Агентский договор при применении специальных налоговых режимов
Агентский договор, равно как и договор комиссии, договор поручения, договор на оказание брокерских услуг, договор транспортной экспедиции, относится к посредническим договорам. По своей правовой природе все посреднические договоры между собой очень схожи. Вместе с тем, по ряду признаков эти договоры можно различить между собой. Т.О. Евмененко, оперуполномоченный по ОВД Управления по СЗФО 1 Департамента ФСКН России рассматривает отличительные особенности агентского договора и их влияние на вопросы налогообложения при применении специальных налоговых режимов.

Содержание

Юридические особенности агентских договоров регулируются главой 52 "Агентирование" ГК РФ. В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от его имени и за его счет. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение, даже если положение об оплате отсутствует в договоре. Так же, как это предусмотрено для договора комиссии, агент обязан представлять принципалу отчеты.

В соответствии со статьей 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 49 "Поручение" или главой 51 "Комиссия" ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат законодательству по агентским договорам.

Несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ прямо указывает на взаимоувязку договоров комиссии и поручения с агентским договором, последний имеет ряд отличительных признаков:

  • по такому договору агент обладает более широкими полномочиями, нежели комиссионер или поверенный. Так, круг действий посредника, с которым заключен договор комиссии или поручения, гораздо уже. Ведь по таким соглашениям определяются только конкретные сделки. Агентский же договор может включать в себя не только заключение договоров на продажу товаров, но и проведение других мероприятий по завоеванию рынка сбыта (рекламных, маркетинговых);
  • в отличие от других посреднических договоров, предназначенных для осуществления разовых сделок, агентский договор всегда имеет пролонгированный характер (посредник совершает сделки и действия);
  • в рамках одного агентского договора агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала. Иными словами, в течение срока действия договора агент может работать по одному кругу задач по схеме договора комиссии, а по другому кругу задач - по схеме договора поручения.

В зависимости от условий агентского договора и происходит налогообложение операций, произведенных агентом.

Правовые особенности агентских договоров

Юридические особенности агентских договоров регулируются главой 52 "Агентирование" ГК РФ. В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от его имени и за его счет. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение, даже если положение об оплате отсутствует в договоре. Так же, как это предусмотрено для договора комиссии, агент обязан представлять принципалу отчеты.

В соответствии со статьей 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 49 "Поручение" или главой 51 "Комиссия" ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат законодательству по агентским договорам.

Несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ прямо указывает на взаимоувязку договоров комиссии и поручения с агентским договором, последний имеет ряд отличительных признаков:

  • по такому договору агент обладает более широкими полномочиями, нежели комиссионер или поверенный. Так, круг действий посредника, с которым заключен договор комиссии или поручения, гораздо уже. Ведь по таким соглашениям определяются только конкретные сделки. Агентский же договор может включать в себя не только заключение договоров на продажу товаров, но и проведение других мероприятий по завоеванию рынка сбыта (рекламных, маркетинговых);
  • в отличие от других посреднических договоров, предназначенных для осуществления разовых сделок, агентский договор всегда имеет пролонгированный характер (посредник совершает сделки и действия);
  • в рамках одного агентского договора агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала. Иными словами, в течение срока действия договора агент может работать по одному кругу задач по схеме договора комиссии, а по другому кругу задач - по схеме договора поручения.

В зависимости от условий агентского договора и происходит налогообложение операций, произведенных агентом.

Особенности "вмененки"

Извечный вопрос, возникающий в случае с агентским договором, заключается в том, кто является субъектом единого налога на вмененный доход - агент или принципал?

Интересный ответ на данный вопрос был дан в письме Минфина России от 06.05.2004 № 04-05-12/23 "О налогообложении посреднической деятельности". Так, финансовое ведомство полагает, что возможность применения ЕНВД зависит от того, кто в результате агентского договора приобретает права и обязанности по операциям.

