
52.7 |
управление недвижимым имуществом |
70.32 |
деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов |
92.1 |
деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) |
92.51 |
деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий |
92.52 |
деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников |
92.53 |
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
72 |
Примечание:
* Коды ОКВЭД утверждены постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД"
Еще раз отметим, что такая деятельность должна являться основной, то есть доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по ней не может составлять менее 70 % от общего объема доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Кроме того, основной вид деятельности организации и предприниматели должны подтвердить в порядке, установленном Минздравсоцразвитием России (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
В связи с принятием нововведений для "упрощенцев", приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2011 года за номером 19733) внесены дополнения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС (РСВ-1 ПФР).
Форма расчета РСВ-1 ПФР откорректирована для применения "упрощенцами" пониженных страховых тарифов. Раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа" формы дополнен новым подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ". В нем производится расчет соответствия условиям на право применения пониженного тарифа для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основными видами экономической деятельности которых являются виды деятельности, поименованные в перечне, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 229-ФЗ.
В новой форме РСВ-1 дается пояснение, кто может быть отнесен к плательщикам страховых взносов согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н к льготным категориям относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) которых являются:
Для того чтобы подтвердить основной вид деятельности важно, чтобы соответствующий код фигурировал в ваших регистрационных документах.
Расчет РСВ-1 производится нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода. Указываются общая сумма доходов в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, ниже указывается доход по льготируемой деятельности и его доля в общем доходе в процентном отношении.
В отсутствии отдельно утвержденного порядка полагаем, что этот расчет, по сути, подтверждает основной вид деятельности. Но осторожным налогоплательщикам рекомендуем дождаться соответствующего разъяснения Минздравсоцразвития России.
Доля доходов - не менее 70 %
Доля доходов по этому виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов, т. е. этот вид деятельности должен являться основным.
При этом общая сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в нее включается не только выручка от реализации товаров, работ и услуг, но и внереализационные доходы. Статьей 346.15 НК РФ следует руководствоваться для определения перечня учитываемых в расчете доходов. При этом следует помнить, что "упрощенцы" учитывают доходы кассовым методом, поэтому общий объем доходов следует смотреть по книге учета доходов и расходов.
Дополнение с перечнем льготируемых видов деятельности внесено в статью 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Тариф страховых взносов в переходный период
Тариф взносов для указанных лиц в 2011 году будет составлять 26 % (ПФР - 18 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 3,1 %, ТФОМС - 2,0 %). Тариф снижен за счет уменьшения перечислений в ПФР.
В 2012 году он также будет составлять 26 %, разница лишь в том, что все взносы на обязательное медицинское страхование будут перечисляться в ФФОМС (см. Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ). С 2013 года тариф повысится до 34 процентов.
Начало/прекращение применения пониженного тарифа
Начинать применять пониженные тарифы страховых взносов "упрощенцы" могут с любого отчетного периода, когда будут соблюдены все установленные законом критерии. Т. е. если в I квартале организация не соответствует какому-то из критериев (например, по доле доходов), а по итогам шести месяцев стала им удовлетворять, начиная со II квартала можно начинать применять пониженный тариф.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода страхователь перестает удовлетворять какому-то из критериев (основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному, доля доходов от основного вида деятельности составляет менее 70 %, плательщик страховых взносов утратил право на применение УСН), то с начала этого периода плательщик лишается права на применение льготных тарифов и обязан восстановить в бюджет ПФР страховые взносы с уплатой соответствующих пеней*. То есть страхователю придется с начала периода пересчитать страховые взносы по общему тарифу.
Примечание:
Доплачиваюется взносы именно в ПФР, так как фонд социального и медицинского страхования получает полный объем обязательств.
Вопрос в том, с какого периода придется пересчитать взносы. Ведь в формулировке указано с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. А в соответствии со статьей 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. И все отчетные периоды начинаются с одной и той же даты - с 1 января, а показатели считаются нарастающим итогом.
Может оказаться, что в течение 9 месяцев страхователь удовлетворял всем критериям и подтверждал свою льготу, а по итогам года в связи с какими-то операциями, скажем, с внереализационными доходами, соотношение выручки по льготируемой деятельности к общей сумме доходов стало менее 70 %.
Вряд ли законодатель хотел, чтобы взносы надо было бы пересчитывать во всех случаях с начала года. Но сама формулировка пункта 1.4 говорит о том, что пересчет следует произвести с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. А поскольку началом расчетного периода является 1 января, то пересчет придется выполнить с начала года.
Бухгалтеру следует подумать, как организовать раздельный учет по льготируемому виду деятельности и нельготируемому, ведь котловым методом учитывать выручку теперь нельзя. В этой связи на первый план должна выйти разработка соответствующих положений учетной политики.
Предлагаем вашему вниманию способ организации такого учета и контроля в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 2.0).
Простое решение - логика, шаг за шагом
В.Н. Хомичесвкая
Итак, требуется быстрая и удобная оценка типовыми средствами "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 2.0) "весового" соотношения доли деятельности организации, подпадающей под критерий использования пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды в общей сумме ее реализации.
Давайте сначала определим совокупность условий для решения этой задачи.
Наиболее очевидной и быстрой формой получения заданной информации является "Диаграмма" - один из видов стандартных отчетов. Причем, исходя из того, что:
1) оценивать придется только два показателя (относится - не относится);
2) а критерием принятия решения о применении пониженных тарифов является 70-процентный порог, то в качестве формы диаграммы остановимся на круговой.
