На повестке дня: определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 № 88-23206/2022.
Предыстория: с работником был заключен договор о целевом обучении (ученический договор), в соответствии с которым он должен после завершения обучения отработать у работодателя не менее 5 лет. Однако через год после окончания обучения работник уволился из организации по собственной инициативе. Возмещать работодателю затраты на обучение работник отказался. В связи с этим работодатель обратился в суд с иском, в котором потребовал взыскать с уволившегося работника стоимость обучения.
Задействованные нормы: ст. ст. 207 и 249 ТК РФ.
За что спорили: 261 735 рублей.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, уволенный работник указывал, что оснований для взыскания с него стоимости обучения не имеется. Стоимость обучения работники обязаны компенсировать только в случаях увольнения по инициативе работодателей (например, за какой-либо проступок, дисциплинарное нарушение). Если же работник увольняется по собственному желанию или по соглашению с работодателем, то обязанности по возмещению работодателю стоимости обучения у него не возникает. Это связано с тем, что в таких случаях увольнение производится по обоюдному согласию сторон трудового договора. Поэтому работодатель, согласившийся уволить работника, не вправе впоследствии предъявлять к нему никаких требований имущественного характера, в том числе и тех, которые касаются взыскания с работника стоимости образовательных услуг.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отказал работодателю в удовлетворении исковых требований и встал на сторону уволившегося работника. Суд пояснил, что дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляется на условиях и в порядке, которые определены ученическим договором.
Если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он по требованию работодателя возвращает ему расходы, понесенные в связи с ученичеством (ст. 207 ТК РФ). В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение. Такие затраты работник возмещает пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ).
При этом конкретные условия и обстоятельства, при которых работник обязан возмещать работодателю стоимость обучения, должны быть прописаны в тексте ученического договора. В спорном случае ученический договор предусматривал возмещение затрат на обучение лишь при увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины или за совершение других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы по инициативе работодателя.
Из смысла данного договора не следовало, что работник в любом случае обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, при неисполнении обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени. После фразы «гражданин обязуется возместить затраты, понесенные организацией на его обучение» в тексте договора шло указание на то, в каких именно случаях происходит возмещение данных затрат, и как данные затраты нужно рассчитывать.
Причем увольнение работника по собственному желанию, как и увольнение по соглашению сторон не было обозначено в договоре в качестве обстоятельств, при которых работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение. Поскольку работник был уволен по собственному желанию, а не по инициативе работодателя, он не обязан возмещать работодателю стоимость полученных образовательных услуг, заключил суд.
Работодатель поплатился за некомпетентность своих юристов или кадровиков, бездарно составивших ученический договор. Конечно там надо было прописать все случаи увольнения. Работодателю тут еще повезло, что обученный работник целый год отработал.