По мнению финансового органа, принципал будет являться плательщиком ЕНВД, если в договоре прописано, что агент совершает сделки от имени и за счет принципала. В этом случае агент не наделен никакими правами, а является лишь исполнителем договора. При этом торговая площадь, на которой агент торгует в розницу, принадлежит принципалу на праве собственности или аренды.

Однако, на взгляд автора, предложенная в письме Минфина России ситуация не имеет под собой практической основы, так как агент, как правило, осуществляет розничную реализацию с торговой площади, на которую он сам имеет правовые основания.

Поэтому в данном случае и агент, и принципал должны применять отличные от ЕНВД системы налогообложения.

Если в договоре определено, что агент выступает в сделках от своего имени, то именно он приобретает права и обязанности по посредническим операциям. В этом случае, как разъяснил Минфин России, его деятельность относится к розничной торговле и, соответственно, агент становится субъектом ЕНВД.

Безусловно, такой вариант выгоден посреднику. Если посредник помимо товаров принципала торгует в магазине и другой продукцией, то сумма ЕНВД от этого не изменится. Зато с суммы комиссионного вознаграждения не нужно будет платить ни НДС, ни налог на прибыль.

Интересно, что в этом случае Минфин России акцентирует внимание налогоплательщиков на том, что магазин должен принадлежать агенту на праве собственности или аренды. Если торговая точка принадлежит принципалу, то доходы агента облагаются налогами на общих основаниях.

Как было указано выше, одной из особенностей агентского договора является то, что в обязанности агента могут включаться дополнительные услуги, которые связаны с реализацией товаров, но непосредственно не являются розничной куплей-продажей.

В этом случае, на взгляд автора, целесообразно составить такой агентский договор, который бы позволил не увеличивать налоговые обязательства агента.

Дело в том, что с розничной реализации агент должен будет уплатить ЕНВД, а с вознаграждения за "дополнительные" услуги - либо налоги общепринятой системы налогообложения, либо единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения.

Особенности "упрощенки"

Мы уже раскрывали часть проблем формирования налоговой базы у посредника (подробнее читайте здесь). Рассмотрим еще некоторые спорные моменты.

Так, немаловажной остается проблема, связанная с налогообложением авансов.

При получении посредником от покупателей авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) обязанность по включению сумм полученных авансов в налоговую базу согласно статье 162 НК РФ возникает у налогоплательщика-комитента. Денежные средства, поступающие от покупателей за реализованные посредником товары (работы, услуги), в том числе полученные авансы, в состав налогооблагаемого оборота у посредников не входят. Поэтому, когда на расчетный счет агента (комиссионера, поверенного) поступает авансовый платеж от покупателя, он обязан письменно сообщить об этом комитенту (принципалу, доверителю) и передать ему копию платежного поручения. А комитент на основании такого сообщения уплачивает в бюджет НДС со всей суммы аванса.

Если согласно условиям договора комиссионное вознаграждение определяется, например, в зависимости от объема реализованных посредником товаров и удерживается посредником из сумм, поступивших от покупателей, то при получении аванса посредник одновременно получает и часть причитающегося ему вознаграждения. С этой части он обязан при получении аванса исчислить налоговую базу.

Более спорной является вопрос, связанный с возвратом аванса.

Достаточно часто, возникает ситуация, когда по ряду причин поставщик возвращает покупателю - "упрощенцу" ранее полученный аванс. На взгляд автора, возврат аванса, равно как и его перечисление поставщику, не влияет на размер налоговой базы по единому налогу.

Тем не менее, в письме Минфина России от 12.05.2004 № 04-05-12/1/21 "О применении упрощенной системы налогообложения" указано, что возвращенный аванс подлежит включению в состав дохода, учитываемого при налогообложении.

Такая позиция Минфина России строится на принципе применения кассового метода, который используется при применении упрощенной системы налогообложения. Перечень полученных денежных средств, которые могут не учитываться при исчислении "кассовых" доходов, поименован в статье 251 НК РФ. Аванс при кассовом методе, а тем более его возврат, в перечне доходов, которые исключаются из налоговой базы, в данный перечень не включен. Отсюда финансовое ведомство делает вывод - с таких доходов нужно платить единый налог.

