С 01.03.2022 при отправке отчетности в государственные органы можно использовать электронную подпись физического лица (сертификат физического лица). При этом требуется электронная доверенность в машиночитаемом виде, подписанная сертификатом электронной подписи доверителя - МЧД (Федеральный закон от 06.04.2022 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" в ред. от 14.07.2022 № 339-ФЗ). В течение 2022 года также допускается применение сертификатов, одновременно содержащих реквизиты организации (индивидуального предпринимателя (ИП)) и физического лица (в этом случае МЧД не требуется). Правительство РФ решило продлить до 01.09.2023 переходный период по использованию электронной подписи без МЧД.
Как в электронной форме подтвердить полномочия представителя страхователя
С 10.01.2022 вступили в силу новые нормы Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым уполномоченный представитель страхователя (организации или ИП) осуществляет свои полномочия, в том числе на основании доверенности в форме электронного документа.
Иными словами, уполномоченный представитель страхователя (юридическое или физическое лицо) может представлять в ПФР отчетность на основании машиночитаемой доверенности, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (страхователя).
Постановлением Правления ПФР от 21.04.2022 № 63п утвержден формат электронного документа, подтверждающего полномочия представителя страхователя. Указанный формат описывает требования к XML-файлам представления документа, получившего название "Уведомление о предоставлении полномочий представителю" (УПУП) и по сути представляющего собой аналог машиночитаемой доверенности.
УПУП используется для информирования ПФР о предоставлении права уполномоченному представителю страхователя подавать отчетность и иные документы в электронном виде в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, подписывать документы электронной подписью от имени страхователя, осуществлять ознакомление с актами, решениями, требованиями ПФР и их обжаловать.
Формат "Уведомления о предоставлении полномочий представителю" действует с 19.08.2022, в решениях "1С:Предприятие 8" поддерживается с выходом очередных версий.
Как применять МЧД при обмене с ПФР через сервис 1С-Отчетность
В программах 1С поддержана регистрация и использование машиночитаемых доверенностей при отправке отчетности в ФНС и ФСС через сервис 1С-Отчетность.
Начиная с версии 3.0.121 в "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0 появилась возможность регистрации и применения уведомления, подтверждающего полномочия представителя страхователя (аналога МЧД) при обмене с ПФР через сервис 1С-Отчетность.
Уведомление, подтверждающее полномочия представителя, зарегистрированное в ПФР, на дату подписания номера в печать может применяться представителем только при отправке персонифицированной отчетности по форме СЗВ-ТД (см. ниже). В дальнейшем список отчетных форм и документов, отправляемых на основании УПУП, будет расширяться.
Для преждевременного прекращения действия полномочий представителя страхователя в программе предназначен документ Уведомление о прекращении полномочий представителя (ПФР) (УПРУП). Для УПРУП используется тот же самый формат, что и для УПУП, поскольку эти документы связаны (УПРУП является частью УПУП).
Помимо этого, для УПУП и УПРУП в программе поддерживается:
-
выгрузка и загрузка в XML-формате;
-
проверка корректности заполнения в интернете;
-
автоматическое блокирование повторной отправки;
-
возможность заполнения УПРУП из документа УПУП по кнопке Отозвать.
При отправке в ПФР документов УПУП, УПРУП и отчетности от имени представителя используется стандартная учетная запись от 1С-Отчетности (как для ФНС, ФСС РФ, ФТС России и других контролирующих органов).
Формировать УПУП и УПРУП могут пользователи с ролью Право на защищенный документооборот с контролирующими органами.
Уведомление о предоставлении полномочий представителю
Экранная форма УПУП доступна в рабочем месте 1С-Отчетность в разделе Уведомления. По команде Создать в открывшейся форме Виды уведомлений из папки МЧД следует выбрать значение Уведомление о предоставлении полномочий представителю (ПФР) (рис. 1).
Рис. 1. Уведомления в ПФР о предоставлении (прекращении) полномочий
Форма Уведомление о предоставлении полномочий представителю состоит из нескольких групп реквизитов (рис. 2):
Рис. 2. Форма УПУП для ПФР
-
сведения о страхователе;
-
сведения об уполномоченном представителе;
-
сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя.
В поле Страхователь следует указать наименование организации или ИП, выбрав его из справочника Организации. Реквизиты страхователя устанавливаются автоматически по данным учетной системы, но в явном виде в форме УПУП не выводятся, они скрыты в отдельной форме.
По ссылке Уточнить реквизиты можно перейти в указанную форму и при необходимости вручную отредактировать сведения о страхователе. Уточненные сведения о страхователе сохраняются только для целей УПУП.
Далее следует перейти к заполнению группы реквизитов уполномоченного представителя. Представителем может быть не только штатный сотрудник организации, но и стороннее лицо (физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Поэтому сначала в поле Представитель необходимо указать тип данных, выбрав его из предопределенного списка (Контрагент, Организация или Физическое лицо).
