Содержание
В помощь бухгалтерам бюджетных учреждений более 50 партнеров фирмы "1С" в 36 городах России проводят очередной семинар "1С:Консалтинг" для бюджетных учреждений "Актуальные вопросы учета и налогообложения зарплаты в бюджетных учреждениях в 2010 году. Применение "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" и "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8".
В семинаре подробно освещены сложные вопросы применения законодательства с 1 января 2010 года. Реализация положений Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ, № 213-ФЗ и новых редакций законов от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" представлена на практических примерах в программе "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", а также рассмотрены вопросы обмена данными с программой "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8".
В материалах семинара уделено внимание функциональным преимуществам "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", по сравнению с "1С:Зарплата и Кадры 7.7", а также методологическим вопросам перехода с "1С:Зарплата и кадры 7.7" на "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8".
Как показывает практика, у бухгалтеров возникает много вопросов в их повседневной работе. На все эти вопросы можно получить ответы на семинаре "Актуальные вопросы учета и налогообложения зарплаты в бюджетных учреждениях в 2010 году. Применение "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" и "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8". http://www.1c.ru/news/events/event.jsp?id=572.
К семинарам, предъявляются одинаковые требования по методическому обеспечению участников, по тематическому наполнению и полноте раскрытия вопросов, рассматриваемых на мероприятии. Всем слушателям семинара предоставляются методические материалы фирмы "1С", в которых отражены материалы выступлений и практические примеры.
Семинар "Актуальные вопросы учета и налогообложения зарплаты в бюджетных учреждениях в 2010 году. Применение "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" и "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8", проводимый партнерами "1С", получил высокие оценки специалистов бухгалтерских служб бюджетных учреждений. Результаты анкетирования и отзывы слушателей свидетельствуют о его важности, методической ценности и актуальности.
Проведение семинаров партнерами продолжается. По предварительным итогам, оперативно полученным от партнеров "1С", в регионах семинар посетили уже около 1500 слушателей.
|
Методическая поддержка участников семинара
|
В первом разделе пособия приведен перечень нормативных документов, которыми следует руководствоваться бухгалтеру бюджетного учреждения с 1 января 2010 года. Во втором разделе рассмотрены вопросы нормативного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. В третьем разделе рассматривается практические примеры начисления больничных и пособий в 2010 году. Четвертый и пятый разделы пособия посвящены вопросам перехода с ЕСН на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года. В шестом разделе рассматриваются актуальные вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений. В седьмом разделе приведены практические примеры и обмен данными в "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" и "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8": расчет зарплаты согласно НСОТ, расчет пособий, начисление страховых взносов. Отдельная глава посвящена функциональным преимуществам "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" по сравнению с "1С:Зарплата и кадры 7.7". Настоящее пособие поможет бухгалтерам бюджетных учреждений разобраться в сложных вопросах оплаты больничных и пособий с 2010 года, исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и составления отчетности по взносам, а также ведении бюджетного учета расчетов по взносам и пособиям в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 148н в редакции приказа Минфина России от 30.12.2009 № 152н. |
Ответы на вопросы слушателей семинара
|
Можно выделить следующие отличия в формировании базы для начисления страховых взносов от формирования налоговой базы по единому социальному налогу:
- страховые взносы должны начисляться на суммы выплачиваемой при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск;
- обложению страховыми взносами подлежат выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов), а также на выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения);
- материальная помощь, оказываемые работодателями своим работникам в случаях особо не поименованных в п. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, не облагается страховыми взносами в пределах до 4 000 руб. за календарный, тогда как единый социальный налог не начислялся на такие суммы в пределах до 3 000 руб.;
- суточные при служебных командировках не облагаются страховыми взносами в размере фактически выплачиваемых сумм, тогда как для целей исчисления единого социального нормируются решениями, принимаемыми работодателями;
- выплаты и вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, вовсе не облагаются страховыми взносами, тогда как единым социальным налогом они облагались.
