Судебный вердикт: будет ли штраф за несдачу ЕФС-1 по причине технического сбоя
Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18.03.2024 №А56-67736/2023 разъяснил, вправе ли СФР штрафовать организации за несвоевременное представление обязательной отчетности по форме ЕФС-1, произошедшее по причине технического сбоя.

Предмет спора: организация несвоевременно представила в СФР сведения по форме ЕФС-1 на вновь трудоустроенных работников. Задержка сдачи отчетности на 1 день обусловлена техническим сбоем в информационной системе, через которую организация представляла сведения в СФР. Поскольку организация была не вправе отчитываться на бумажном носителе, необходимые сведения в фонд она представила только после восстановления работоспособности информсистемы. По этой причине СФР оштрафовал организацию за несвоевременное представление отчетности по форме ЕФС-1. Посчитав действия фонда необоснованными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить наложенный на нее штраф.

За что спорили:  35 500 рублей.

Кто выиграл: СФР

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации-страхователя указывал, что своевременно представить в СФР отчетность организация не могла по объективным причинам. Отчетность организация представляла при помощи государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система бухгалтерского учета» (ГИС ЕИАСБУ), которая работала нестабильно и в спорный период времени не принимала и не доставляла отчетность страхователей. Таким образом, нарушение сроков предоставления сведений по форме ЕФС-1 произошло в связи с аппаратным сбоем в государственной информационной системе на региональном уровне, а не вследствие действий или бездействия самой организации. Поэтому, по мнению организации, у СФР отсутствовали основания для наложения на нее штрафа.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации-страхователя и встал на сторону СФР. 

Суд отметил, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы СФР сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме ЕФС-1. Данные сведения необходимо представлять о каждом работающем в организации сотруднике, включая сотрудников, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Сведения по форме ЕФС-1 необходимо представлять не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора – не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения (п.6  ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования»). За непредставление в указанный срок либо представление неполных или недостоверных сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей  в отношении каждого сотрудника, указанного в отчетности (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

Суд установил, что организация действительно нарушила сроки представления сведений о заключении с застрахованными лицами договоров гражданско-правового характера, поскольку сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1 были представлены на один день позже законного срока.

Причиной несвоевременного представления формы ЕФС-1 послужил тот факт, что в спорный период времени ГИС ЕИАСБУ была недоступна в связи с аппаратным сбоем в работе системы, что подтверждалось представленными в материалы дела скриншотами электронной почты, а также письмом регионального Комитета финансов. Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими вину организации в нарушении сроков сдачи обязательной отчетности. Организация должна предвидеть возможные неполадки в работе информсистемы и позаботиться о сдаче сведений в день заключения с сотрудниками гражданско-правовых договоров.

Технические сбои и ошибки не отвечают признакам объективности и непредвиденности, поскольку нарушение работы ПО относится к организационным вопросам хозяйствующего субъекта, поэтому не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за несвоевременную сдачу сведений. В связи с этим суд отказал организации в удовлетворении заявленных ею исковых требований.

В материале использованы фото: Elnur / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Мальчик из соседнего кабинета

    Справедливость восторжествовала!!! Организация должна ПРЕДВИДЕТЬ возможные неполадки в работе информсистемы и позаботиться о сдаче сведений В ДЕНЬ заключения с сотрудниками гражданско-правовых договоров.

    • true

      Мальчик из соседнего кабинета, Судебное решение действительно крайне неоднозначное. Административное наказание и штрафы за несдачу обязательной отчетности назначаются только за виновные действия или бездействие страхователей. В спорном случае, который здесь рассматривается, никакой вины страхователя в просрочке отчетности не было. И отсутствие вины страхователь документально подтвердил.

      Назначать штраф при таких обстоятельствах по меньшей мере очень странно. Причем сейчас судебная практика по большей части исходит из того, что техническая ошибка и программный сбой на стороне страховщика - СФР освобождает страхователей от ответственности за несоблюдение сроков представления обязательной отчетности.

  2. Мисс Кадровик

    Организация должна иметь свою систему для сдачи отчетности на случай если государственая сломается

    • chitatel

      Мисс Кадровик, Да, это лучший вариант. Но к сожалению он не всегда реализуем на практике. Свою систему для представления обязательной отчетности может иметь далеко не всякая организация. В некоторых случаях организации вынуждены пользоваться теми информационными системами, которые им были назначены учредителями или требованиями законодательства и подзаконных актов.

      Это актуально для разного рода учреждений, ведомств и предприятий государственного сектора и с государственным участием. Выбирать системы для отправки отчетности они не могут и вынуждены пользоваться теми, которые им были назначены или рекомендованы к применению сверху.

  3. Добрый инспектор

    То есть суд фактически постановил, что государство (представленное в данном случае государственной информационной системой) не несёт никаких обязательств. Более разрушительного судебного решения я давно не видел...

    • Товаровед в мыле

      Добрый инспектор, То ли еще будет...план по сбору штрафов выполняется)

    • true

      Добрый инспектор, Это всего лишь мнение одного отдельно взятого суда. У нас не прецедентная правовая система. По большому счету решение одного суда большого значения для налогоплательщиков и страхователей ничего не значит. Судебную практику и порядок разрешения в будущем подобных споров данное решение не сформирует.

      Другой суд может принять диаметрально противоположное решение по схожему делу. Причем сейчас многие суды уже сходятся во мнении, что технический сбой в программном обеспечении, отвечающем за направление в СФР обязательной отчетности является уважительной причиной для просрочки отчетности. И страхователи, как правило, в таких делах выигрывают.

  4. Нетипичный 1С-ник

    Я надеюсь там дойдут до апелляции и верховного, потому что пока выходит, что у государства лапки и организация должна за неделю до приема отчет отправлять, чтоб наверняка  

    • chitatel

      Нетипичный 1С-ник, До апелляции в указанном судебном споре стороны разбирательства уже дошли. Апелляция была сразу после решения суда первой инстанции. А рассматриваемое судебное решение - уже третье по счету. Оно принято кассационным судом. Далее организация, не согласная с решением кассации, может его оспорить только в Верховном Суде РФ.

      Причем у организации есть все шансы оспорить решение кассаторов, поскольку оно и в самом деле является неоднозначным. В настоящее время далеко не все суды соглашаются с точкой зрения, оглашенной в рассматриваемом решении кассационного суда. Многие суды все же исходят из того, что наказывать за несдачу отчетности по причине технического сбоя в работе программного обеспечения не за что.