Содержание
- ПБУ 12/2010: общие положения
- Выделение сегментов
- Отчетные сегменты
- Оценка показателей отчетных сегментов
- Раскрытие информации по отчетным сегментам
- ПБУ 12/2010: итоги
14 декабря 2010 года Минюст РФ за № 19171 зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н, утвердивший Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), вступающее в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год и заменяющее, таким образом, ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н.
Рассмотрим положения ПБУ 12/2010, сопоставив их с предписаниями утратившего силу ПБУ 12/2000.
Раздел "Общие положения" рассматриваемого нами ПБУ существенно сузил круг организаций, представление информации по сегментам для которых является обязательным. Напомним, что пунктом 1 ПБУ 12/2000 устанавливалось, что его предписания распространяются на все коммерческие организации за исключением кредитных организаций. При этом ПБУ должно было применяться "при составлении сводной бухгалтерской отчетности" в случае наличия у организации "дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности". Исключение из этого правила устанавливалось только для субъектов малого предпринимательства, для которых ПБУ 12/2000 "могло не применяться". Если же учесть, что большинство субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, то данная норма не имела существенного значения. Безусловно, данное требование не отвечало объективным потребностям пользователей бухгалтерской отчетности в информации о деятельности отчитывающихся организаций по сегментам.
Пунктом 2 ПБУ 12/2010 устанавливается, что "раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением" должны только "организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг". Иные организации - устанавливает ПБУ 12/2010 - применяют настоящее Положение только "в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности".
Однако следует обратить внимание на то, что даже если раскрытие информации по сегментам необязательно для организации, но она приняла решение такую информацию пользователям своей отчетности представлять, эти данные должны формироваться в соответствии с предписаниями ПБУ 12/2010. На это указывает пункт 2 ПБУ 12/2010, согласно которому "информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам". Это очень важно, так как пользователь отчетности, оценивая ее данные, представляемые как "информация по сегментам", должен иметь возможность обоснованно рассчитывать на то, что эта информация будет представлена по определенным, известным ему правилам.
Вместе с тем это не запрещает организациям включать в представляемые ими годовые бухгалтерские отчеты иную информацию, сформированную по иным (отличным от ПБУ 12/2010) правилам, но не называя ее информацией по сегментам. Например, это могут быть данные, определяемые как "информация по видам деятельности".
Говоря о разделе ПБУ 12/2010 "Общие положения", следует обратить внимание на то, что очевидное с точки зрения экономической логики требование пункта 4 вызывает много вопросов как предписание нормативно-правового акта. Остается неясным, где бухгалтеру, стремящемуся надлежащим образом исполнить это предписание ПБУ, искать ответы на вопросы о том, что в данном случае подразумевается под "отраслевой спецификой", "хозяйственной структурой" и какие именно "финансовые показатели" имеются в виду.
В последнем случае нужно отметить, что значимая часть предписаний, рассматриваемых ПБУ, касается определения так называемых показателей отчетных сегментов, однако, во-первых, не указывается, какая часть из них является показателями финансовыми и каковы критерии определения именно финансового показателя, во-вторых, понятие "показатель отчетного сегмента" также не определено.
ПБУ 12/2010: общие положения
14 декабря 2010 года Минюст РФ за № 19171 зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н, утвердивший Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), вступающее в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год и заменяющее, таким образом, ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н.
Рассмотрим положения ПБУ 12/2010, сопоставив их с предписаниями утратившего силу ПБУ 12/2000.
Раздел "Общие положения" рассматриваемого нами ПБУ существенно сузил круг организаций, представление информации по сегментам для которых является обязательным. Напомним, что пунктом 1 ПБУ 12/2000 устанавливалось, что его предписания распространяются на все коммерческие организации за исключением кредитных организаций. При этом ПБУ должно было применяться "при составлении сводной бухгалтерской отчетности" в случае наличия у организации "дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности". Исключение из этого правила устанавливалось только для субъектов малого предпринимательства, для которых ПБУ 12/2000 "могло не применяться". Если же учесть, что большинство субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, то данная норма не имела существенного значения. Безусловно, данное требование не отвечало объективным потребностям пользователей бухгалтерской отчетности в информации о деятельности отчитывающихся организаций по сегментам.
Пунктом 2 ПБУ 12/2010 устанавливается, что "раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением" должны только "организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг". Иные организации - устанавливает ПБУ 12/2010 - применяют настоящее Положение только "в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности".
Однако следует обратить внимание на то, что даже если раскрытие информации по сегментам необязательно для организации, но она приняла решение такую информацию пользователям своей отчетности представлять, эти данные должны формироваться в соответствии с предписаниями ПБУ 12/2010. На это указывает пункт 2 ПБУ 12/2010, согласно которому "информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам". Это очень важно, так как пользователь отчетности, оценивая ее данные, представляемые как "информация по сегментам", должен иметь возможность обоснованно рассчитывать на то, что эта информация будет представлена по определенным, известным ему правилам.