В зависимости от выбранного типа данных открывается соответствующий справочник (Контрагенты, Организации или Физические лица), откуда следует выбрать представителя. Его реквизиты заполняются автоматически по данным учетной системы. Сведения о представителе также можно вручную отредактировать, перейдя по ссылке Уточнить реквизиты. Уточненные сведения о представителе сохраняются только для целей УПУП.
При необходимости можно указать сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя, - наименование, номер, кем выдан, срок действия (эти поля в соответствии с форматом УПУП не являются обязательными). Дату окончания действия документа также заполнять не обязательно, если документ не имеет срока действия.
Уведомление о предоставлении полномочий представителю можно сформировать путем загрузки файла в формате XML. Такой способ может потребоваться, например, если страхователь не подключен к сервису 1С-Отчетность.
В этом случае заполненное в сторонней программе уведомление следует выгрузить в XML-файл (УПУП, подготовленная в программах 1С, автоматически сохраняется в XML-файл по кнопке Выгрузить).
После этого другой пользователь (например, сотрудник страхователя или представитель), подключенный к сервису 1С-Отчетность, может загрузить в свою информационную базу XML-файл выгрузки УПУП по кнопке Загрузить. Загруженное уведомление при необходимости можно отредактировать.
По кнопке Печать выводится печатная форма уведомления о предоставлении полномочий представителю.
После подготовки УПУП (путем заполнения или путем загрузки из файла) его можно отправлять на регистрацию в ПФР по кнопке Отправить. Статус УПУП, который выводится в строке состояния, меняется и принимает значение Отправлено в ПФР, а затем, в случае успешной регистрации, - Зарегистрировано.
Отправка персонифицированной отчетности через УПУП
Отправка отчетности в ПФР через УПУП не требует дополнительных настроек обмена с ПФР (в отличие от ФНС и ФСС, в настройках обмена с которыми необходимо указывать конкретные МЧД).
Достаточно создать дополнительные учетные записи 1С-Отчетности и назначить их представителям, которые будут подписывать отчетность и которые указаны в зарегистрированных УПУП. Сверка подписантов происходит на стороне ПФР.
Уведомление о прекращении полномочий представителя
При необходимости зарегистрированное в ПФР уведомление о предоставлении полномочий представителю можно отозвать.
Для этого потребуется заполнить уведомление о прекращении полномочий представителя. Указанный документ также доступен в разделе Уведомления рабочего места 1С-Отчетность. По команде Создать в открывшейся форме Виды уведомлений из папки МЧД следует выбрать Уведомление о прекращении полномочий представителя (ПФР), см. рис. 1.
Экранная форма Уведомления о прекращении полномочий представителя содержит следующие разделы:
-
сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя, который необходимо отозвать;
-
сведения о страхователе;
-
сведения об уполномоченном представителе.
Обязательным является заполнение разделов страхователя и представителя. Реквизиты страхователя и представителя можно заполнять по данным информационной базы, выбрав соответствующие значения из справочников, либо вручную, перейдя по ссылке Уточнить реквизиты.
Уведомление о прекращении полномочий представителя можно заполнить автоматически на основании зарегистрированного в ПФР уведомления о предоставлении полномочий представителю. Для этого его следует указать в поле Основание. Автоматически заполненное УПРУП при необходимости можно отредактировать.
Сформировать УПРУП можно непосредственно из формы УПУП, но только после его отправки. В этом случае в командной строке формы УПУП появляется кнопка Отозвать.
УПРУП также можно заполнить путем загрузки файла в формате XML. Для этого в командной строке формы УПРУП служат кнопки Выгрузить и Загрузить (см. рис. 3). По кнопке Печать выводится печатная форма уведомления о прекращении полномочий представителя.
Рис. 3. Форма УПРУП для ПФР
После подготовки УПРУП его можно отправлять в ПФР по кнопке Отправить. Статус УПРУП принимает значение Отправлено в ПФР, а затем, в случае успешной регистрации, - Зарегистрировано.
Подробнее об информационном взаимодействии с контролирующими органами через сервис 1С-Отчетность см. в разделе
От редакции. Приглашаем 20.10.2022 в 1С:Лекторий на онлайн-лекцию "Обязательность применения машиночитаемой доверенности и ЭДО". Узнать подробнее о мероприятии и зарегистрироваться можно на сайте 1С:ИТC на странице
Здравствуйте.
Чем отличаются МЧД в зависимости от способа формирования?
1. из карточки организации
2. из меню Отчетность - Уведомления
Мне только спросить, из Отчетности - это для обмена с ПФР, а из карточки организации - для ЭДО с контрагентами
Спасибо
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, вы пишите:
Достаточно создать дополнительные учетные записи 1С-Отчетности и назначить их представителям, которые будут подписывать отчетность и которые указаны в зарегистрированных УПУП. Сверка подписантов происходит на стороне ПФР.
Однако БП КОРП не позволяет создать заявку на подключение к 1С-отчетности на сотрудника без прикрепления МЧД ФНС или ФСС.
Установлен последний релиз 3.0.122.97
Подскажите, пожалуйста, как создать учетную запись только для сдачи в ПФР с использованием УПУП