Содержание
С проблемой лицензирования сбора отходов в том или ином виде сталкивались многие природопользователи. Статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливают обязательность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (при этом не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Как показывает практика, органы государственного экологического контроля чаще всего предъявляют требования о получении лицензии к организациям и индивидуальным предпринимателям, сдающим в аренду производственные и офисные помещения, и предоставляющим арендаторам свои мусорные контейнеры. В понимании экологических контролеров данная деятельность представляет собой сбор отходов. Подчеркнем: речь идет именно о предъявлении требований и о вручении предписаний об устранении выявленных правонарушений. Правом привлекать природопользователей к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 14.1 КоАП РФ, органы экологического контроля не обладают.
Для арендаторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, подобная трактовка приводила к серьезным осложнениям с представлением отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ. Ведь согласно приказу Минприроды России от 16.02.2010 № 30 копия лицензии является неотъемлемой частью указанной отчетности.
Правомерны ли такие требования? До недавнего времени судебно-арбитражная практика давала на этот вопрос утвердительный ответ, чем способствовала административному давлению на бизнес. По своей сути, описываемая проблема является составной частью ведущейся кампании по тотальному охвату экологическим контролем деятельности всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стремясь избежать утомительных процедур, связанных с получением лицензии, и проблем со сдачей отчетности об отходах, арендодатели и арендаторы нередко старались воздерживаться от документального оформления операций с отходами. Версия «бумагу не рвем, карандаши не ломаем, лампочки не перегорают, а чей мусор в бачке - не знаем» стала весьма популярной среди природопользователей.
Возьмемся предположить, что в ближайшее время ситуация должна измениться в лучшую сторону в связи с принятием Президиумом ВАС РФ Постановления от 19.04.2011 № 16692/10. Внимание высшего органа судебной власти привлекла следующая ситуация.
Управляющая компания многоквартирного дома выполняла работы по изъятию твердых бытовых (коммунальных) отходов из мест их образования - мусороприемных камер жилого дома и перемещению их в мусорные контейнеры.
Впоследствии отходы передавались специализированной организации. После проверки, проведенной органом государственного экологического контроля совместно с прокуратурой, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении управляющей компании к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. По мнению контролеров и прокуроров, указанная деятельность представляет собой сбор отходов, в связи с чем могла осуществляться только при наличии лицензии.
Нетрудно убедиться в том, что деятельность управляющей компании по своему характеру весьма близка к деятельности арендодателей офисных и производственных помещений, что позволяет считать данное дело актуальным для последних.
Арбитражные суды нижестоящих инстанций удовлетворили заявление прокурора, наложив на природопользователя штраф в размере 40 000 рублей.
Анализируя текст определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ, можно предположить, что высший орган судебной власти, отменяя состоявшиеся судебные акты и отказывая в привлечении управляющей компании к административной ответственности, указал на необходимость использования понятия «сбор отходов» в точном соответствии со значением, в котором оно используется в статье 1 Закона № 89-ФЗ.
Согласно данной статье под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Акцентируя на этом внимание, состав судей ВАС РФ отметил
|
Приведенная точка зрения вполне последовательно развивает правовую позицию, изложенную Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/2010 в отношении платы за размещение отходов.
Тем не менее, органы государственного экологического контроля нередко предпочитают игнорировать волю высшего органа судебной власти, настаивая на собственной трактовке понятия «размещение отходов» и пытаясь принудить к внесению платы всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, попавших в поле зрения контролеров. В связи с этим не следует рассчитывать на то, что постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16692/10 будет немедленно воспринято контролирующими органами. За свои права природопользователям придется побороться. Правда, имея на вооружении столь авторитетную правовую позицию, сделать это будет гораздо легче.