Летние поправки в законодательстве РФ
Мы продолжаем публикацию комментариев к новым Федеральным законам, которые были приняты в конце июня-начале июля 2013 года. В прошлом номере журнала* были рассмотрены поправки, внесенные в Трудовой кодекс РФ, в Налоговый кодекс РФ в части изменений в исчислении НДФЛ и НДПИ, новых правил представления декларации по НДС и др., в законодательство о социальной поддержке инвалидов. В настоящей статье предлагаем комментарий специалистов 1С:ИТС к другим важным федеральным законам, которые вносят существенные поправки в Гражданский кодекс РФ, в Налоговый кодекс РФ в части изменения порядка обжалования решений налоговых органов, в КоАП РФ, а также в законодательные акты в части, касающейся занятости населения.

Содержание

Новое в процедуре гос. регистрации и порядке внесения изменений в ЕГРЮЛ

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации: в кодексы РФ и в ряд действующих федеральных законов. Рассмотрим значимые поправки, внесенные в Гражданский кодекс РФ и в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Согласно нововведениям любое лицо, полагающееся на данные, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), может рассчитывать на то, что такие данные соответствуют действительности. Исключение составляют случаи, когда недостоверные данные были внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли самого юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В свою очередь юридическое лицо в отношениях с контрагентами не вправе ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, а также на содержащиеся в нем недостоверные данные (например, указывать при заключении договора адрес, отличный от содержащегося в ЕГРЮЛ, и т. п.).

Кроме того организация будет обязана возместить убытки лицам, которые понесли их в результате допущенного ею нарушения порядка представления своих данных в ЕГРЮЛ, а именно в результате:

  • непредставления данных;
  • несвоевременного представления данных;
  • представления недостоверных данных.

В свою очередь регистрационный орган теперь должен будет проверять достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ, еще до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения в реестр других данных, не связанных с изменением устава (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Помимо этого, он будет обязан сообщать заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 51 ГК РФ). А заинтересованные лица смогут направить возражения относительно предстоящей регистрации или включения сведений в ЕГРЮЛ.

Отныне государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной, если при его создании были допущены грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер (п. 6 ст. 51 ГК РФ). Также в суде может быть оспорено включение в ЕГРЮЛ данных об организации, если такие данные недостоверны или были включены в реестр с нарушением закона.

Кроме того, введены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Теперь отказать в регистрации могут также в случаях (подп. «к» - «р» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ):

  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении, сведениям, полученным от органов, выдавших такой документ;
  • возражения физического лица относительно внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
  • поступления до внесения записи в ЕГРЮЛ судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрационных действий;
  • запрета физическому лицу - учредителю (участнику) юридического лица или предпринимателю заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, если такой срок не истек;
  • имеющегося административного наказания в виде дисквалификации лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • имеющегося административного наказания в виде дисквалификации индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица;
  • наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о том, что сведения, предусмотренные подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ являются недостоверными (адрес (место нахождения) действующего исполнительного органа юридического лица).

Согласно новому пункту 7 статьи 51 ГК РФ юридические лица получили право на возмещение понесенных убытков за счет казны, если такие убытки были понесены в результате:

  • незаконного отказа уполномоченного органа в его государственной регистрации;
  • уклонения уполномоченного органа от государственной регистрации;
  • включения уполномоченным органом в ЕГРЮЛ недостоверных данных;
  • нарушения уполномоченным органом порядка государственной регистрации.

Также внесены изменения в порядок ликвидации организации. Так, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Все указанные изменения вступили в силу с 30.06.2013.

Доходы от использования вещи теперь принадлежат ее собственнику

Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ (далее - Закон № 142-ФЗ) внес в первую часть ГК РФ ряд существенных нововведений, которые связаны с изменением правового регулирования объектов гражданских прав. Рассмотрим подробнее данные изменения.

Объекты гражданских прав

Закон № 142-ФЗ конкретизировал статью 128 «Объекты гражданских прав» ГК РФ. Согласно новой редакции к вещам относятся, в том числе, наличные деньги и документарные ценные бумаги. Безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги отнесены к иному имуществу, которое также является объектом гражданских прав. Кроме того, к объектам отнесены не работы и услуги, а результаты выполненных работ и оказанные услуги.

