Внеоборотные активы – это имущество, которое некоммерческая организация использует для достижения своих уставных целей в течение длительного периода, более одного года. Основная особенность и главное отличие внеоборотных активов некоммерческих организаций в том, что они используются для реализации уставных целей, а не для получения прибыли. Например, здание, используемое для проведения благотворительных мероприятий, не приносит НКО прибыли, но является необходимым для ее деятельности.
К внеоборотным активам относятся основные средства (ОС), доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы (НМА), оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы.
Как любое имущество, внеоборотные активы оцениваются в денежном выражении в зависимости от способа их получения:
-
при приобретении за плату – в сумме фактических расходов на приобретение;
-
при безвозмездном получении – по рыночной оценке на момент оприходования;
-
при самостоятельном изготовлении – в сумме производственных издержек.
В специальном инструменте «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации» для распределения расходов по видам деятельности – Шахматке расходов – внеоборотные активы выделяются отдельной строкой, что очень удобно (рис. 1).
Настройка программы
Основные средства в некоммерческих организациях представляют собой материальные активы, которые используются для достижения уставных целей организации в течение длительного времени. К ним относятся: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, земельные участки – все, что служит для обеспечения деятельности некоммерческой организации.
С 01.01.2022 основным нормативным документом, регламентирующим процесс учета основных средств, является ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 17.09.2020 №204н). Этот стандарт описывает все основные моменты в учете основных средств.
В настоящее время стоимостного критерия для признания объекта основным средством в бухгалтерском учете не существует. Поэтому организация самостоятельно устанавливает лимит и отражает его в учетной политике. Для целей налогового учета этот лимит составляет 100 000 рублей. Организации могут сблизить бухгалтерский и налоговый учет, применяя указанный лимит.
Для учета операций с основными средствами в программе необходимо включить соответствующую функциональность (Главное – Настройки – Функциональность – Основные средства). После включения данной функциональности в панели разделов появляется раздел ОС и НМА, где пользователь получает доступ ко всем операциям с основными средствами, которые поддерживаются в «1С:Бухгалтерии НКО 8» (ред. 3.0).
Учет затрат на приобретение готовых объектов основных средств ведется в стоимостном и натуральном выражении. Кроме этого, в программе имеется возможность дополнительно организовать учет по складам (в количественном или количественно-суммовом выражении). Установить соответствующий переключатель можно перед началом ведения учета в форме Учет запасов (Администрирование – Параметры учета – Настройка плана счетов).
В этой же форме можно дополнительно включить ведение учета материальных ценностей (в т. ч. оборудования к установке и внеоборотных активов) по партиям, то есть различным документам, регистрирующим поступление данных ценностей на склад.
Также перед началом ведения учета основных средств следует определиться с учетной политикой организации (Главное – Настройки – Учетная политика). С 2022 года, с введением в действие ФСБУ 6/2020, некоммерческие организации обязаны начислять амортизацию, а не износ, как было ранее. В связи с этим в учетной политике переключатель Порядок учета основных средств недоступен, и будет написано, что с 01.01.2022 начисление амортизации применяется для всех новых основных средств.
В бухгалтерском учете начисление амортизации объектов ОС может производиться одним из следующих способов:
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого остатка;
-
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), например, для транспорта – пропорционально пробегу.
Ранее применяемый способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования для начисления амортизации ФСБУ 6/2020 не предусмотрен. Большинство организаций применяют линейный способ начисления амортизации. Поэтому в форме настройки Учетной политики (Главное – Настройки – Учетная политика) метод начисления амортизации отсутствует, а в печатной форме Учетная политика по бухгалтерскому учету по умолчанию прописано, что для начисления амортизации основных средств применяется линейный способ для всех групп ОС.
В случае, если организация использует иные способы начисления амортизации, указать их нужно в печатной форме учетной политики, вручную отредактировав предлагаемый файл. При этом сам метод начисления амортизации можно указать непосредственно в документе Принятие к учету ОС.
После того, как все настройки завершены, можно отражать в программе операции по учету основных средств.
Приобретение основных средств за счет целевого финансирования
Поступление основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования, в программе можно отразить двумя способами. При стандартном варианте операции оприходования и последующий ввод в эксплуатацию основных средств оформляются с помощью двух документов – Поступление (акт, накладная) с видом операции Оборудование и Принятие к учету ОС. При принятии к учету есть возможность указать способ начисления амортизации (рис. 4).
Доступ к документам осуществляется из раздела ОС и НМА – Поступление основных средств.
