Самые скандальные законопроекты января 2021 года: новая нагрузка на работодателей, уменьшение налоговых льгот и подорожание автомобилей
Подорожание автомобилей, пошлины за ввоз товаров для личного потребления, новая нагрузка на работодателей и уменьшение налоговых льгот. Рассказываем о наиболее скандальных законодательных инициативах января 2021 года.

Пересмотр беспошлинного порога ввоза товаров

Негативно была встречена законодательная инициатива Минфина о снижении беспошлинного порога ввоза товаров на территорию России. Напомним, сейчас товары для личного пользования стоимостью до 500 евро и весом до 25 кг включительно могут ввозиться без уплаты таможенных платежей.

По мнению Минфина, такие условия ввоза товаров излишне мягкие и позволяют недобросовестным гражданам фактически бесплатно ввозить в РФ товары для перепродажи. В результате бюджет терпит значительные убытки. В связи с этим правила ввоза товаров для личного пользования предлагается ужесточить. Для этого с 1 июля 2021 года планируется ввести норму, согласно которой беспошлинный порог в размере 500 евро и 25 кг можно будет применить только один раз в течение ‎календарного месяца. При последующих случаях ввоза товаров в течение этого месяца беспошлинный порог составит уже 50 евро и 10 кг.

Указанное ограничение предлагается установить в отношении товаров, ввозимых физлицами всеми видами транспорта (кроме воздушного) или в пешем порядке. Для товаров, ввозимых авиатранспортом, нормы беспошлинного ввоза изменять не планируется. Они составят 10 000 евро и 50 кг.

Также проект Минфина не предлагает изменять беспошлинные нормы в отношении товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах (то есть доставляемых перевозчиками на территорию ЕАЭС). С начала 2020 года эта норма составляет 200 евро и 31 кг. 

Дополнительные обязанности работодателей

Шквал критики вызвал в январе и принятый в первом чтении законопроект № 1070354-7 существенно расширяющий обязанности работодателей в сфере охраны труда. В частности, законопроект обязывает работодателей вести обязательное расследование и учет всех полученных работниками микроповреждений (ушибов, царапин, порезов, ссадин).

Одновременно работодатели обязываются вести реестр нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и обеспечивать доступ работников к актуальным редакциям таких НПА.

Кроме того, работодатели прямо обязываются приостанавливать работы на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к опасным. Приостановка работ будет осуществляться до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

Избирательное смягчение «антиотмывочного» закона

Не нашел понимания граждан и правительственный законопроект № 1056820-7, который выводит религиозные организации из-под действия Федерального закона «О противодействии отмыванию доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (антиотмывочный закон). Законопроект освобождает религиозные организации и создаваемые ими компании от обязанности сообщать в Росфинмониторинг о своих бенефициарах (контролирующих лицах).

Кроме того, магазины и церковные лавки, создаваемые религиозными организациями и торгующие ювелирными изделиями, освобождаются от обязанности утверждать правила внутреннего контроля и идентифицировать своих покупателей.

В правительстве пояснили, что подобные послабления в закон введут в связи с низкими рисками легализации (отмывания) преступных доходов религиозными организациями. При этом на фоне планомерного ужесточения антиотмывочных правил для компаний и физлиц предложенные меры многим кажутся несправедливыми и малообоснованными.

Наказания за неуплату пошлин Таможенного союза

shutterstock_496511617 (1).jpgНе остался без критики законопроект об уголовной ответственности за неуплату пошлин Таможенного союза (ТС). Речь идет о специальных антидемпинговых и компенсационных пошлинах, взимаемых с организаций и физлиц в рамках ТС. Сейчас статья 194 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физлица, совершенное в крупном размере (свыше 2 млн рублей).

Подобные нарушения грозят штрафом от 100 000 рублей или лишением свободы до 12 лет, если нарушение совершено организованной группой. Законопроект предлагает установить такую же ответственность за уклонение от уплаты пошлин ТС. По мнению критиков, предлагаемые законопроектом наказания чрезмерно суровы и не соответствуют тяжести вышеуказанных деяний. Кроме того, принятие проекта еще больше увеличит административную нагрузку на торговые организации и ИП.

Подорожание автомобилей

Без оптимизма был встречен в январе законопроект Минпромторга о повышении ставки утилизационного сбора в отношении автомобилей. Такой сбор сейчас взимается за каждый автомобиль, как произведенный в РФ, так и импортированный из других стран. Базовая ставка сбора на легковые автомобили составляет 20 000, на остальные - 150 000 рублей. Законопроект увеличивает эту ставку на 25%.

В результате ставка на легковые авто повысится до 25 000 рублей, а на прочий транспорт - до 187 500 рублей. В министерстве пообещали, что увеличение ставок сбора не приведет к росту цен на автомобили российского производства, поскольку такое увеличение будет компенсировано увеличением господдержки отраслевых программ стимулирования спроса.

Скептики обещаниям ведомства не доверяют, полагая, что рост ставки в любом случае будет заложен в конечную стоимость автомобилей. Кроме того, повышение ставки приведет к безусловному росту стоимости автомобилей.

Урезание льгот для инвесторов

Необоснованным кажется и законопроект об ограничении налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. Речь идет о льготах по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предоставляемых участникам региональных инвестиционных проектов.

Сейчас объем таких льгот ничем не ограничен, в связи с чем, по мнению Минфина, федеральный бюджет лишается значительных поступлений от участников инвестиционных проектов. По этой причине подготовленный ведомством законопроект предлагает ограничить суммарный объем налоговых льгот, предоставляемых компаниям. В соответствии с проектом объем налоговых льгот не должен будет превышать объем капитальных вложений конкретной организации в финансирование регионального инвестиционного проекта.

В свете работы властей по увеличению инвестиционной привлекательности российских регионов предлагаемая мера представляется довольно странной.

Комментарии