Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 28.04.2023 № А60-34293/2022 разъяснил, вправе ли организации в целях уменьшения налога на прибыль начислять амортизацию на автомобили, не поставленные на учет в органах ГИБДД.
Предмет спора: по результатам выездной проверки налоговики доначислили организации налог на прибыль. Основанием для доначисления налога послужило якобы неправомерное завышение организацией расходов на сумму амортизации по транспортным средствам, не зарегистрированным и не поставленным на учет в органах ГИБДД. Посчитав действия налоговиков неправомерными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить доначисление налога.
За что спорили: 58 605 рублей.
Кто выиграл: организация-налогоплательщик.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель налоговой инспекции указывал, что спорные транспортные средства были зарегистрированы за прежним владельцем и фактически являлись его собственностью, несмотря на заключение договоров купли-продажи с организацией. Без регистрации приобретенных транспортных средств в ГИБДД налогоплательщик не может в полной мере владеть и пользоваться данными средствами в производственных целях. Поэтому, с точки зрения налоговиков, амортизацию можно начислять только в отношении транспортных средств, поставленных на учет в органах ГИБДД. До регистрации в ГИБДД транспортные средства не могут считаться амортизируемым имуществом.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговой инспекции и встал на сторону организации-налогоплательщика. Судьи пояснили, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы начисленной амортизации (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).
Амортизацию можно начислять в отношении имущества, находящегося у налогоплательщика на праве собственности и используемого для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизируемым имуществом признают имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Регистрация транспортных средств может обуславливать только их допуск к участию в дорожном движении. Регистрация носит исключительно учетный характер и не служит основанием для возникновения права собственности на транспортные средства.
При отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя движимой вещи – момент передачи транспортного средства. В законодательстве отсутствуют нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Отсутствие государственной регистрации не исключает возможности начисления амортизации в отношении приобретенных транспортных средств, которые могут использоваться в производственной деятельности налогоплательщика. Факт неиспользования транспортных средств в тот или иной момент времени не означает, что данный транспорт не может участвовать в производственной деятельности впоследствии.
Налоговая инспекция не представила доказательств того, что купленные организацией транспортные средства не могли быть использованы ею в целях извлечения прибыли. В связи с этим, заключил суд, оснований для доначисления налога на прибыль у налоговиков не имелось. Исковые требования налогоплательщика были удовлетворены.
А если транспорт еще не передавался покупателю и был вообще на другом предприятии?
Муза программиста, если факт купли-продажи транспортных средств состоялся, то предполагается, что приобретенный транспорт используется в предпринимательской деятельности, приносящей доход. соответственно, организация вправе начислять амортизацию по приобретенному транспорту, независимо от того, поставлен он на учет в гибдд или нет. сама по себе постановка на учет не гарантирует, что транспорт используется именно самой организацией. автомобили по факту могут принадлежать и эксплуатироваться другой компанией. но это должны доказать налоговики. а они в данном случае подобных доказательств не представили.