Содержание
По данной проблеме см. также:
- Комментарий к закону № 54-ФЗ;
- Отражение требований закона о ККТ в типовых конфигурациях фирмы "1С";
- Позиция УМНС России по г. Москве.
Вступление 28 июня в силу упомянутого закона, предусматривающего обязательность использования контрольно-кассовой техники в расчетах между юридическими лицами, обуславливает, по нашему мнению, необходимость обособленного учета наличных денежных расчетов с физическими и юридическими лицами. Под обособленным учетом понимается раздельный учет на этапе выдачи чеков, предусматривающий использование технических возможностей кассовых аппаратов (например, оформление чеков для физических и юридических лиц с указанием различных секций) или использование отдельных кассовых аппаратов.
Такой обособленный учет не регламентируется указанным законом прямо, однако является важным по следующим причинам:
- сопровождение продажи оформлением счета-фактуры необходимо только в расчетах с юридическими лицами; по расчетам с физическими лицами запись в книге продаж выполняется на основании контрольно-кассовой ленты без оформления счета-фактуры;
- расчеты наличными средствами между юридическими лицами не облагаются налогом с продаж.
В типовых конфигурациях расчеты с покупателями должны вестись в существующем до вступления этого закона в силу порядке. Важным вопросом при этом является необходимость оформления наряду с кассовым чеком приходного кассового ордера при поступлении наличных от юридических лиц.
Автор опубликованного нами ранее на сайте комментария к закону № 54-ФЗ М.С. Мухин и ряд других специалистов считают, что выписывать ПКО не обязательно, так как ПКО и кассовый чек будут фиксировать поступление одной и той же суммы, в связи с чем исполнитель (поставщик) будет вынужден вести дополнительный учет, исключающий дублирование денежных поступлений в наличной выручке.
Методисты фирмы "1С" считают, что выписка ПКО является необходимым условием. В соответствии с п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40 по каждому платежу наличными денежными средствами, поступившими от юридического лица, выписывается отдельный приходный кассовый ордер. Одновременно, в соответствии с законом 54-ФЗ, выдается кассовый чек. Суммы этих чеков не должны быть отражены в учете, чтобы не дублировать приходные кассовые ордера. По каждому авансовому платежу оформляется счет-фактура.
Дело в том, что для целей бухгалтерского и налогового учета приходные кассовые ордера являются важными источниками аналитической информации. При расчетах с юридическими лицами поставщику обязательно нужно знать, от кого какая сумма была получена и на каком основании. А в кассовом чеке такой информации обычно нет. Кроме того, кассовый чек выдается покупателю, поэтому даже программирование печати названия покупателя в чеке проблему не решает. Таким образом, выписка приходного ордера нужна не только покупателю, уплатившему сумму, но и продавцу - для учета расчетов.
Подчеркнем, что правильность изложенной позиции фактически была подтверждена в письме УМНС России по г. Москве от 23.07.2003 № 29-08/41041.
Между тем, применение при оформлении платежных документов типовых конфигураций системы "1С:Предприятие 7.7." дает возможность пользователю применить ту методику, которую он сам считает верной.
Необходимо помнить, что расчеты с юридическими лицами в отличие от розничной торговли могут быть не связаны с конкретной покупкой, а являться лишь очередным этапом расчетов по договору. По суммам, поступившим от физлиц, оформляется один приходный ордер за день (смену) по факту передачи выручки в кассу (Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104; п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации). Чек выдается каждому покупателю, но дополнительная аналитическая информация, как правило, не учитывается. На общую сумму поступлений в кассу по таким платежам формируется одна запись книги продаж и кассовой книги. Таким образом, обособление учета помогает, с одной стороны, выполнять требования закона 54-ФЗ по применению ККМ, а с другой - сохранить существующий привычный порядок отражения кассовых операций в бухгалтерском и налоговом учете. Именно обособление учета на этапе выдачи чека (отдельные секции, отдельные кассовые аппараты и т. п.) четко покажет различие отраженных сумм по рознице и по Z-отчету за день (смену).
Такой подход не требует изменений в типовых конфигурациях системы "1С:Предприятие 7.7.". Вместе с тем, в конфигурациях, предусматривающих подключение торгового оборудования, в дальнейшем возможно развитие сервисных функций для упрощения отражения оплат наличными денежными средствами, поступивших от юридических лиц.