В главу 21 Налогового кодекса РФ внесены масштабные изменения по НДС. Есть серьезные поправки в порядке исчисления и уплаты НДС, которые касаются большинства налогоплательщиков, есть и незначительные технические. Причем некоторые новые нормы сняли ранее существующие спорные моменты. Эксперты 1С подготовили для вас обзор изменений по НДС, которые действуют как с 1 октября 2018 года, так и с 1 января 2019 года.
С 2019 года повышаются размеры ставок НДС
Одна из важных поправок - повышение со следующего года ставок НДС.
Увеличение основной ставки НДС
На 2 процентных пункта (с 18 % до 20 %) увеличена основная ставка НДС (пп. «в» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ). При этом сохранены пониженные ставки налога в размере 10 % (для случаев реализации продовольственных, медицинских товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий согласно перечням, утв. Правительством РФ) и 0 % (в частности, при реализации товаров на экспорт и международных перевозках).
Ставка НДС в размере 20 % начнет действовать с 01.01.2019. Она применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с этой же даты (ч. 3, 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ). Как поясняет Минфин России, ставка НДС 20 % действует с 01.01.2019 в отношении перечисленных операций по реализации, даже если предоплата по ним поступила до этой даты (см. письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290).
Однако поправками не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Имеется в виду случай, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году).
Пример
Стороны заключили договор оказания услуг в 2018 году. По его условиям стоимость услуг с учетом НДС составляет 70 800 руб. (60 000 руб. - стоимость без учета налога и 10 800 руб. - НДС по ставке 18 %). Заказчик внес предоплату 50 % в счет оказания услуг в 2018 году, с которой исполнитель в 2018 году заплатит авансовый НДС в размере 5 900,00 руб. (35 400,00 руб. х 18/118), а заказчик примет его к вычету. После оформления акта приема-передачи в 2019 году исполнитель заявит вычет авансового НДС (в размере ранее уплаченной суммы), а со стоимости услуг по договору заплатит НДС по повышенной ставке 20 %. |
Несмотря на отсутствие официальных разъяснений, полагаем, что стороны договора в условиях изменившихся ставок после аванса могут поступить так:
- Оставить стоимость услуг неизменной. В таком случае разницу в 2 % между прежней и новой ставкой налога исполнитель перечислит за счет собственных средств или договорится с заказчиком о доплате этой суммы.
- Изменить стоимость услуг без НДС. В связи с этим потребуется внести изменения в первоначальный договор (например, путем оформления дополнительного соглашения), в котором окончательная стоимость по договору с НДС останется прежней, а стоимость без учета налога будет ниже. Так, в дополнительном соглашении стороны вправе прописать, что стоимость услуг без НДС составляет 59 000 руб., а НДС по ставке 20 % - 11 800 руб. (итоговая стоимость с учетом налога остается прежней - 70 800 руб.).
Увеличение расчетной ставки НДС
Отметим, что также повышается расчетная ставка НДС с 18/118 до 20/120 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Напомним, что один из случаев исчисления НДС по указанной расчетной ставке - получение предоплаты (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Также повышена и расчетная ставка налога 15,25 %. Она увеличена до 16,67 % (п. 2, 5 ст. 1 Закона № 303-ФЗ).
По этой ставке налог исчисляется в двух случаях:
- При продаже предприятия как имущественного комплекса (п. 4 ст. 158 НК РФ).
Под такой операцией подразумевается реализация самого здания предприятия, а также земельного участка, оборудования, инвентаря, продукции, прав требования, задолженности, исключительных прав и иного имущества и имущественных прав, перечисленных в п. 2 ст. 132 ГК РФ.
С применением расчетной ставки облагается стоимость каждого вида имущества (имущественных прав), входящего в состав предприятия (п. 4 ст. 164 НК РФ).
1С:ИТС Подробнее об НДС при реализации предприятия как имущественного комплекса читайте в справочнике |
- При оказании услуг в электронной форме иностранными IT-компаниями российским юрлицам и физлицам (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
Это услуги, перечисленные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. Например, размещение предложений о бронировании гостиничных номеров через интернет.
Сейчас IT-организации при оказании подобных услуг регистрируются в российских налоговых органах, только если оказывают их физлицам, не зарегистрированным в качестве ИП.
С 01.01.2019 иностранные компании должны исполнять обязанность по постановке на учет и уплате НДС при оказании упомянутых услуг любым покупателям, т. е. как организациям, так и физлицам (в т. ч. ИП).
