
«Может, они вообще из зависти шутят?» – думала я.
Очень мало пятидесятилетних секретарш. И шестидесятилетних блогеров, прямо скажем, негусто. А профессионализм бухгалтера со временем только растет. И ценят его куда больше – ведь он имеет колоссальный опыт, понимает, как устроен бизнес изнутри, представляет все процессы и обычно находится в доверительных отношениях с руководством.
Бухгалтер, который работает в компании много лет, – это тыл руководства. Это его если не правая рука, то точно опорная нога. И от таких кадров по доброй воле не отказываются.
Мои иллюзии относительно вот этой вот «возрастной безопасности» в бухгалтерском кресле подкрепляло еще и то, что в компании, где я работаю, главбухом была еще более «возрастная» дама, которая дорабатывала последние годы перед пенсией. Практически гуру нашего дела, которая была душой всего офиса. Мягкая и уютная, она была похожа на плюшевого ангела со стальным скелетом внутри. И могла деликатно, но твердо настоять на своем. Не повышая, а даже немного понижая голос. Я многому у нее научилась. И она много вложила в меня, в прямом смысле готовя себе замену.
БУХ.1С публикует записки заместителя главного бухгалтера Натальи Петровны из Санкт-Петербурга (имя изменено по просьбе автора)
Наталье Петровне 49 лет, она заместитель главбуха в крупной компании. Недавно Наталье отказали в обещанном повышении в должности, сославшись на «неподходящий» возраст.
В редакцию БУХ.1С Наталья Петровна прислала письмо с просьбой поднять на портале тему возрастной дискриминации и поделиться историями, которые могут быть полезны в понимании путей решения этой проблемы.
P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.
Ждем ваши письма по адресу buh@1c.ru
Провожали мы ее на пенсию длинными речами и тостами. А когда проводили – я стала ждать повышения. Все были уверены, что это вопрос решенный.
Но через неделю меня вызвали на ковер к директору и сообщили, что очень уважают и ценят, но больше не хотят на руководящих должностях «стареющих дам с проблемами». Что держали мою предшественницу в ее кресле исключительно из человеческих соображений, давая человеку «достойно завершить свой путь в компании». И что вообще-то «у нее был диабет, лишний вес, одышка и гипертония», что не могло не сказываться на «здоровой атмосфере в коллективе».
Я так растерялась, что не понимала, что говорить в ответ. Хотелось защитить свою бывшую коллегу. Сказать, что именно благодаря ей атмосфера была практически семейной. И что она никогда не жаловалась на свои болячки и всегда была идеальным примером профессионализма и компетентности. Но вместо этого я почему-то пробормотала:
– Но у меня же нет диабета. И лишнего веса. И мне всего 49 лет.
Директор пожал плечами и сообщил, что они уже разместили вакансию на должность главного бухгалтера. И что возрастной ценз в нашей профессии – 35, максимум 40 лет. И он надеется, что мне хватит рабочих качеств, чтобы ввести нового сотрудника в курс дела и всему научить. И отнестись к его решению с пониманием.
То есть, понимаете, да? Начальник понимает, что мне придется всему научить свою молодую руководительницу. Отдает себе отчет в том, что у меня компетенций больше. Но не может наступить себе на горло, пока существует некий «возрастной ценз». У меня вопрос: а давно он существует? Кто его ввел? Где он прописан? Это вообще законно?
Я пишу на бухгалтерский сайт коллегам, потому что не знаю, как к этому относиться.
Возможно, вы сталкивались с дискриминацией по возрасту и расскажете здесь свою историю? Может у вас есть юридические прецеденты, когда вот такие истории заканчивались судебным процессом, получившим огласку?
Я, конечно, «стареющая дама», как считает мое руководство. Но не настолько, чтобы не вписаться в защиту таких, как я, от дискриминации и чистой воды эйджизма. Буду благодарна за ваши мнения.