Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Налог на пользователей автодорог

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Рубрику ведет А.А. Куликов, юрист

Содержание


Суд встал на сторону налогоплательщика в вопросе о правомерности взимания налога на пользователей автодорог с 31 августа 2002 года по 1 января 2003 года*.

Примечание:
* По данному вопросу см. также здесь

Суть проблемы

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, вступившей в силу с 31 августа 2002 года, из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах ...)), в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог.

Статьей 9 Закона № 110-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2003 года, пункт 1 статьи 3 Закона о дорожных фондах, определяющий перечень источников образования дорожных фондов, был изложен в новой редакции, в соответствии с которой из состава последних был исключен налог на пользователей автомобильных дорог.

Поскольку названными нормативными правовыми актами налог на пользователей автомобильных дорог был исключен из состава федеральных налогов и источников образования дорожных фондов, на практике встал вопрос о правомерности требований налоговых органов об уплате данного налога за период с 31 августа 2002 года по 1 января 2003 года.

Судебные решения

Так, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма налогового органа, в котором содержится решение об отказе в возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автодорог.

Решением суда первой инстанции от 23.12.2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2003 года, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований Общества по тем основаниям, что факт излишней уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не может считаться установленным, и отсутствует переплата налога на пользователей автодорог.

По мнению налогового органа, исключение подпункта "м" пункта 2 статьи 19 Закона об основах ... с 01.09.2002 года не означает отмены налога на пользователей автодорог с 01.09.2002 года*.

Примечание:
* Налоговым органом дата вступления в силу соответствующих положений Закона №110-ФЗ определена с нарушением статьи 21 Закона № 110-ФЗ - не с 01.09.2002 года, а с 31.08.2002 года).

Одновременно с исключением подпункта "м" из пункта 1 статьи 19 Закона об основах ... в пункт 2 этой же статьи введен подпункт "ж" и в состав региональных налогов включен транспортный налог. В Закон о дорожных фондах внесено изменение, в соответствии с которым целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются, в частности, за счет транспортного налога. Налоговый орган полагает, что налог на пользователей автодорог по смыслу Закона № 110-ФЗ не отменен, а заменен транспортным налогом. Статьей 4 Закона № 110-ФЗ на налогоплательщиков возложена обязанность исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003 года, в срок до 15.01.2003 года. Из статьи 20 этого же Закона прямо следует воля законодателя отменить налог на пользователей автодорог с 01.01.2003 года, что соответствует и статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что статьи 4 и 9 Закона № 110-ФЗ вступили в действие не с 01.09.2002 года, а с 01.01.2003 года, по мнению налогового органа, не изменяет общего смысла Закона, в соответствии с которым налог на пользователей автодорог подлежит исчислению и уплате за период с 01.09.2002 года по 01.01.2003 года.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые налоговым органом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного в октябре 2002 года налога на пользователей автодорог в размере 270 000 рублей. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога, сославшись в письме от 24.10.2002 № 10/4403 на статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральный закон "О федеральном бюджете в 2002 году", статью 4 Федерального закона № 110-ФЗ.

Принимая решение об удовлетворении заявления Общества, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что статьей 2 Закона № 110-ФЗ были внесены изменения в статью 19 Закона об основах ..., согласно которым из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона о дорожных фондах ... в число этих налогов входит налог на пользователей автомобильных дорог.

В силу статьи 21 Закона № 110-ФЗ этот документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.

В соответствии со статьей 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено статьей 5 НК РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы в Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов о бюджете субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления на соответствующий год, иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Руководствуясь названными нормами, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что при разрешении вопроса о порядке вступления в силу отдельных положений налогового законодательства следует применять нормы налогового, а не бюджетного законодательства, так как бюджетное и налоговое законодательство имеют самостоятельные предметы регулирования.

Налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями БК РФ.

Статья 5 НК РФ не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.

При этом арбитражным судом обоснованно не принята ссылка налогового органа на статью 4 Закона № 110-ФЗ, так как в соответствии со статьей 21 Закона № 110-ФЗ указанная статья вступает в силу только с 01.01.2003 года.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2003 года №Ф04/1753-262/А75-2003)

Арбитражная практика. Налог на пользователей автодорог


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Рассрочка или отсрочка по уплате налогов

Пользовалась ли ваша организация отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги