Предмет спора: организация несвоевременно представила в СФР сведения по форме ЕФС-1 на вновь трудоустроенных работников. Задержка сдачи отчетности на 1 день обусловлена техническим сбоем в информационной системе, через которую организация представляла сведения в СФР. Поскольку организация была не вправе отчитываться на бумажном носителе, необходимые сведения в фонд она представила только после восстановления работоспособности информсистемы. По этой причине СФР оштрафовал организацию за несвоевременное представление отчетности по форме ЕФС-1. Посчитав действия фонда необоснованными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили: 35 500 рублей.
Кто выиграл: СФР
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации-страхователя указывал, что своевременно представить в СФР отчетность организация не могла по объективным причинам. Отчетность организация представляла при помощи государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система бухгалтерского учета» (ГИС ЕИАСБУ), которая работала нестабильно и в спорный период времени не принимала и не доставляла отчетность страхователей. Таким образом, нарушение сроков предоставления сведений по форме ЕФС-1 произошло в связи с аппаратным сбоем в государственной информационной системе на региональном уровне, а не вследствие действий или бездействия самой организации. Поэтому, по мнению организации, у СФР отсутствовали основания для наложения на нее штрафа.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации-страхователя и встал на сторону СФР.
Суд отметил, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы СФР сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме ЕФС-1. Данные сведения необходимо представлять о каждом работающем в организации сотруднике, включая сотрудников, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
Сведения по форме ЕФС-1 необходимо представлять не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора – не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения (п.6 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования»). За непредставление в указанный срок либо представление неполных или недостоверных сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого сотрудника, указанного в отчетности (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).
Суд установил, что организация действительно нарушила сроки представления сведений о заключении с застрахованными лицами договоров гражданско-правового характера, поскольку сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1 были представлены на один день позже законного срока.
Причиной несвоевременного представления формы ЕФС-1 послужил тот факт, что в спорный период времени ГИС ЕИАСБУ была недоступна в связи с аппаратным сбоем в работе системы, что подтверждалось представленными в материалы дела скриншотами электронной почты, а также письмом регионального Комитета финансов. Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими вину организации в нарушении сроков сдачи обязательной отчетности. Организация должна предвидеть возможные неполадки в работе информсистемы и позаботиться о сдаче сведений в день заключения с сотрудниками гражданско-правовых договоров.
Технические сбои и ошибки не отвечают признакам объективности и непредвиденности, поскольку нарушение работы ПО относится к организационным вопросам хозяйствующего субъекта, поэтому не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за несвоевременную сдачу сведений. В связи с этим суд отказал организации в удовлетворении заявленных ею исковых требований.
В материале использованы фото: Elnur / Shutterstock / Fotodom.
Справедливость восторжествовала!!! Организация должна ПРЕДВИДЕТЬ возможные неполадки в работе информсистемы и позаботиться о сдаче сведений В ДЕНЬ заключения с сотрудниками гражданско-правовых договоров.
Мальчик из соседнего кабинета, Судебное решение действительно крайне неоднозначное. Административное наказание и штрафы за несдачу обязательной отчетности назначаются только за виновные действия или бездействие страхователей. В спорном случае, который здесь рассматривается, никакой вины страхователя в просрочке отчетности не было. И отсутствие вины страхователь документально подтвердил.
Назначать штраф при таких обстоятельствах по меньшей мере очень странно. Причем сейчас судебная практика по большей части исходит из того, что техническая ошибка и программный сбой на стороне страховщика - СФР освобождает страхователей от ответственности за несоблюдение сроков представления обязательной отчетности.
Организация должна иметь свою систему для сдачи отчетности на случай если государственая сломается
Мисс Кадровик, Да, это лучший вариант. Но к сожалению он не всегда реализуем на практике. Свою систему для представления обязательной отчетности может иметь далеко не всякая организация. В некоторых случаях организации вынуждены пользоваться теми информационными системами, которые им были назначены учредителями или требованиями законодательства и подзаконных актов.
Это актуально для разного рода учреждений, ведомств и предприятий государственного сектора и с государственным участием. Выбирать системы для отправки отчетности они не могут и вынуждены пользоваться теми, которые им были назначены или рекомендованы к применению сверху.
То есть суд фактически постановил, что государство (представленное в данном случае государственной информационной системой) не несёт никаких обязательств. Более разрушительного судебного решения я давно не видел...
Добрый инспектор, То ли еще будет...план по сбору штрафов выполняется)
Добрый инспектор, Это всего лишь мнение одного отдельно взятого суда. У нас не прецедентная правовая система. По большому счету решение одного суда большого значения для налогоплательщиков и страхователей ничего не значит. Судебную практику и порядок разрешения в будущем подобных споров данное решение не сформирует.
Другой суд может принять диаметрально противоположное решение по схожему делу. Причем сейчас многие суды уже сходятся во мнении, что технический сбой в программном обеспечении, отвечающем за направление в СФР обязательной отчетности является уважительной причиной для просрочки отчетности. И страхователи, как правило, в таких делах выигрывают.
Я надеюсь там дойдут до апелляции и верховного, потому что пока выходит, что у государства лапки и организация должна за неделю до приема отчет отправлять, чтоб наверняка
Нетипичный 1С-ник, До апелляции в указанном судебном споре стороны разбирательства уже дошли. Апелляция была сразу после решения суда первой инстанции. А рассматриваемое судебное решение - уже третье по счету. Оно принято кассационным судом. Далее организация, не согласная с решением кассации, может его оспорить только в Верховном Суде РФ.
Причем у организации есть все шансы оспорить решение кассаторов, поскольку оно и в самом деле является неоднозначным. В настоящее время далеко не все суды соглашаются с точкой зрения, оглашенной в рассматриваемом решении кассационного суда. Многие суды все же исходят из того, что наказывать за несдачу отчетности по причине технического сбоя в работе программного обеспечения не за что.