Первый весенний месяц принес очередные изменения налогового законодательства. 7 марта 2011 года Президентом России были подписаны три федеральных закона, затрагивающих порядок исчисления налогов - 23-ФЗ, 24-ФЗ и 25-ФЗ. Сразу отметим, что данные изменения касаются не всех, а только небольшой круг субъектов предпринимательской деятельности. Соответственно, рассматривая новации действующего законодательства, будем исходить из категории организаций, для которых внесенные в НК РФ изменения, будут важны.

Содержание

В соответствии со статьей 17 Федерального закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ) предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидий за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ, предусмотрено, что полученные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. Т.е. при получении субсидии в составе налогооблагаемой базы учитываются доходы не в полном размере, а пропорционально понесенным расходам.

Необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • данный порядок применяется при исчислении налога на прибыль, НДФЛ, ЕСХН и УСН;
  • действует рассматриваемый порядок в течение не более двух налоговых периодов с даты получения субсидии (т.е. 2 года);
  • если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки (субсидии) превысит сумму понесенных расходов, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода;
  • в случае приобретения за счет средств субсидии амортизируемого имущества, средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.

Для организаций, применяющих ЕНВД в отношении деятельности по реализации товаров с использованием торговых автоматов (Федеральный закон от 07.03.2011 № 25-ФЗ)

Изменения, внесенные данными федеральным законом и вступающие в силу с 01.07.2011 года, кажутся наиболее объемными - в новой редакции изложен пункт 3 статьи 346.29 НК РФ (таблица, содержащая перечень видов деятельности с указанием физических показателей и базовой доходности). Однако в действительности изменения крайне просты. Для организаций, осуществляющих реализацию товаров через торговые автоматы, предусмотрен новый вид деятельности, который широко применяется в настоящее время, - "реализация товаров с использованием торговых автоматов" и введена базовая доходность - 4500 руб. в месяц на один торговый автомат.

Напомним, что в соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р 51773-2009, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 771-ст (введен в действие с 01.01.2011) под торговым автоматом понимается стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца.

Таким образом, внесенными изменениями устранен очередной ряд пробелов налогового законодательства.

Для организаций, осуществляющих выплаты по договорам пенсионного страхования в пользу своих работников

Статья 3.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ дополнена частью второй, предусматривающей, что по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным работодателями в пользу своих работников до 01.01.2008, страховые взносы по которым уплачены за физических лиц в полном объеме до 01.01.2008 из средств работодателя, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в порядке, действовавшем до 1 января 2008 года (Федеральный закон от 07.03.2011 № 24-ФЗ).

Что это значит? Как правильно уплачивать налог на доходы физических лиц при заключении договор пенсионного страхования в пользу работников и уплате взносов за своих работников?

Чтобы ответить на эти вопросы надо вспомнить основные вехи статьи 213 НК РФ в части порядка исчисления НДФЛ по договорам добровольного пенсионного страхования.

Период

Страховые взносы

Страховые выплаты

2001-2003 гг.

Не облагаются в случае, если сумма страховых взносов не превышает 2 тыс. руб. в год на одного работника.
В остальных случаях облагаются.

Не облагаются

2004 г.

Не облагаются в случае, если сумма страховых взносов не превышает 2 тыс. руб. в год на одного работника.
В остальных случаях облагаются.

Не облагаются

2005-2007 гг.

Облагаются

Не облагаются

2008-2011 гг.

Не облагаются

Облагаются

Таким образом, в статью 213 НК РФ на протяжении 10 лет неоднократно вносились изменения в части особенности исчисления налоговой базы по НДФЛ в части договоров добровольного пенсионного страхования. При этом как видно из представленной таблицы позиция законодателей менялась кардинально, то в составе налоговой базы учитывались суммы страховых взносов, то суммы страховых выплат. Порядок, существующий в настоящее время, по мнению автора, наиболее прост и логичен, так как доходы фактически облагаются у физического лица в момент получения денежных средств.

Порядок, существовавший ранее, фактически предусматривал необходимость выплаты налога на доходы физических лиц до момента получения фактического получения дохода.

В крайне невыгодной ситуации оказались лица, договоры, в отношении которых были заключены в период с 2005 по 2007 год, причем выплаты по договорам так же были произведены в полном объеме. В отношении указанных лиц НДФЛ с суммы страховых взносов уже были уплачены, а с учетом внесенных изменений возникала необходимость уплаты НДФЛ также с учетом сумм получаемых страховых выплат. Т.е. фактически возникало "двойное налогообложение".

Такая ситуация породила массу споров. Свое разрешение возникшая ситуация нашла в определении Конституционного суда РФ от 19.01.2010 № 137-О-П. Рассмотрев возникшую проблему КС РФ определил, что положения статьи 213 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ "не предполагает его применение к отношениям, возникшим в связи с налогообложением доходов по договорам добровольного пенсионного страхования за счет средств работодателей, страховые взносы по которым уплачены до 1 января 2008 года в полном объеме".

Таким образом, Федеральным законом от 24.03.2010 года № 24-ФЗ в положениях Федерального закона от 24.07.2007 года была учтена позиция, высказанная судьями Конституционного суда Российской Федерации. Т.е. по договорам, заключенным ранее 2008 года, по которым уплата НДФЛ была произведена с сумм уплаченных страховых взносов, уплата НДФЛ с сумм страховых выплат не производится.

Определенный настоящими изменениями порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года.

Для организаций, получающих субсидии в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Комментарии