Вместе с тем это не запрещает организациям включать в представляемые ими годовые бухгалтерские отчеты иную информацию, сформированную по иным (отличным от ПБУ 12/2010) правилам, но не называя ее информацией по сегментам. Например, это могут быть данные, определяемые как "информация по видам деятельности".
Говоря о разделе ПБУ 12/2010 "Общие положения", следует обратить внимание на то, что очевидное с точки зрения экономической логики требование пункта 4 вызывает много вопросов как предписание нормативно-правового акта. Остается неясным, где бухгалтеру, стремящемуся надлежащим образом исполнить это предписание ПБУ, искать ответы на вопросы о том, что в данном случае подразумевается под "отраслевой спецификой", "хозяйственной структурой" и какие именно "финансовые показатели" имеются в виду.
В последнем случае нужно отметить, что значимая часть предписаний, рассматриваемых ПБУ, касается определения так называемых показателей отчетных сегментов, однако, во-первых, не указывается, какая часть из них является показателями финансовыми и каковы критерии определения именно финансового показателя, во-вторых, понятие "показатель отчетного сегмента" также не определено.
Выделение сегментов
ПБУ 12/2000 содержало специальный раздел, который назывался "Порядок выделения информации по отчетным сегментам", однако этому процессу не давалось определения. В новом ПБУ такое определение процессу "выделения сегментов" приводится в пункте 5, причем оно дается достаточно детально.
При этом в данном определении есть несколько очень важных моментов, на которые нам необходимо обратить внимание.
Во-первых, здесь вводится понятие "подразумеваемые выгоды или расходы". Его содержание не ново, нова лишь формулировка. Согласно пункту 5 ПБУ 12/2000, в частности, информация о выручке (доходах) сегмента и его расходах определялась с учетом "операций с другими сегментами этой же организации". В ПБУ 12/2010 доходы и расходы сегмента "по операциям с другими сегментами" определены как доходы и расходы "подразумеваемые".
Далее, выделение сегмента, согласно ПБУ 12/2010 - это уже совершенно новое положение - должно предполагать систематический анализ деятельности такого сегмента "лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов".
Это очень интересное предписание. С одной стороны, буквальное прочтение этого предписания ПБУ может привести к выводу, что если соответствующего анализа внутренними пользователями учетной информации не проводится, то она не нужна и пользователям внешним. С другой, остается неясным, какой документ должен служить для бухгалтера подтверждением проведенного анализа.
Что же касается возможности формирования "финансовых показателей отдельно от показателей других частей деятельности организации" и что под такими частями подразумевается, то это, как и при прочтении пункта 4 ПБУ 12/2010, остается неясным.
Далее,
ПБУ
12/2010 определяет, что может служить "основой выделения сегментов".
Согласно
пункту
6, "в зависимости от организационной и управленческой структуры организации,
а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть,
в частности:
а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые
услуги;
б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
г) структурные подразделения организации".
Таким образом, реализация профессионального суждения бухгалтера здесь должна состоять в том, чтобы соотнести выбираемые основания выделения сегментов с интересами пользователей бухгалтерской отчетности.
Далее, ПБУ 12/2010 ориентирует бухгалтера в вопросе выделения сегментов.
Пункт 7 гласит: "при выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное".
Как бухгалтер должен узнать о том, какую информацию используют "полномочные лица организации", то есть "лица, наделенные в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов"? Как "сведения, размещаемые в средствах массовой информации" сделать основой выделения сегмента? Что такое "управленческие документы по планированию"?
Не вносят ясности в процедуру "выделения сегментов" и предписания ПБУ 12/2010, касающиеся, наоборот, оснований определения нескольких сегментов как сегмента единого.
Согласно
пункту
8 ПБУ 12/2010, "несколько сегментов могут быть определены как единый
сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а
также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:
а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания
услуг;
в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения),
режим налогообложения);
е) другие характеристики".
Здесь, наверное, следует начать с того, что "цели Положения" в ПБУ 12/2010 не определены.
Пункт 1 ПБУ 12/2010 определяет, что оно "устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации".
Однако цели ПБУ 12/2010 специально данным нормативно-правовым актом не определяются.
Скорее всего, в качестве целей ПБУ 12/2010 следует рассматривать предписание пункта 4, согласно которому отчетность по сегментам должна "обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности".
В целом необходимо отметить, что содержание предписаний ПБУ 12/2010 по выделению сегментов требует от бухгалтера добросовестного и рационального применения своего профессионального суждения, основой которого будет служить определяемая ПБУ 12/2010 задача "обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности".
Отчетные сегменты
ПБУ
12/2000 определяло понятие "информация по отчетному сегменту" как "информацию
по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащую обязательному
раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности".
При этом практически все нормы
ПБУ
12/2000 касались именно отчетных сегментов.
ПБУ
12/2010 разделяет понятия сегмента и отчетного сегмента, определяя последний
следующим образом. Согласно
пункту
10 "сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих
условий:
а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая
выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей
суммы выручки всех сегментов;
б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10
процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым
результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым
результатом которых является убыток;
в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов".