Объекты гражданских прав, изъятые из оборота (ограниченные в обороте)

Из Гражданского кодекса РФ Закон № 142-ФЗ исключил такое понятие, как «объекты гражданских прав, изъятые из оборота». Теперь отдельные виды таких объектов можно только ограничить в обороте соответствующим законом (или в порядке, установленном законом). При этом изъятые на данный момент из оборота вещи после 1 октября 2013 года своего статуса не изменят.

Отметим, что до принятия Закона № 142-ФЗ статья 129 ГК РФ предусматривала только два способа ограничения объектов гражданских прав в обороте. Так, ГК РФ определялись виды объектов, которые могли принадлежать только определенным субъектам или сделки с которыми совершались по специальному разрешению. Новая формулировка пункта 2 статьи 129 ГК РФ предполагает, что ограничения оборотоспособности могут быть установлены не только перечисленными выше способами. Иные способы ограничений могут быть также предусмотрены законом.

Неделимые вещи

Закон № 142-ФЗ уточнил понятие и правовое положение в гражданском обороте неделимых вещей (ст. 133 ТК РФ). Неделимой по-прежнему считается вещь, которую нельзя разделить без повреждений. Такая вещь может иметь составные части, замена которых не влечет возникновения новой вещи, если ее существенные свойства сохраняются. Однако теперь неделимая вещь должна выступать в обороте как единый объект вещных прав. При этом взыскание можно обратить как на всю вещь, так и на ее части, в тех случаях, когда законом или судебным актом такое допускается.

Единый недвижимый комплекс

В Гражданский кодекс РФ Законом № 142-ФЗ введена новая статья 133.1. В ней определены понятие и правовое положение единого недвижимого объекта. Таким объектом является совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе и линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), которые либо связаны физически и технологически, либо находятся на одном земельном участке.

При этом в государственном реестре прав на недвижимое имущество право собственности на такой комплекс должно быть зарегистрировано как на одну недвижимую вещь. К единому недвижимому объекту применяются правила о неделимых вещах.

Сложные вещи

Вносимыми Законом № 142-ФЗ изменениями уточнено определение сложных вещей. Теперь сложной вещью считаются соединенные для использования по общему назначению различные, а не разнородные вещи.

Плоды, продукция и доходы

Изменен принцип распределения плодов, продукции и доходов от использования вещи. Теперь такие поступления принадлежат собственнику имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Ценные бумаги

Комментируемый Закон № 142-ФЗ также вносит изменения в главу 7 «Ценные бумаги» ГК РФ. Новые положения призваны урегулировать статус документарных и бездокументарных ценных бумаг. При этом учет прав по бездокументарной ценной бумаге будет осуществляться только лицензированной организацией. Отметим, что согласно пункту 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ держателями реестра акционеров могут быть как общество (если у него не более 50 акционеров), так и специализированная организация. В свете новых положении вести реестр акционеров, владеющих бездокументарными акциями, должна будет только сторонняя организация.

После вступления изменений в силу акционерные общества могут вести такие реестры еще в течение года. По истечении этого срока они обязаны передать ведение реестра акционеров специализированной организации.

Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ вступает в силу с 01.10.2013. Соответствующие изменения применяются к правоотношениям, которые возникнут после этой даты. Если правоотношения возникли до вступления в силу комментируемого Закона, новые нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.10.2013. До приведения законодательства в соответствие с внесенными в ГК РФ изменениями законодательные акты РФ и СССР применяются в части, не противоречащей внесенным изменениям.

Изменен порядок обжалования решений налоговых органов

Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ внес ряд изменений в порядок обжалования решений налоговых органов. Рассмотрим нововведения подробнее.

Срок вступления в силу решений налоговых органов

Согласно поправкам в пункте 9 статьи 101 НК РФ с 3 августа 2013 года решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения. Отметим, что ранее этот срок составлял:

  • 20 дней для решений, вынесенных по результатам выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 10 дней для остальных решений.