Очевидно, что требуется некий "разделитель", признак, позволяющий очевидными для пользователя способами и с минимальными затратами "маркировать" операции по тому или иному виду деятельности организации. Этот признак должна "понимать" и программа при формировании отчета. Какой именно?
Сразу напрашивается решение, что таким признаком можно было бы выбрать субконто Номенклатурные группы - оно дает возможность отслеживать суммы реализации по кредиту счета 90.01. И всего лишь следовало бы структурировать все элементы названного справочника, разделив их на две группы - по деятельности, подпадающей под условия применения пониженных тарифов, или не подпадающей под эти условия. Однако тот факт, что применение пониженных тарифов неразрывно связано с применением упрощенной системы налогообложения тут же сводит нашу находку на нет, потому что выручка по кредиту счета 90.01 регистрируется методом начисления, а в УСН используется критерий оценки реализации по оплате. К тому же, для оценки реализации используется не только счет по основной деятельности, но и доход по внереализационным операциям. А на счете 91 субконто не совпадает с ведущим субконто на счете 90.
Как же быть, если и отчет "Книга доходов и расходов" не предусматривает ведения раздельного учета такого рода?
Логика подсказывает, что если применять критерий отбора по оплаченным реализованным операциям, то следует переместить взгляд на счет расчетов с контрагентами. Для дальнейшего моделирования нашего примера возьмем счет рублевых расчетов с покупателями и заказчиками 62.01. Этот счет участвует как в проводках по отражению факта реализации (Дебет 62.01 Кредит 90.01), так и в проводках по оплате, причем как в случае предоплаты (при зачете авансов) - Дебет 62.02 Кредит 62.01), так и в случае последующей оплаты (Дебет 50, 51, 52 Кредит 62.01). Таким образом, если говорить об организациях, в учетной политике которых выбрано ведение учета по УСН, то для решения заданной нам задачи ведения раздельного учета можно использовать тот факт, что оплаченный оборот по реализации - это кредитовый оборот по счетам 62.01 (для рублевых договоров), 62.21 (для договоров, выраженных в валюте и с оплатой в рублях) и 62.31 (для договоров, выраженных в валютном эквиваленте и с оплатой в рублях).
И так мы плавно подошли к выбору того самого разделителя, о котором говорилось в самом начале. Что можно применить из типовых средств программы, чтобы получить такое разделение? Давайте подумаем. А в процессе этих поисков вспомним и о том, что в формировании отчетов в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 2.0) появилась блестящая возможность группировать и/или отбирать данные не только по самому элементу субконто, но и по его реквизиту.
А теперь "нырнем" в аналитику по счету 62.01, как основному представителю аналогичных счетов взаиморасчетов с заказчиками и покупателями. Он используется со счетами реализации как по основной деятельности, так и по прочим операциям (!!!) и настроен на ведение субконто по Контрагентам, Договорам и Документам расчетов.
Документы расчетов? Это слишком "тонкая" детализация, не вполне подходящая для цели данного поиска "разделителя" (хотя и весьма немаловажная в процессе сбора данных, о чем будет сказано позднее). Контрагенты? Но один и тот же контрагент - покупатель вполне может заключить с нашей организацией несколько договоров, по разным видам нашей деятельности, как подпадающей под критерии использования пониженных тарифов, так и не подпадающей под них. Значит - Договор!
Если внимательно посмотреть на форму элемента этого справочника, то можно увидеть реквизит, который крайне редко используется, то есть незаслуженно игнорируется большинством пользователей. Этот реквизит - Вид взаиморасчетов, открывающий для ввода значений и их выбора, одноименный справочник, который в целях нашего исследования можно заполнить примерно так, как показано на рис. 1.
Рис. 1
Теперь остается лишь:
1) Правильно выбирать один из двух (всего - двух!) вариантов этого реквизита при вводе нового договора.
2) Правильно выбирать договор во всей цепочке документов по реализации и ее оплате.
3) Использовать вариант привязки расчетных документов друг к другу (в документах оплаты указывать документ реализации, и наоборот). Можно, конечно, оставить и автоматическое определение, и зачет авансов, но вдвойне тщательно следить за корректной последовательностью их проведения, что в любом случае крайне важно для УСН.
…И, наконец, после завершения месяца, квартала, а, может быть и до этого завершения (дабы успеть скорректировать реализацию, например), формировать выбранный нами на первом этапе отчет - Диаграмму, со следующими настройками (рис. 2).
Рис. 2
Ключевая настройка - выбор поля для серии на закладке Серии и точки. Это реквизит справочника Договоры - Вид взаиморасчетов.
Как видите, быстро и наглядно.
Но…следует сделать несколько оговорок.
1. Этот способ - как самый легкий и быстрый, может применяться без дополнительных деталей в организации, использующей только счета рублевых расчетов с покупателями и заказчиками. В случае наличия договоров, стоимость которых выражена в валюте, следует формировать диаграмму по другим аналогичным счетам.
2. При данном способе не учитываются такие доходы как, например, начисление банковского процента (если только специально не проводить их транзитом через указанные счета расчетов). То есть, возможна и такая корректировка, которая, правда, редко бывает на уровне существенности показателей.