Содержание
Всем россиянам памятны события, ознаменовавшие начало административной реформы. Президент взял курс на оптимизацию структуры федеральных органов государственной власти. Первым нормативным элементом данной реформы стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ №314). В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Указа № 314 МНС России подлежит преобразованию в Федеральную налоговую службу. Необходимо отметить, что абзацем вторым пункта 26 Указа № 314 предусмотрено, что изменения, касающиеся МНС России, вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Таким "соответствующим" федеральным законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон №58-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" 01.07.2002 и с этой даты основная часть документа вступила в силу, его отдельные положения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в НК РФ - по истечении месяца (то есть с 02.08.2004 года).
Таким образом, с 02.08.2004 года можно утверждать, что Закон №58-ФЗ в полном объеме вступил в силу (за исключением п. 4 ст. 65, который применяется с 1 января 2005 года). С учетом требований Указа №314 и Закона №58-ФЗ с 02.08.2004 года МНС России считается преобразованным в Федеральную налоговую службу. Однако, как показала жизнь, ничего не изменилось...
Что влечет за собой преобразование МНС России?
Процесс преобразования органа государственной власти интересен с правовой точки зрения в двух аспектах - гражданско-правовом и административно-правовом. Гражданско-правовой аспект для налогоплательщиков может быть интересен только в преломлении данной проблемы в рамках арбитражного или гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 44 АПК РФ, сторонами по делу являются организации и физические лица. Статья 48 АПК РФ, устанавливая правила процессуального правопреемства, указывает, что при реорганизации юридического лица стороной по делу становится правопреемник реорганизуемого лица. В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица к правопреемнику переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом. Таким образом, вопросы преобразования МНС России не могут не сказаться на процессуальном положении налоговых органов.
Однако более интересный вопрос - административно-правовое правопреемство МНС России. Как показала практика, налогоплательщики в августе покорно и привычно отчитались в "родных" налоговых инспекциях, кто-то был оштрафован "своей" инспекцией, кто-то с ней судится...
Давайте попробуем оценить статус МНС России (ФНС России в настоящий момент).
Как было отмечено выше, с 02.08.2004 года МНС России преобразовано в ФНС России, в связи с чем административные полномочия МНС России должны перейти к новому органу (это подсказывает логика и сущность процесса преобразования). Сразу хотелось бы пресечь разговоры о том, что преобразование МНС России в ФНС России это только "смена вывески". Пунктом 18 Указа № 314 предусмотрено, что изменения в системе федеральных органов исполнительной власти производятся без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения сотрудников только в отношении органов, которые Указом № 314 были переименованы или которым был придан новый статус. МНС России Указом № 314 не отнесено ни к первым, ни ко вторым.
Особо хочется обратить внимание, что Закон № 58-ФЗ внес в том числе изменения и дополнения в статью 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), вследствие чего статья 2 данного закона стала звучать следующим образом: "единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов". Аналогичное положение с 02.08.2004 года мы наблюдаем и в статье 9 НК РФ (а также и во всех иных статьях НК РФ), предусматривающей включение в состав участников налоговых правоотношений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (не МНС России!). Таким образом, с 02.08.2004 года МНС России перестало быть налоговым органом (МНС России вообще перестало быть органом государственной власти), то есть органом, действующим от имени государства в рамках НК РФ, со всеми вытекающими отсюда юрисдикционными последствиями для данного органа (любое деяние МНС России или его территориального органа, выступающих в качестве налоговых органов, является незаконным, поскольку совершено при отсутствии законно установленных полномочий). К тому же с момента преобразования должностные лица МНС России также утрачивают соответствующий статус.
Однако само МНС России Закон № 58-ФЗ видимо нисколько не смущает, поскольку 10.08.2004 года МНС России издает Приказ № САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками". Еще более любопытный факт - лицо, подписавшее данный Приказ - исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.Э. Сердюков (справочно - Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 № 999-р А.Э. Сердюков назначен на должность руководителя ФНС России и одновременно освобожден от ранее занимаемой должности исполняющего обязанности Министра РФ по налогам и сборам).
В итоге складывается очень интересная ситуация - полномочия по контролю и надзору в области налогов и сборов реализует преобразованный орган, о котором как о налоговом органе после вступления в силу Закона № 58-ФЗ не осталось упоминаний в законодательных актах РФ; нормативные правовые акты от имени МНС России подписывает лицо, освобожденное от должности руководителя органа; мероприятия налогового контроля осуществляют лица, утратившие соответствующий статус в связи с преобразованием органа государственной власти.... Ни странно ли?
Вроде бы напрашивается вывод, что с 02.08.2004 года полномочия налогового органа должны реализовываться ФНС России и еe территориальными органами. Однако и здесь не все гладко.
Как было отмечено выше, в рамках Закона о налоговых органах и НК РФ (и иных законодательных актов РФ) в состав налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. С 02.08.2004 года создана ФНС России, руководителем назначен А.Э. Сердюков, Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-р ФНС России переподчинены территориальные органы преобразованного МНС России. Таким образом, складывается впечатление, что созданы все необходимые условия для функционирования "нового" налогового органа - ФНС России.
Одна очень большая проблема состоит в следующем - кто решил (на основании какого нормативного правового акта), что ФНС России является тем самым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, о котором упоминает НК РФ, регламентируя взаимоотношения государства и налогоплательщиков? До настоящего момента Положение о ФНС России не утверждено, поэтому определение круга полномочий и реализация своих потенциальных полномочий ФНС России представляется невозможными (точнее - незаконными).
Таково положение дел. Как оно будет развиваться далее - покажет будущее.