Кроме того, добавилось положение, определяющее порядок вступления в силу решений ФНС России о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Такие решения вступают в силу со дня их вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено, или его представителю.

Напомним, что решение налогового органа должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. При этом уточнено, что оно должно быть вручено под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если это невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Если же на решение налогового органа подана апелляционная жалоба, то оно вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ в новой редакции. Так:

  • решение в необжалованной или неотмененной части вступает в силу со дня принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе;
  • если вышестоящий орган отменит решение нижестоящего и примет новое решение, то последнее вступает в силу со дня его принятия;
  • если вышестоящий орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, то решение нижестоящего органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения, но не ранее чем через один месяц с момента получения налогоплательщиком обжалуемого решения.

Жалоба и апелляционная жалоба

В статье 138 НК РФ появились определения понятий «жалоба» и «апелляционная жалоба».

Так, под жалобой понимается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера, действий или бездействия должностных лиц инспекции.

А апелляционной жалобой признается обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)

В НК РФ появилась статья, определяющая форму и содержание жалобы, в том числе апелляционной, - статья 139.2. Требования к обеим жалобам одинаковые.

Они должны подаваться в письменной форме, подписываться лицом, их подавшим, или его представителем. В них должно быть указано:

  • наименование и адрес организации (ФИО и место жительства физического лица), подающей жалобу;
  • обжалуемые акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт которого обжалуется (наименование органа, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются);
  • основания, по которым организация (физ. лицо) считает, что ее права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Кроме того, в жалобах могут содержаться номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалоб сведения.

Если жалоба подается представителем, то к ней должна прилагаться доверенность на его имя. Помимо этого, к жалобе могут прилагаться документы, подтверждающие доводы лица, ее подающего.

Общий порядок обжалования

С 3 августа 2013 года акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц не обжалуются через вышестоящее должностное лицо. То есть с этой даты жалобы подаются только в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Как и раньше, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц инспекции могут обжаловаться в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Однако есть случай, в котором можно обратиться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего органа. Такое возможно, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято этим органом в течение (абз. 2 п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • одного месяца в отношении решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ (два месяца при продлении срока рассмотрения);
  • 15 дней в остальных случаях (30 дней при продлении срока рассмотрения).

При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня (п. 3 ст. 138 НК РФ):

  • истечения вышеуказанных сроков;
  • когда лицу стало известно о принятом вышестоящим органом решении по жалобе.

Обратите внимание, что с 3 августа 2013 года по 1 января 2014 года такой порядок обжалования применяется только в отношении решений, вынесенных в соответствии со статьей 101 НК РФ. С 1 января 2014 года этот порядок будет применяться в отношении обжалования практически всех актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, за одним исключением.

Такое исключение составляет обжалование актов ненормативного характера, принятых ФНС России, и действий или бездействия ее должностных лиц. Согласно поправкам обжаловать такие акты, действия или бездействие можно сразу в суд, так как апелляционного обжалования для них не предусмотрено.

Отметим еще одно нововведение: появляется возможность обжаловать акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) в вышестоящий налоговый орган. Напомним, что до указанной даты их можно оспорить только в судебном порядке. 

Порядок и сроки подачи жалобы

С 3 августа 2013 года все жалобы, в том числе апелляционные, подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

До этой даты такой порядок был предусмотрен только при апелляционном обжаловании.

При этом жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Если жалоба подается на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, не обжалованное в апелляционном порядке, то этот срок составляет один год со дня вынесения спорного решения.

А если жалоба подается в ФНС России, то этот срок составляет три месяца со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Что касается сроков апелляционного обжалования, то они остались прежними: апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Обратите внимание, что повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).

Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

В НК РФ теперь прописаны основания, по которым вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Это возможно, если он установит, что (ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем;
  • не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание жалобы;
  • жалоба подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано. Обратите внимание, что указанное основание не распространяется на апелляционную жалобу;
  • до принятия решения по жалобе она была отозвана полностью или в части;
  • ранее подавалась жалоба по тем же основаниям.

Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения:

  • жалобы;
  • заявления об отзыве жалобы.

О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Обратите внимание, что оставление жалобы без рассмотрения не препятствует ее повторной подаче в установленные НК РФ сроки. Исключением являются случаи, когда жалоба была оставлена без рассмотрения из-за ее отзыва или из-за того, что ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)

Согласно нововведениям лицо, которое подало жалобу (апелляционную жалобу), может представить в ходе ее рассмотрения дополнительные документы, подтверждающие свои доводы. Главное, чтобы эти документы были представлены до принятия решения по жалобе (п. 1 ст. 140 НК РФ). Указанные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, если лицо, представившее их, пояснит причины, по которым было невозможно своевременно представить их в инспекцию, решение которой обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).

Обратите внимание, что жалобу и другие документы вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) принимается вышестоящим налоговым органом в течение (п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц;
  • 15 дней со дня получения остальных жалоб. Этот срок также может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Напомним, что до 3 августа 2013 года решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца со дня ее получения и данный срок может продлиться не более чем на 15 дней. При этом решение о продлении срока рассмотрения, а также решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, ее подавшему, в течение трех дней со дня его принятия.

 Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ вступает в силу с 03.08.2013. Однако если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до этого дня, то применяются положения НК РФ без учета изменений, внесенных указанным законом.

Установлен штраф за опубликование вакансий с указанием желаемого возраста кандидата

Федеральный закон от 02.07.2013 № 162-ФЗ внес изменения в законодательные акты РФ в части, касающейся занятости населения.

Так, согласно нововведениям запрещается распространять информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую сведения об ограничении прав или установлении преимуществ в зависимости от:

  • пола;
  • расы;
  • цвета кожи;
  • национальности;
  • языка;
  • происхождения;
  • имущественного, семейного, социального и должностного положения;
  • возраста;
  • места жительства;
  • отношения к религии;
  • убеждений;
  • принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам;
  • других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Исключением из этого являются случаи, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Кроме того, установлена ответственность для лиц, которые в нарушение закона распространяют такую дискриминационную информацию.

В соответствии с новой статьей 13.11.1 КоАП РФ распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 15 000 руб.

Обратите внимание, что по указанным выше основаниям нельзя отказать в заключении трудового договора или ограничить в трудовых правах и свободах. Иное приведет к привлечению к ответственности по статье 5.62 КоАП РФ.

Поправки, внесенные в законодательство, вступили в силу с 14.07.2013.

Увеличены штрафы за причинение ущерба окружающей среде

Федеральным законом от 02.07.2013 № 173-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях РФ.

В частности, увеличен размер штрафа, взимаемого с должностных и юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сборе сточных вод в водные объекты. Если ранее за подобное нарушение должностные лица платили от 1 500 до 2 000 рублей, то теперь штраф может составить от 10 000 до 20 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели, также платившие ранее от 1 500 до 2 000 рублей, теперь могут быть оштрафованы на сумму от 80 000 до 100 000 рублей. Соответствующие изменения внесены в абзац 2 части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Увеличены штрафы и за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.

В частности, ранее за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения должностное лицо или предприниматель могли быть оштрафованы на сумму от 4 000 до 5 000 рублей. Теперь должностным лицам придется заплатить от 40 000 до 50 000 рублей, а предпринимателям - от 30 000 до 50 000 рублей.

Увеличен штраф и для юридических лиц. Ранее за подобное нарушение штраф для них составлял от 40 000 до 50 000 рублей, теперь - от 180 000 до 250 000 рублей.

Также увеличены штрафы за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Для должностных лиц штраф увеличен с 3 000-4 000 рублей до 10 000-20 000 рублей.

Для юридических лиц штраф, ранее составлявший от 30 000 до 40 000 рублей, теперь может составлять от 80 000 до 100 000 рублей.

Кроме того, введен штраф и для предпринимателей. Он составит от 30 000 до 50 000 рублей. Указанные изменения внесены в абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 № 173-ФЗ а КоАП РФ, вступили в силу с 14.07.2013.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии