Содержание
Разговор о "полезностях" бухгалтерской программы учета для директора логично было бы начать с нескольких известных всем "аксиом".
Бухгалтерия - это учет фактов хозяйственной деятельности. (Оспаривать важность планирования было бы нелепо, но в околокризисные времена факт становится еще более упрямой вещью, чем в обычные).
Степень влияния актуальных фактических данных на управленческие решения трудно переоценить. А значит, чем короче путь факта (как "измерения" состояния разных граней бизнеса) к основному потребителю - руководителю, тем выше его "коэффициент полезного действия".
Есть, конечно, некий "языковой барьер" между терминологией управленца и принятой терминологией бухгалтерского учета. Но если источник этих фактических данных - программа "1С:Бухгалтерия 8", то при незначительных настройках он вполне преодолим.
Спектр видов данных, в которых заинтересован руководитель, велик, и в рамках данной статьи можно перечислить только их ограниченное количество. Например:
- доля того или иного покупателя в общей реализации;
- активность покупателя - в количестве покупок за период;
- динамика роста себестоимости продукции или услуг и источники этого роста по статьям затрат;
- направления поступления и расходования денежных средств;
- динамика складских запасов ТМЦ;
- объем и динамика налоговых перечислений и т. д.
"1С:Бухгалтерия 8" имеет широкую палитру инструментов для получения такой информации - как правило это стандартные отчеты и закладка Руководителю на Панели функций. Форма представления информации - диаграммы различных видов и табличные отчеты. Диаграммы, бесспорно, являются максимально удобным средством, визуализирующим числовую информацию, особенно, если требуется быстро оценить ее "взглядом" не только в номинальных суммах (или количестве), но и по периодам времени.
Более подробная изначально или получаемая способом детализации информация содержится в табличных отчетах различных видов.
Например, серия из двух диаграмм и одного табличного отчета способна ответить сразу на три взаимосвязанных вопроса: весовая структура дебиторской задолженности покупателей на конец месяца, весовая структура реализации за месяц и (в качестве расшифровки) - связь между суммами, сформировавшими дебиторку и суммами, формирующими реализацию - см. рис. 1.
Рис. 1
Можно добавить еще одну форму отчета - по структуре просроченной задолженности, и тогда сформируется инструмент принятия решения о работе с клиентами, причем, дифференцированно, по их "значимости" для организации.
Можно сформировать данные по суммам причитающихся к уплате налогов и кредиторских обязательств к определенному сроку и проанализировать вместе с этим динамику поступления и расходования денежных средств. Добавив в качестве необходимой расшифровки упомянутую выше справку по дебиторке, можно также определить направление "главного удара" по взысканию долгов с покупателей и/или пересмотреть коммерческую политику в отношении некоторых контрагентов.
Можно сформировать диаграмму по динамике использования ТМЦ и сопоставить ее со структурой кредиторской задолженности, и, возможно, придется ограничить закупки материалов для производства "впрок", отягощающих пассив баланса организации, и перейти на логистическую схему обеспечения производства "с колес".
Можно сформировать диаграмму по структуре затрат в разрезе подразделений за разные периоды времени и принять решение о нормировании списания материалов в производство или усилить меры по материальной ответственности, например, цеховых мастеров.
Таких примеров использования как одиночных отчетов, так и их комбинаций можно привести множество, а уж собрать для использования в конкретной организации или в холдинге максимально полезное их количество и состав - просто необходимо! Если учесть, что все приведенные (и не приведенные) здесь отчеты дают возможности сохранения нужных настроек для легкого выбора их впоследствии, то становится очевидным - бухгалтерская программа "1С:Бухгалтерия 8" - не просто инструмент "для сдачи отчетности в налоговую", а весьма полезный инструмент и для управленца. Что необходимо отметить еще? Эти возможности могут сработать "на все сто" лишь при условии детальной проработки структуры и системы ввода данных в вашей организации и ответственного соблюдения принятых правил в рабочем режиме использования программы. Чудес не бывает - хороший инструмент всегда нуждался и будет нуждаться в квалифицированном и ответственном пользователе.