Приведенные выплаты, оговоренные статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ, включаются в объект обложения страховыми взносами, но не включаются в расчетную базу для их начисления. Это также очень важно для целей правильного формирования отчетных показателей.
|
Исчисление и уплата ЕСН осуществлялись в рамках налогового законодательства. Отношения организаций и иных страхователей в части выявленных переплат и недоплат ЕСН должны будут по-прежнему (в том числе и с 1 января 2010 года) строится с налоговыми органами. Соответственно, суммы переплат ЕСН, выявленных за период формирования налоговой базы по данному налогу, должны либо засчитываться учреждениями в счет любого из "федеральных" налогов, либо возвращаться по их требованиям. Напомним, что порядок зачета и возврата сумм налогов регулируются положениями главы 12 (ст. 78 и 79 НК РФ).
Зачет переплаты по единому социальному налогу в счет уплачиваемых с 1 января 2010 года страховых взносов действующим законодательством не предусмотрен.
В части страховых взносов (включая расчеты с ФСС РФ) все расчеты с 1 января 2010 года в части страховых взносов с 2010 года начинаются с "нуля".
В связи с изложенным, даже если учреждением в 2010 и последующих годах будут выявляться факты неправильного формирования объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН по отчетным периодам до 2010 года, в налоговые органы должны представляться уточненные налоговые декларации и соответственно именно с налоговыми инспекциями должен решаться вопрос с зачетом сумм выявленной переплаты в счет прочих налогов (возврате суммы переплаты), уплатой суммы выявленной недоимки и т.д.
Выявленные после 1 января 2010 года суммы недоимки по ЕСН, а также санкции за это, должны уплачиваться учреждениями не в государственные внебюджетные фонды, а в федеральный бюджет.
|
В случае осуществления в отдельном из отчетных периодов расходов из средств социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах свыше исчисленных к уплате страховых взносов в ФСС РФ, учреждение вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением суммы перерасхода. При этом территориальный орган ФСС РФ выделяет необходимые средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов (см. п. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Перечень документов, которые учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, определен приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС РФ вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (в том числе выездную проверку), а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам выездной проверки.
|
Если до 2010 года пособие по уходу за ребенком учащимся учебных заведений выплачивалось учебными заведениями, то с 1 января 2010 года оно выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) получателя пособия (приказ Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 № 1012н, подп. "д" п 39). Вопрос о порядке выплаты в 2010 году пособий, назначенных до 1 января 2010 г. в приказе не освещается. В этих случаях необходимо обратиться за официальными разъяснениями.
|
За период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет пособие назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Если работница вышла на неполный график работы (неполное рабочее время), то за ней сохраняется право на получение пособия по уходу за ребенком (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995. № 81-ФЗ, п. 43 Приказа Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1012н). В этом случае переходный период учитывается в обычном порядке. Если работница вышла на полный график (полное рабочее время), то она утрачивает право на пособие. При повторном уходе в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет пособие назначается на дату начала отпуска. Соответственно необходимо пересчитать сумму пособия.
|
Если работница во время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет не выходила на работу на неполный рабочий график, то в данном случае имеет место ошибка ввода данных в программу (см. закладку "Плановые начисления" документа "Отпуск по уходу за ребенком", реквизит "Действие" должен быть установлен "Прекратить", для случая неполного рабочего времени нужно установить "Изменить" и ввести соответствующие уменьшенные значения оклада (тарифной ставки).
|
Если сотрудник(ца) вышел на полный график (полное рабочее время), то он утрачивает право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В этом случае необходимо ввести документ "Изменение условий оплаты отпуска по уходу за ребенком" и указать дату прекращения отпуска. При этом пособие до 1,5 лет уже не выплачивается. Если сотрудник(ца) выходит на неполный рабочий день, то в документе "Изменение условий оплаты отпуска по уходу за ребенком" необходимо установить переключатель в положение "Изменить о плату с " и указать дату выхода на неполный график работы, а на закладке "Плановые начисления" реквизит "Действие" установить "Изменить" и указать соответствующие размеры оклада, тарифной ставки и т.п.