После проведения документа Поступление основных средств программа отразит покупку основного средства, ввод его в эксплуатацию, а также сформирует проводку по увеличению добавочного капитала за счет целевых средств в соответствии с рекомендациями Минфина (абз.7 п.15, п.16 информации Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)»):
Дебет 08.04.2 Кредит 60.01 – поступление основного средства;
Дебет 01.01 Кредит 08.04.2 – принят к учету объект основных средств;
Дебет 86.11 Кредит 83.11 – использование целевых средств для увеличения добавочного капитала.
Использование 83 счета отражает специфику учета в некоммерческих организациях (НКО) и связано с направлением целевых средств на формирование имущества НКО.
Решение о направлении целевых средств на формирование имущества НКО принимается уполномоченным органом управления НКО (например, общим собранием участников). Впоследствии информация о проведенной операции с использованием 83 счета найдет свое отражение в формах бухгалтерской отчетности НКО.
Так, в Бухгалтерском балансе сумма по строке 1350 «Целевые средства» уменьшится, а по строке 1360 «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» – увеличится. В Отчете о целевом использовании средств уменьшится остаток целевых средств на начало и конец периода. Кроме того, в разделе «Использовано целевых средств» будет указана сумма, направленная на формирование имущества НКО.
Безвозмездное поступление основных средств
Основные средства в некоммерческой организации могут вноситься в качестве пожертвований, то есть поступать на безвозмездной основе. Первоначальная стоимость безвозмездно полученных основных средств определяется исходя из их справедливой стоимости (п.14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).
В программе поступление основных средств, полученных в качестве пожертвования, отражается по аналогии с поступлением за счет целевых средств документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Основные средства. Только в поле Контрагент в этом случае вместо поставщика нужно указать донора (рис. 6).
ФСБУ 6/2020 отменил начисление износа по основным средствам некоммерческих организаций. Вместо него теперь все некоммерческие организации в бухгалтерском учете начисляют амортизацию. В «1С:Бухгалтерии НКО 8» (ред. 3.0) процесс начисления амортизации автоматизирован.
Начисление амортизации по объекту происходит с даты его признания в бухгалтерском учете. Допустимо начать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС, закрепив такой вариант в учетной политике (пп.«а» п.33 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 №ИС-учет-29).
В зависимости от специфики деятельности и источников финансирования в некоммерческих организациях применяются две схемы начисления амортизации основных средств. Классическая схема с использованием затратных счетов (Дебет 20, 26 Кредит 02) используется, если актив задействован в приносящей доход деятельности либо когда организация не формирует фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества. В этом случае амортизация отражается на счетах затрат, аналогично коммерческим организациям.
Когда объект приобретен за счет целевых средств и используется исключительно для уставной некоммерческой деятельности, применяется схема с уменьшением добавочного капитала организации. Это связано с тем, что целевые средства должны быть направлены на достижение конкретных целей, указанных в уставе НКО, и не могут быть использованы для получения прибыли. Поэтому амортизация таких активов не может увеличивать расходы организации, а списывается на те самые средства, за счет которых он был приобретен.
Большинство некоммерческих организаций формируют фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества. Поэтому программа при поступлении основных средств автоматически делает дополнительную проводку с применением счета 83 «Добавочный капитал»:
Дебет 86.11 Кредит 83.11
Амортизация по некоммерческой деятельности в этом случае автоматически будет начисляться в программе на 83 счет. Непосредственно само начисление амортизации в программе выполняется по гиперссылке Износ и амортизация основных средств в регламентной операции Закрытие месяца (раздел Операции – Закрытие периода), рис. 7.
После выполнения регламентной операции по начислению амортизации программа сформирует проводку: Дебет 83.11 Кредит 02.01. Посмотреть расчет амортизации можно в Справке-расчете (рис. 8):
Также в программе может применяться и классическая схема, когда амортизация начисляется с использованием затратных счетов (Дебет 20, 26 Кредит 02).
Когда организация приняла решение не формировать фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества, при поступлении активов нужно указать Способ отражения расходов по амортизации с использованием затратных счетов и после проведения документа в ручном режиме удалить проводку с использованием 83 счета (рис. 9):
Рис. 9. Корректировка движений документа «Поступление основных средств»
После выполнения регламентной операции Износ и амортизация основных средств в регламентной операции Закрытие месяца (раздел Операции – Закрытие периода) программа сформирует проводку: Дебет 26 Кредит 02.01.
В материале использованы фото: ViDI Studio / Shutterstock / Fotodom.