Судебный вердикт: сколько раз налоговики могут проводить дополнительные контрольные мероприятия
Верховный Суд РФ в определении от 30.11.2020 № 309-ЭС20-15596 признал, что налоговое законодательство не ограничивает число дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому налоговая инспекция вправе назначать такие мероприятия несколько раз подряд.

Предмет спора: налоговая инспекция неоднократно продлевала сроки проведения выездной проверки и дважды организовывала проведение повторных мероприятий налогового контроля (истребование дополнительных документов и проведение экспертизы), препятствуя деятельности проверяемой организации. Посчитав свои права нарушенными, организация-налогоплательщик обратилась в суд. В суде она потребовала признать незаконным решение ИФНС о повторном проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В результате спор дошел до Верховного Суда РФ.

За что спорили: возможность многократного проведения контрольных допмероприятий.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

В обоснование заявленных требований организация ссылалась на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможности многократного проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

По ее мнению, в рамках налоговой проверки контрольные допмероприятия могут проводиться только однократно. Повторное проведение контрольных допмероприятий свидетельствует о начале повторной проверки и искусственном продлении проверки.

Подобные действия инспекции приводят к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность организации, создают дополнительные обязанности перед проверяющими и препятствуют нормальной деятельности проверяемого налогоплательщика.

Верховный Суд РФ отклонил доводы налогоплательщика и встал на сторону налоговой инспекции. ВС РФ пояснил, что дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только с целью устранения обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения по итогам налоговой проверки.

Сама выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

При этом в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налоговых нарушений ИФНС вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, срок и конкретная форма их проведения. Причем данные дополнительные мероприятия должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц.

Таким образом, ограничивая срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, законодатель не ограничивает налоговые органы в их количестве.

Поэтому многократное назначение проверочных допмероприятий не свидетельствует о нарушении процедуры проведения налоговой проверки.

Спорные дополнительные мероприятия в рамках налоговой проверки направлены на более полное и точное определение реальных налоговых обязанностей организации.

Соответственно, заключил ВС РФ, подобные мероприятия проводятся, прежде всего, в интересах самого же налогоплательщика и не могут нарушать его права и законные интересы.

Комментарии
  1. подлыйПэ

    Вердикт, как его ни крути неутешителен.

    Может роверять налоговая сколько угодно раз. Сколько угодно времени и просить что угодно

    Лишь бы документики были правильно оформлены.

    Впрочем, да

    • chitatel

      подлыйПэ, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период и более двух выездных проверок одного и того же плательщика в течение года. при этом общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать 6 месяцев. а с дополнительными мероприятиями данные требования обходятся.