Данное правило предполагает исключение. Согласно пункту 11 ПБУ 12/2010, "сегмент, показатели которого ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 14 настоящего Положения". Согласно же пункту 14 ПБУ 12/2010, "на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации".
Вопрос "полезности" или "не полезности" соответствующей информации для пользователей отчетности, по всей видимости, здесь также относится к области компетенции бухгалтера, формирующего отчетность по сегментам.
Говоря о содержании пункта 14 ПБУ 12/2010, также следует отметить, что им устанавливается, что "если на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего Положения".
Согласно пункту 15 ПБУ 12/2010, "в случае если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения". Пункт 13 ПБУ 12/2010 в свою очередь гласит, что "при определении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум и более сегментам, показатели которых ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по характеристикам, предусмотренным пунктом 8 настоящего Положения".
Важно обратить внимание на содержание пункта 17 ПБУ 12/2010 - им устанавливается, что "при подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в определении перечня отчетных сегментов".
Обеспечение последовательности в определении перечня отчетных сегментов, согласно требованиям ПБУ 12/2010, в частности, состоит в том, что "если сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде".
Оценка показателей отчетных сегментов
Специальные нормы ПБУ 12/2010 посвящены регулированию порядка оценки показателей отчетных сегментов. Их содержание, безусловно, можно признать совершенно новаторским. Пункт 18 ПБУ 12/2010 устанавливает, что "показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 24-27 настоящего Положения, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета)". Таким образом, впервые ПБУ предписывается, что основой оценки данных внешней финансовой отчетности организации должны служить данные управленческого учета. Причем уточняется, что использоваться для этих целей должна именно та оценка соответствующих показателей, "в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений".
Вызывает вопрос соответствия данного положения ПБУ пункту 4 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому "содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной".
В свете рассмотренной общей нормы пункта 18 ПБУ 12/2010 выполнено содержание всего раздела IV данного нормативного документа. Так, например, согласно пункту 19 ПБУ 12/2010, "распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений".
В целом, следует отметить, что стремление сделать данные управленческого учета организации публичной информацией, безусловно, оригинально, но вряд ли исполнимо, хотя бы в силу противоречия действующему российскому законодательству.
Раскрытие информации по отчетным сегментам
Данный раздел является заключительным в ПБУ 12/2010 и определяет состав информации, которую организации должны представлять в своей бухгалтерской отчетности по выделенным сегментам.
Положения этого раздела ПБУ 12/2010 не нуждаются в подробных комментариях, так как, с одной стороны, их формулировки вполне однозначны, а с другой, проблемы их применения на практике, по нашему мнению, обусловлены сложностями интерпретации и применения ПБУ 12/2010, рассмотренными нами выше.
Здесь отметим, что, определяя состав показателей, которые фирма должна раскрыть
по каждому отчетному сегменту,
пункты
24 и 25 ПБУ 12/2010 разделяют их на две группы. К первой относятся показатели,
которые отчитывающаяся организация обязательно должна раскрыть "по каждому отчетному
сегменту". В качестве таковых
пункт
24 ПБУ 12/2010 определяет:
а) финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
б) общую величину активов на отчетную дату;
в) общую величину обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются
полномочным лицам организации).
Вторую группу составляют показатели, которые "организация раскрывает...
по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации
на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет
финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента". Это:
"а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
в) проценты (дивиденды) к получению;
г) проценты к уплате;
д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным
активам;
е) иные существенные доходы и расходы;
ж) налог на прибыль организаций".
При этом согласно пункту 22 ПБУ 12/2010 "в пояснениях к бухгалтерской отчетности" организация должна раскрыть "способы оценки показателей отчетных сегментов".
ПБУ 12/2010: итоги
Заканчивая обзор ПБУ 12/2010, необходимо отметить, что данный нормативный документ представляет собой пример конфликта реализуемой в России системы нормативно-правового регулирования бухгалтерской практики и концептуальных основ МСФО, в основе которых лежит идея профессионального суждения бухгалтера как базы методологии формирования информации о финансовом положении компаний. С позиций последней, предписания ПБУ носят ориентирующий характер и в конкретных случаях должны реализовываться, исходя из профессионального суждения специалистов, составляющих отчетность. Однако в случае с ПБУ мы имеем дело с нормативно-правовым актом. И здесь, к сожалению, мы должны отметить, что стремление сделать текст нового ПБУ максимально современным и соответствующим идеям МСФО в ряде случаев лишило этот текст необходимых характеристик содержания именно нормативного документа, в частности, соответствия действующему российскому законодательству.
"а) производимая продукция, ЗАКУПАЕМЫЕ товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;" как говорится, найдите лишний элемент. Тест IQ в пределах 70 баллов.
И это основополагающие дефиниции положения. Далее можно уже не утруждаться чтением.
Неизвестный пользователь, Слово ЗАКУПАЕМЫЕ не лишний элемент. Товары ещё бывают комиссионные.