Закон о платформенной экономике: как будут работать маркетплейсы с 1 октября 2026 года

Президент РФ подписал так называемый закон о платформенной экономике, устанавливающий единые правила работы маркетплейсов. Закон устанавливает правила заключения договоров между маркетплейсами и продавцами, порядок размещения на маркетплейсах информации о предлагаемых товарах и скидках, а также разграничивает зоны ответственности маркетплейсов и продавцов. Рассказываем, что изменится в работе маркетплейсов с 1 октября 2026 года.

Новые правила работы маркетплейсов с 1 октября 2026 года

Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 октября 2026 года, определяет платформенную экономику как совокупность товарно-денежных отношений, складывающихся при продаже товаров, работ и услуг на маркетплейсах.

В соответствии с законом взаимодействие маркетплейсов, продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) станет осуществляться на основании заключаемых гражданско-правовых договоров, которые будут формировать, хранить (не менее 3 лет) и размещать в интернете сами маркетплейсы. Без заключения договора с маркетплейсом продавцы и ПВЗ не смогут получить доступ к личным кабинетам на торговой площадке и, соответственно, не смогут осуществлять реализацию товаров покупателям.

По таким договорам маркетплейсы станут отвечать за обеспечение продавцам технической возможности размещения на площадке сведений о реализуемых товарах. Вся ответственность за продажу товаров надлежащего качества и передачу их покупателям ляжет на плечи продавцов и ПВЗ. 

П.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ закрепляет правило, согласно которому маркетплейсы не являются продавцами товаров, работ и услуг и, следовательно, не могут нести обязанности и меры ответственности, предусмотренные законодательством для продавцов. Конкретизировать обязанности продавцов и меры их ответственности маркетплейсы смогут в заключаемых с продавцами договорах.

Перед заключением договора с продавцом маркетплейс должен будет убедиться, что продавец осуществляет свою деятельность легально и состоит на налоговом учете. Проверять эту информацию маркетплейсы будут путем получения сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕСИА.

В договорах с маркетплейсами будут прописаны требования к продавцам и ПВЗ, меры ответственности для тех и других, размер вознаграждения маркетплейса, порядок установления и изменения цен на товары, работы и услуги, включая срок вступления такого изменения в силу, а также порядок установления скидок на них (ч.4 ст.5 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).

Договоры станут заключаться в электронной форме при помощи технических средств, предоставляемых маркетплейсами. Обмен юридически-значимыми сообщениями и документами между площадками, продавцами и ПВЗ также будет происходить при помощи инфраструктуры самих маркетплейсов.

Если маркетплейс оказывает услуги, влияющие на поисковую выдачу товаров, он обязан будет предоставить доступ к таким услугам всем продавцам и ПВЗ на равных условиях. При формировании поисковой выдачи не допускается несоблюдение критериев сортировки, примененных покупателем (ст.10 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).

Маркетплейсы смогут в одностороннем порядке изменять, в том числе, следующие условия договоров, заключаемых с продавцами и ПВЗ (ч.1 ст.12 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ):

  • меры ответственности, предусмотренные договором;
  • увеличение размера собственного вознаграждения и порядок определения размера такого вознаграждения;
  • снижение размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
  • условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и возврата товара.

О таких изменениях маркетплейс обязан сообщать продавцам и ПВЗ в электронной форме не менее, чем за 45 дней. Обо всех других изменениях договоров маркетплейсы могут уведомлять не менее, чем за 15 дней до вступления их в силу, либо вообще не уведомлять, если такие изменения направлены на улучшение положения продавца или ПВЗ (ч.3 ст.12 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ). 

Как будут размещаться товары на маркетплейсах с 1 октября 2026 года

Помимо информации о реализуемых товарах, работах и услугах (их свойства, характеристики, качества, стоимость и т.д.), продавцы должны размещать в карточках товаров следующую информацию (ч.1 ст.7 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ):

  • сведения о разрешениях, лицензиях, сертификатах или иных документах, необходимых для реализации товара или выполнения работ (оказания услуг);
  • сведения об обязательном или о добровольном подтверждении соответствия качества предлагаемых товаров требованиям, установленным законодательством;
  • сведения об исполнении требований по маркировке предлагаемых товаров (при необходимости);
  • сведения о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке (при необходимости);
  • сведения о том, что маркетплейс не является продавцом и не заключает с покупателем договор купли-продажи, договор подряда или договор возмездного оказания услуг;
  • сведения о том, что продавец зарегистрирован в информационной системе «Честный знак» (при необходимости).