Примечание
Подробнее читайте в статье «Что изменилось в НДС в 2018 и изменится в 2019».
По увеличенной расчетной ставке налог нужно исчислять с 01.01.2019. Она применяется к правоотношениям с этой же даты (ч. 3, 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).
В решениях «1С:Предприятие 8» изменения, связанные с повышением ставок НДС, будут реализованы. Подробнее о сроках поддержки см. в
Внутренние авиаперевозки на Дальний Восток будут облагаться по ставке НДС 0 %
В настоящее время с применением ставки НДС 0 % облагается стоимость услуг по авиаперевозке пассажиров и багажа, если пункт отправления либо пункт назначения расположены на территории Крыма, г. Севастополя или Калининградской области (пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ранее планировалось, что нулевая ставка при осуществлении указанных перевозок должна действовать до окончания 2018 года (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 № 151-ФЗ в старой редакции). Поправками льготный период продлен до 31.12.2024 (ст. 2 Закона № 303-ФЗ).
Кроме того, право исчислять НДС по нулевой ставке предоставлено плательщикам, осуществляющим внутренние авиаперевозки пассажиров и багажа, при которых пункт отправления и (или) пункт назначения расположен на территории Дальневосточного федерального округа (пп. «а» п. 3 ст. 1 Закона № 303-ФЗ). Ставка 0 % в отношении таких перевозок начинает действовать с 01.10.2018 (ч. 2 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).
Отметим, что при дальневосточных перевозках нулевая ставка НДС применяется и в случае, когда оба пункта (отправления и назначения) находятся на территории Дальневосточного округа.
Новое в вычете по НДС для налогоплательщиков, финансируемых из бюджета
В отдельных случаях налогоплательщики не вправе принять к вычету входной НДС при приобретении товаров (работ, услуг). В частности, это ситуация, когда оплата осуществляется за счет бюджетных субсидий или инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Помимо этого, если вначале налогоплательщик оплатил товары (работы, услуги), заявил вычет НДС, а затем получил из бюджета субсидии или инвестиции на компенсацию понесенных затрат, вычет необходимо восстановить (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
1С:ИТС О восстановлении НДС при получении субсидий из бюджета см. подробнее в справочнике |
Для субъектов естественных монополий до 01.01.2019 предоставлена отсрочка в применении указанных положений (ч. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ в прежней редакции).
Поправками эта норма отменена (ст. 3 Закона № 303-ФЗ). В то же время предусмотрено следующее: если субсидии получены до 31.12.2018 (включительно), входной НДС со стоимости приобретения за счет них товаров (работ, услуг) можно заявить к вычету, причем вычет возможен не только в 2018 году, но и позднее (главное, чтобы субсидии были получены до 31.12.2018 включительно). Это установлено статьей 4 Закона № 303-ФЗ и распространяется не только на субъекты естественных монополий, но и на нижеуказанных плательщиков:
1. Сельхозтоваропроизводителей.
2. Организаций-производителей, получивших субсидии на покрытие затрат, связанных:
- с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (в т. ч. сельхозтехники);
- с использованием энергоресурсов (энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности);
- с осуществлением НИОКР и проведением испытаний колесных транспортных средств.
3. Организаций-концессионеров (при условии, что концессионные соглашения заключены до 01.01.2018).
С предоплаты в счет передачи имущественных прав придется заплатить НДС
Закон № 302-ФЗ внес изменения в пункт 1 статьи 154 НК РФ. В этом пункте прописано, как определять налоговую базу по НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав, перечисленных в абзаце 2 пункта 1, пунктах 2-4 статьи 155 НК РФ. Речь идет о получении предоплаты в счет:
- уступки первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
- переуступки новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (п. 2 ст. 155 НК РФ);
- передачи прав на жилые дома и помещения, гаражи и машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
- переуступки новым кредитором денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).
Налог в этих случаях уплачивается не со всей суммы предоплаты, а с разницы между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования). Причем сумма таких расходов берется пропорционально доле предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это означает, что с предоплаты в счет последующей передачи перечисленных имущественных прав следует исчислить и уплатить НДС в бюджет. Причем налог следует исчислять по расчетной ставке 18/118. Напомним, что ранее на этот вопрос НК РФ не давал однозначного ответа. Поэтому контролирующие органы настаивали на уплате НДС со всей суммы полученного аванса (см. подробнее в
Уплаченный авансовый НДС продавец сможет заявить к вычету с даты передачи имущественных прав. Соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 172 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения действуют с 01.10.2018 и распространяются на авансы, полученные после этой даты.
