На повестке дня: определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 № 8Г-4488/2021.
Предыстория: сотрудник прошел диспансеризацию во время своего ежегодного оплачиваемого отпуска. Выйдя из отпуска, он обратился к работодателю с предложением дополнительно оплатить ему день отпуска, потраченный на прохождение медицинского обследования. Работодатель отказался оплачивать данный день. Тогда работник обратился в суд с требованием взыскать с работодателя средний заработок за время прохождения диспансеризации.
Задействованные нормы: ст. 185.1 ТК РФ.
За что спорили: оплата дня диспансеризации.
В суде работник пояснял, что до отпуска уже обращался к работодателю с заявлением о предоставлении ему дополнительного нерабочего оплачиваемого дня для прохождения диспансеризации. Работодатель согласовывать время диспансеризации не стал, вследствие чего работник был вынужден потратить на медицинское обследование свой личный нерабочий день, приходящийся на ежегодный отпуск. Поскольку дни диспансеризации по закону подлежат оплате в размере среднего заработка, работодатель обязан в любом случае оплатить работнику этот день.
Суд кассационной инстанции признал доводы работника несостоятельными и отказал в удовлетворении заявленных им требований. Судьи указали, что работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы и среднего заработка. Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, а день освобождения от работы согласовывается с работодателем.
Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций в день освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом (ст. 185.1 ТК РФ).
День освобождения от работы для прохождения диспансеризации не относится ко времени отдыха работника. Право на дополнительный нерабочий оплачиваемый день является дополнительной гарантией для работников, проходящих (намеренных пройти) диспансеризацию.
При этом ст. 185.1 ТК РФ предусматривает, что соответствующая гарантия должна быть реализована по согласованию с работодателем в период, относящийся к рабочему времени. Воспользоваться данной гарантией или нет решает сам работник. Это является его правом, а не обязанностью.
Реализация соответствующего права на прохождение диспансеризации во внерабочее время по усмотрению работника не обязывает работодателя выплачивать денежную компенсацию среднедневного заработка работнику за период прохождения диспансеризации или вместо освобождения от работы.
Причем данной обязанности у работодателя не возникает даже при условии предшествующего бездействия работодателя в части непредоставления работнику оплачиваемого нерабочего дня для прохождения диспансеризации.
То, что работодатель отказался согласовывать с работником день диспансеризации, безусловно, нарушает трудовые права работника. Однако это обстоятельство не является основанием для оплаты дня диспансеризации, пройденной во внерабочее время.
В связи с этим суд отказал работнику в удовлетворении его требований о взыскании с работодателя среднего заработка за время диспансеризации.