Судебный вердикт: могут ли налоговики проверить компанию, поставленную на учет в другой ИФНС
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.11.2020 № А69-526/2019 признал, что налоговая инспекция не вправе проводить налоговую проверку и выносить по ней решение в отношении налогоплательщика, поставленного на учет в другом налоговом органе.

Предмет спора: налоговая инспекция провела выездную проверку организации, по итогам которой доначислила единый налог по УСН, а также пени и штраф. Организация обратилась в суд, потребовав признать недействительным и полностью отменить данное решение налоговиков.

За что спорили: 3 888 885 рублей.

Кто выиграл: организация.

В обоснование заявленных требований организация ссылалась на грубое нарушение налоговой инспекцией порядка проведения выездной налоговой проверки. Нарушение выразилось в том, что проверку проводили должностные лица налоговой инспекции, в которой организация не состояла на налоговом учете.

По мнению налогоплательщика, подобное нарушение является достаточным основанием для отмены принятого решения о доначислении налогов.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами организации и признал решение налоговиков незаконным и нарушающим права налогоплательщика. Суд пояснил, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Этот контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован в соответствии со ст. 89 НК РФ. Так, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 89 НК РФ).

В свою очередь место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации и постановки на учет (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что выездную налоговую проверку организации вправе проводить налоговый орган по месту постановки организации на налоговый учет, которое определяется местом нахождения организации или ее филиала.

Налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной проверки, будет являться та налоговая инспекция, на учете в которой и состоит организация.

При этом несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суд установил, что в спорном случае налоговая проверка была проведена не той налоговой инспекцией, где организация состояла на налоговом учете. Филиалов и представительств у организации не было. Поэтому оснований для проведения выездной проверки сторонней налоговой инспекцией не имелось.

В связи с этим, заключил суд, налоговая инспекция нарушила порядок проведения проверки, и принятое ею решение подлежит отмене.

Комментарии
  1. Рисовод

    Даже по понятиям гастролерам надо спрашивать разрешения у смотрящего. ;-)

  2. chitatel

    не совсем корректное сравнение) налоговые органы представляют собой единую централизованную систему и инспекции в принципе не против подобных проверок. по крайней мере в спорном случае никаких возражений против организации проверки налоговики не предъявляли.