Несмотря на то, что законодатель снял некоторые вопросы, по-прежнему не вполне ясно, нужно ли платить НДС при получении предоплаты в счет последующей передачи прав на заключение договора, арендных прав, перечисленных в пункте 5 статьи 155 НК РФ.
Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки экспортерами
Законодатель упростил порядок подтверждения нулевой ставки НДС для экспортных операций.
Во-первых, разрешено применение нулевой ставки НДС не только при экспорте товара иностранному лицу, но и обособленному подразделению российской организации за пределами ЕАЭС. В подтверждение этой льготы экспортер может представить контракт с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). До этого применение нулевой ставки НДС в таком случае было невозможно, так как в списке подтверждающих документов был только контракт с иностранным покупателем. Поэтому российские организации, ведущие активную деятельность за рубежом, были вынуждены создавать иностранные юрлица, чтобы воспользоваться льготой.
Во-вторых, экспортерам разрешили повторно не представлять в налоговый орган договоры (контракты). Вместо этого налоговому органу следует сообщить реквизиты документа, которым (приложением к которому) ранее были представлены контракты (договоры), а также наименование налогового органа, в который они были поданы. Это нововведение упрощает жизнь экспортеров, у которых заключены долгосрочные контракты на поставку.
В-третьих, исключили обязанность экспортера представлять в подтверждение нулевой ставки транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Связано это с тем, что информация о вывозе товара за границу поступает налоговым органам от таможенных в соответствии с пунктом 17 статьи 165 НК РФ. Однако не рекомендуем налогоплательщикам избавляться от перечисленных документов раньше времени, ведь налоговый орган может их истребовать, если представленная плательщиком информация не соответствует сведениям, полученным от таможенников (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). На подачу пояснений и документов налогоплательщику дается 15 дней. Если вывоз товара за пределы ЕАЭС не подтвержден, то нулевая ставка НДС не будет подтверждена (пп. «к» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).
В-четвертых, уточнен порядок представления транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров из РФ в другие страны ЕАЭС (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией, если плательщик подает в налоговый орган перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме. Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные и иные документы, сведения о которых включены в этот перечень заявлений. Налогоплательщик обязан представить истребуемые документы (их копии) в течение 30 календарных дней с даты получения требования. Если эти требования не будут исполнены, то обоснованность нулевой ставки НДС считается неподтвержденной.
Перечисленные изменения вступают в силу с 01.10.2018. Полагаем, что они применяются в отношении товаров, реализованных на экспорт после этой даты.
Право на заявительный порядок возмещения НДС получат больше налогоплательщиков
В настоящее время право на ускоренный порядок возмещения НДС есть у налогоплательщиков-организаций, которые за три календарных года, предшествующих подаче заявления на применение этого порядка, уплатили в бюджет не менее 7 млрд руб. налогов. Теперь эта сумма уменьшится до 2 млрд руб. Это означает, что еще больше налогоплательщиков смогут воспользоваться этим порядком.
Аналогичным образом смягчены требования к поручителю.
Также увеличена возможная сумма обязательств поручителя: теперь она может составлять до 50 % от стоимости его чистых активов. До изменений сумма была в пределах 20 %. Благодаря изменениям поручитель сможет выдать больше поручений (п. 10 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения действуют с 01.10.2018.
Новые правила для налоговых агентов по НДС
Обязанности налоговых агентов по НДС возложили на перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые в рамках посреднических отношений реализуют услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров. Указанное правило не распространяется на услуги, перечисленные в подпунктах 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, которые облагаются по нулевой ставке НДС.
Об этом говорится в новом пункте 5.1 статьи 161 НК РФ (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).
Кроме того, отменили обязанность вести журнал учета счетов-фактур для налоговых агентов-посредников, перечисленных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это налоговые агенты по НДС:
- при реализации бесхозяйного, конфискованного имущества (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц по посредническим договорам (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- реализации услуг по предоставлению подвижного состава и контейнеров для ж/д перевозок в рамках посреднических отношений (п. 5.1 ст. 161 НК РФ).
