Судебный вердикт: когда налоговики могут провести осмотр офиса без проведения проверки
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 16.05.2023 № А31-4528/2022 разъяснил, в каких ситуациях налоговики могут провести осмотр помещений и офисов налогоплательщика вне рамок налоговой проверки.

Предмет спора: налоговая инспекция провела осмотр принадлежащих организации помещений и офисов. При этом никакой налоговой проверки в отношении организации не назначалось и дополнительных мероприятий налогового контроля не проводилось. Посчитав свои права нарушенными, организация обратилась с иском в суд. В иске она потребовала признать действия налоговиков по проведению осмотра помещений незаконными, а все собранные в результате такого осмотра доказательства – недопустимыми.

За что спорили: возможность осмотра помещений вне рамок налоговой проверки.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации указывал на то, что налоговые органы могут проводить осмотры помещений и территорий налогоплательщиков исключительно в рамках налоговой проверки. Контрольные полномочия налоговиков, которые они вправе реализовывать вне рамок проверок, значительно ограничены. Так, по мнению организации, без организации и проведения налоговой проверки инспекция вправе только запрашивать документы, касающиеся контрагентов налогоплательщика и совершенных им сделок. Допросы свидетелей, осмотры помещений и выемка документов вне рамок налоговой проверки, с точки зрения организации, проводиться не могут.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации несостоятельными и встал на сторону налоговой инспекции. Суд отметил, что налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, а также осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения прибыли производственные, складские, торговые и иные помещения и территории и проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Осмотр территорий, помещений, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа.

При этом указанные осмотры возможны не только в ходе проведения налоговых проверок. Вне рамок налоговой проверки осмотр территорий и помещений налогоплательщика возможен при одновременном соблюдении налоговиками следующих условий (абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • наличие в отношении налогоплательщика решения о взыскании с него недоимки, размер которой превышает 1 млн рублей;
  • неисполнение налогоплательщиком решения о взыскании недоимки в течение 10 дней с даты принятия такого решения;
  • наличие согласия налогоплательщика на проведение осмотра территорий и помещений.

Суд установил, что у организации имелась недоимка по налогам в размере свыше 12 млн рублей. В отношении данной недоимки налоговики приняли решение о взыскании. Организация в течение 10 дней с момента принятия решения о взыскании с нее недоимки задолженность не погасила. В свою очередь генеральный директор организации предоставил свое согласие на проведение осмотра помещений и офисов.

При таких обстоятельствах проведение налоговиками осмотра помещений полностью соответствует закону и не нарушает права налогоплательщика. Тот факт, что впоследствии организация выразила свое несогласие с проведением осмотра, не свидетельствует о его незаконности. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявленного организацией иска и признал проведенный осмотр обоснованным и правомерным.

Комментарии