Формально нарушений в цепочке рассуждений нет. Однако его требования противоречат здравому смыслу. Получается, что аванс в расходы включить нельзя, а его возврат в доходы - нужно.

В своих доказательствах чиновники пользуются методом от обратного - если доход не поименован в статье 251 НК РФ, то он автоматически попадает в налоговую базу. Однако доход должен формироваться по принципу "что им является". А потом уже корректироваться на те суммы, которые из налоговой базы исключаются.

Напомним, что согласно статье 41 НК РФ для целей исчисления налогов доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить. Однако в случае возврата аванса организация никакой выгоды не получает. Наоборот, если рассматривать данный вопрос с экономической точки зрения, то можно говорить, что здесь имеет место быть убыток, так как у предприятия на пусть даже небольшой период времени из оборота безрезультативно была изъята часть средств.

Кроме того, налогоплательщик не мог включить сумму предоплаты в свои расходы для целей налогообложения. И дело здесь даже не в закрытом перечне расходов, в который подобные затраты не входят. Как известно, в состав расходов включаются расходы на покупку товара не только после их оплаты, но и после фактического их получения.

Таким образом, мнение Минфина России хотя и является формально объяснимым, тем не менее, не отвечает экономической стороне вопроса.

Тем более, одну из проблем авансовых платежей Минфин России все же решил. Она связана с ситуацией, обратной той, что чиновники рассмотрели в рассмотренном письме. Продавец получил аванс, включил его в доходы, а потом по каким-либо причинам возвратил его покупателю. Можно ли сумму возврата включить в расходы? В соответствии с пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения учитывается закрытый перечень расходов, влияющих на формирование налоговой базы по единому налогу. Такой вид расхода, как возвращенный аванс, этим перечнем не предусмотрен. У тех же организаций и предпринимателей, которые выбрали объектом налогообложения доходы, расходы вообще не учитываются при расчете единого налога.

Минфин России в своем письме от 28.04.2003 № 04-02-05/3/39 нашел выход из этой ситуации. Им могут воспользоваться обе категории "упрощенцев" - и те, кто платит единый налог с доходов, и те, кто исчисляет его с разницы между доходами и расходами. Финансисты предложили не трогать расходы, а уменьшить на сумму возвращенного аванса доходы. При этом как отразить эту операцию в Книге учета доходов и расходов, не разъяснили.

Признать включение аванса в состав дохода ошибкой нельзя. Соответственно оформлять возврат ошибкой (исправлением) бухгалтер не должен. В этом случае можно предложить внести корректировочную запись. При этом в 3 графе делается запись "Возврат аванса" со ссылкой на номер записи, согласно которой ранее аванс включался в состав налогооблагаемого дохода. Соответственно по графе 5 "в т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога" отражается сумма возвращенного аванса со знаком минус.

Если возврат произошел уже в следующем отчетном (налоговом) периоде, нужно подать уточненную декларацию за тот период, в котором аванс был включен в налогооблагаемую базу.

В этом случае Книга учета доходов и расходов не будет совпадать с налоговой декларацией по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Бухгалтеру нужно будет подготовить справку, в которой объяснить причину расхождений.

Получается, что если "упрощенец" получает аванс и включает его в свои доходы, то он может впоследствии скорректировать свою налогооблагаемую базу и уменьшить ее на сумму возврата. Минфин России разрешил так делать в вышеупомянутом письме от 28.04.2004 № 04-02-05/3/39. Таким образом, налоговых последствий от такой операции не будет. А если он сам перечисляет предоплату, то ее возврат нужно включить в доходы и начислить на эту сумму единый налог.

Как видно, позиция Минфина России не отвечает общей системности налогообложения. Однако налогоплательщикам, которые ее не примут, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии