Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки
В июле 2021 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены. 

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

shutterstock_1026849703.jpgВ то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Комментарии