|
Возможность перехода предусмотрена с любого месяца. При этом производится перенос всех кадровых документов за выбранный период и данных о рассчитанной заработной плате осуществляется так, чтобы пользователь мог без проблем рассчитать заработную плату за следующий после перехода месяц, а также чтобы по результатам расчетов за год, в котором произошел переход, корректно формировалась регламентированная отчетность. Перенос данных осуществляется, включая последний "закрытый" месяц. Со следующего месяца расчет зарплаты ведется уже в "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8".
|
Такая ситуация свидетельствует о наличии в переносимых данных ссылок на этих сотрудников (на элементы справочника "Сотрудники"). Перенос данных из справочников осуществляется по ссылкам. Перед конвертацией данных рекомендуется удалить из "1С:Зарплата и кадры 7.7" все помеченные на удаление объекты. Затем осуществить перенос. При этом кадровые данные переносятся за весь выбранный период переноса полностью, а расчетные - в той части, которая необходима для расчета заработной платы за следующий после переноса месяц и корректного формирования регламентированной отчетности за год, в котором произошел переход.
|
Меню "Операции" - "Справочники" - "Конвертации из информационных баз 7.7". Для модификации правил используется специализированная конфигурация конвертации данных (поставляется на диске ИТС). При необходимости с ее помощью могут быть скорректированы правила переноса. Замена типовых правил на скорректированные осуществляется при нажатии на кнопку "Заменить файлы конвертации", затем нужно выбрать файл, содержащий скорректированные правила переноса.
|
После конвертации необходимо в "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" провести корректировки с помощью документа "Корректировка записей регистров накопления", чтобы правильно закрыть сальдо по взаиморасчетам по ИФ и КОСГУ. В особо запущенных случаях нужно полностью закрыть то сальдо, что загрузилось и ввести правильное в разрезе ИФ и бюджетной классификации.
|
В "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" имеется специальный помощник перехода с ЕСН на уплату страховых взносов. Если есть необходимость пересчета пособий по беременности и родам, то в помощнике будет отображен список документов, по которым требуется провести перерасчет. Если помощник не используется, то требуется найти в списке соответствующие документы "Больничный лист", открыть каждый из них и нажать кнопку "Исправить" - ввести документ-исправление.
|
Для расчета среднего заработка для исчисления пособий за счет ФСС в 2009 и 2010 году предусмотрены разные механизмы. Поэтому в настройках среднего заработка (план видов расчетов "Средний заработок") используются разные "ветки". Старый порядок при этом не корректируется по новым правилам, а по-прежнему соответствует правилам 2009 года. Момент корректировки (в случае необходимости) базы для расчета среднего заработка в 2010 году должен предшествовать расчету пособий за 2010 год.
|
Сотрудник с точки зрения "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" - объект, определяющий договорные отношения с работодателем. При новом приеме на работу - новые договорные отношения. При этом расчет НДФЛ производится в привязке к соответствующему элементу справочника "Физические лица", что позволяет правильно рассчитывать налог вне зависимости от количества периодов работы сотрудника за год.
|
Условия работы (например, на 0,5 ставки, на 1,5 ставки) определяются трудовым договором с работником в момент приема на работу. Исходя из количества занимаемых ставок в штатном расписании, работнику назначается заработная плата, которая и отражается в трудовом договоре. Поэтому автоматический расчет оклада в зависимости от количества занимаемых ставок в программе не предусмотрен.
|
Идентификация производится по коду БК и дате начала действия. Технически в "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" это код и дата начала действия для элементов справочника "КБК", в "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" это реквизиты "Наименование" и "Дата начала действия".
|
Предлагается вводить два документа, соответствующие разным платежным документам на один и тот же вид взносов. Проблемой в данном случае является утвержденная форма 4-ФСС, в которой предусмотрено на период только три поля для указания номера и даты платежных документов.