Предмет спора: в ходе проверки СФР обнаружил ошибки в поданной организацией отчетности по форме ЕФС-1. В адрес организации было направлено уведомление о необходимости устранения в 5-дневный срок всех выявленных ошибок. Организация нарушила указанный срок и представила уточненный отчет на 6 день после получения уведомления из СФР. В связи с этим фонд оштрафовал компанию за непредставление обязательной отчетности по форме ЕФС-1. Не согласившись с действиями фонда, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили: возможность исправления ЕФС-1 без штрафа.
Кто выиграл: организация-страхователь.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель СФР отмечал, что срок для исправления отчетности по форме ЕФС-1 жестко регламентирован законодательством. Данный срок составляет 5 дней с момента получения соответствующего уведомления из СФР. Другими словами, по мнению фонда, 5-дневный срок на исправление ЕФС-1 следует отсчитывать именно со дня, когда организация получает уведомление об обнаружении в отчетности ошибок. Поскольку организация начала отсчитывать данный срок со дня, следующего за днем получения уведомления, срок на исправление ошибок она нарушила. Поэтому, с точки зрения СФР, организацию обоснованно оштрафовали за непредставление ЕФС-1.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы СФР и встал на сторону организации-страхователя.
Суд указал, что при обнаружении в ЕФС-1 ошибок СФР направляет организации-страхователю уведомление о необходимости их устранения (ч.5 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
Такое уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по ТКС. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается 6-й день, считая с даты отправления заказного письма.
Получив данное уведомление, организация должна устранить все обнаруженные в отчетности ошибки и неточности в течение пяти рабочих дней. При своевременном устранении ошибок никаких штрафных санкций к такому страхователю не применяется (ч.25 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).
При нарушении указанного 5-дневного срока на устранение ошибок страхователя привлекают к ответственности за непредставление ЕФС-1 в виде штрафа в размере 500 рублей за каждого работника, в отношении которого в отчетности были допущены ошибки (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).
Поскольку в законодательстве прямо не урегулирован порядок исчисления сроков в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, данные сроки необходимо исчислять по правилам ст.6.1 НК РФ «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах». Согласно п.2 ст.6.2 НК РФ, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Соответственно, 5-дневный срок для устранения имеющихся ошибок и несоответствий в отчетности по форме ЕФС-1 следует исчислять не с момента получения уведомления из СФР, а со дня, следующего за днем получения такого уведомления. Так как организация при исчислении 5-дневного срока руководствовалась именно положениями ст.6.1 НК РФ, срок на исправление ЕФС-1 она не нарушила. Поэтому, заключил суд, оснований для привлечения организации к ответственности не имелось. Наложенный на нее штраф был отменен.
В материале использованы фото: Kaspars Grinvalds / Shutterstock / Fotodom.