При отсутствии указанных данных карточка товара не сможет быть размещена на маркетплейсе.

Предоставление скидок на товары с 1 октября 2026 года

Маркетплейсы могут инициировать снижение цен на товары за счет продавцов таких товаров. Скидки маркетплейсы станут предоставлять на условиях и в порядке, установленных договорами с продавцами. 

Для снижения цены на товар маркетплейс должен направить продавцу уведомление о намерении снизить цену не менее, чем за 5 рабочих дней до даты предполагаемого снижения и получить согласие продавца на такое снижение цены (ч.1 ст.9 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).

Согласие на снижение цен может быть выражено не только путем направления маркетплейсу отдельного электронного документа, но и путем установления минимальной цены на товар. Устанавливая минимальную цену на товар, продавец тем самым дает маркетплейсу возможность применить эту минимальную цену в любое время по собственной инициативе.  Уведомление и получение согласия от продавца в таком случае не требуется.Продавец может выразить свое согласие на снижение за его счет цены товара, в том числе путем установления минимальной цены предлагаемого товара с указанием срока действия такого согласия и (или) количества товаров, на которые такое согласие распространяется (при необходимости). Установление минимальной цены товара признается запретом на продажу такого товара по цене ниже установленной минимальной цены.

Продавцы вправе выразить согласие на снижение за его счет цены товара путем установления его минимальной цены с указанием срока действия такого согласия. В подобных случаях маркетплейс сможет самостоятельно задействовать скидки на такие товары без уведомления продавцов и получения от них согласий.

Вместе с тем, продавцы смогут в любое время отозвать свое согласие на снижение за их счет цены товаров, либо установить запрет на предоставление скидок на те или иные группы товаров. Если в отношении товара будет установлен запрет на реализацию по сниженной стоимости, то маркетплейс уже не сможет предлагать продавцу установить скидку на данный товар.

Закон отдельно оговаривает, что такой запрет не может являться основанием для применения к продавцу таких мер, как ограничение доступа к личному кабинету, прекращение размещения товара на маркетплейсе, снижение рейтинга и изменение положения товара в поисковой выдаче (ч.5 ст.9 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ).

Какие товары нельзя продавать на маркетплейсах с 1 октября 2026 года

Перед размещением того или иного товара на странице продавца, маркетплейс станет проверять товар на предмет возможности его свободной реализации, а также проверять полномочия продавца на реализацию такого товара. При этом маркетплейс должен запретить реализацию следующих товаров (ч.2 ст.7 Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ):

  • товаров, изъятых из оборота;
  • пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию;
  • биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию;
  • лекарственных препаратов и медицинских изделий, не прошедших регистрацию;
  • немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Кроме того, на маркетплейсах нельзя продавать товары, свободная реализация которых запрещена в соответствии с указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179. К таким товарам, в частности, относятся:-

  • драгоценные и редкоземельные металлы;
  • вооружение и боеприпасы; боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;
  • рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
  • шифровальная техника;
  • яды, наркотические средства и психотропные вещества;
  • этиловый спирт;
  • лекарственные средства, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых без рецепта.

Карточки всех перечисленных товаров не подлежат размещению на маркетплейсах, а уже размещенные там подлежат немедленному удалению. Причем продавцы станут нести перед маркетплейсами ответственность за размещение предложений о приобретении данных товаров в пределах, установленных договором, заключенным с маркетплейсом.

Если бухгалтерия - то в 1С, если бухгалтерские новости - то на БУХ.1С, если следить за новостями в телефоне - то в нашем Telegram-канале.

В материале использованы фото: Fahkamram / Shutterstock / Fotodom.


Комментарии