1С:ИТС Подробнее |
Также налоговым агентам (п.п. 4, 5, 5.1 ст. 161 НК РФ) предоставили возможность заявить к вычету НДС (п. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ):
- уплаченный в бюджет при продаже товара (работ или услуг), если в дальнейшем покупатель возвращает товар (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказывается от него или от выполненных работ, оказанных услуг;
- уплаченный в бюджет с полученного аванса, если он возвращен покупателю при изменении условий либо при расторжении соответствующего договора.
Соответствующие изменения внесены в пункт 5 статьи 171 НК РФ. Они вступают в силу с 01.10.2018 и распространяются на операции, совершенные после этой даты.
Обновлена форма реестра чеков для участников системы Tax Free
С 01.01.2018 в НК РФ внесены поправки, которые позволяют иностранцам вернуть НДС при вывозе товаров, купленных в России, за пределы Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ). Возврат НДС допускается в отношении товаров, приобретенных только в особых магазинах на пилотных территориях, а вывезти товары надо строго через определенные пограничные пункты пропуска.
При этом товар должен быть куплен в магазине-участнике системы Tax Free, а сумма покупки должна быть не менее 10 000 руб. с учетом налога.
Одновременно с этим участники системы Tax Free, возвращающие суммы НДС иностранцам, применяют ставку налога 0 %.
Примечание
Подробнее читайте в статье «Что изменилось в НДС в 2018 и изменится в 2019».
Для обоснования применения ставки НДС 0 % такие организации вместе с декларацией по НДС должны сдавать в налоговый орган реестр документов (чеков), выданных иностранцам для возврата налога с указанием суммы возвращенного им НДС.
До утверждения «обязательной» формы реестра документов (чеков) для компенсации НДС участникам системы Tax Free налоговое ведомство разработало рекомендуемые форму и формат указанного документа (письмо ФНС России от 31.05.2018 № ЕД-4-15/11499@).
Но затем рекомендованная форма и формат были обновлены (письмо ФНС России от 30.08.2018 № ЕД-4-15/16779@).
В решениях «1С:Предприятие 8» обновленная рекомендованная ФНС форма реестра документов (чеков) для компенсации НДС участникам системы Tax Free и формат представления в электронном виде будут реализованы с выходом очередных версий. Подробнее о сроках поддержки можно узнать в
А ведь я помню, как ставку НДС снижали с 20 до 18%. Бравировали улучшением качества жизни рядовых Россиян и уменьшением налоговой нагрузки на бизнес. Обещались, кстати, снизить НДС до 13%. И это поддавалось логике. Ведь после ужесточения методов налогового администрирования, собираемость налога возросла. И вот под злобное, но тихое шипение народа ставка НДС пошла в рост. Решение об этом было несвоевременным и шустро реализованным. Нам объяснили, что нужно срочно начать копить деньги на черный день, только забыли рассказать, что он уже наступил. Государство не сумело создать финансовую подушку безопасности из нефтяных доходов. Благополучный для Российской экономики период 2008-2014 гг только увеличил дефицит бюджета. Который сегодня власть пытается покрыть через повышение налоговой нагрузки. Заплатит за это обычный человек. Из собственных доходов. Мало того, что падает покупательная способность рубля, еще и цена поднимется.
Irina, Занимайтесь публикацией фактов и не лезьте туда, где нет, ни знаний, ни информированности, ни понятий...
Aleander Gusev, г-н Гусев, а вы сейчас с кем разговариваете? какие факты должна публиковать читательница Ирина? и где?:)
Редакция БУХ 1С , +
Дайте лайки и дизлайки народу! :) Мы его заминусуем, этого г-на :))
Бухгалтер Корейко, скоро сделаем:)
Aleander Gusev, Не нравится мне этот гусь...
Надо НДС до 90% повысить и выдать всем лопаты, что бы могилы начали копать.
Irina, Полностью согласна. Может быть у меня нет информированности и знаний (государство не спешит делиться информацией с обывателями), но, с точки зрения обычного человека, все так и есть. И 2000-е не были нищими. Годы с 2000 по 2010 были самыми сытыми и благоприятными для жизни. Нищие годы нам еще предстоят. У меня есть только предполагаемый ответ на вопрос: "А куда же наше государство потратит деньги, отнятые у народа и потенциальных пенсионеров за счет повышения налогов и пенсионного возраста ?" Ответ: На войнушку оно их потратит. И это было ожидаемо. В конце концов, государство возглавляет не штатский, а человек , вышедший из силовых структур. И методы у него соответствующие. Вот только отношение к обычным людям, характерное для представителей этих структур, может ему боком выйти. Народ , конечно, стерпит. Но не все. Далеко не все