Содержание
Субъекты малого предпринимательства вправе в течение четырех лет с момента государственной регистрации претендовать на применение актов законодательства о налогах и сборах, действовавших в момент государственной регистрации.
Суть проблемы
В соответствии со статьей 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В те же сроки подлежит представлению и налоговая декларация. В соответствии со статьей 163 НК РФ с 1 января 2001 года налоговым периодом по НДС установлен календарный месяц. Квартал в качестве налогового периода установлен только для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающими один миллион рублей. Никаких иных условий, позволяющих уплачивать налог ежеквартально, в НК РФ не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" организации, отнесенные Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. Однако данный закон с 1 января 2001 года утратил силу в связи со вступлением в силу главы 21 НК РФ.
В то же время пунктом 1 статьи 9 упомянутого Федерального закона № 88-ФЗ предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Естественно, что обязанность ежемесячной уплаты налога (по сравнению с обязанностью ежеквартальной уплаты налога) порождает для налогоплательщика дополнительные обязанности и ограничения, являющиеся отрицательными факторами воздействия на налогоплательщика. Данная позиция была в полной мере поддержана Конституционным Судом РФ, который в пункте 3 Определения от 07.02.2002 № 37-О указал, что "...ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности...". Вследствие этого можно сделать вывод о возможности применения налогоплательщиком положений статьи 8 закона "О налоге на добавленную стоимость", предусматривавшими возможность ежеквартальной уплаты налога.
Судебные решения
Так, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества 43825 рублей налоговых санкций по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ.
Решением арбитражного суда от 21.03.2003 года в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом статей 119, 146 и 163 НК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в результате которой установлено, что общество в 2001 году ежеквартально представляло в налоговый орган декларации по НДС и уплачивало налог в полном объеме с соблюдением сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 174 НК РФ.
Однако налогоплательщик 01.02.2002 представил в налоговый орган уточненные декларации по НДС за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2001 года, указав на то, что ошибочно определял налоговый период по НДС в 2001 году как квартал, поскольку выручка от реализации товаров за период с апреля по декабрь 2001 года превысила 1 миллион рублей.
По результатам камеральной проверки уточненных деклараций инспекция составила акт и вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций за апрель, май, июль, август и октябрь 2001 года.
Суд первой инстанции, отказывая во взыскании штрафа, указал на отсутствие в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Кроме того, суд установил, что общество является субъектом малого предпринимательства и в силу Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в его действиях отсутствует состав налогового правонарушения.
Данный вывод суда является правомерным.
Согласно пункту 1 статьи 9 закона о поддержке малого предпринимательства, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Общество зарегистрировано решением Регистрационной палаты мэрии города Архангельска от 04.04.2000 № 5346 и по своим признакам отвечает понятию субъекта малого предпринимательства, данному этим законом.
Согласно статье 5 закона о поддержке малого предпринимательства государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" УСН предусматривает налогообложение и отчетность по результатам отчетного периода - квартала.
Общество ежеквартально уплачивало НДС и представляло квартальные налоговые декларации по этому налогу.
В связи с введением в действие части второй НК РФ налоговым периодом по НДС установлен календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими одного миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
В данном случае у общества ежемесячная сумма выручки в период с апреля по декабрь 2001 года превысила один миллион рублей. Однако в силу статьи 9 закона о поддержке малого предпринимательства общество сохранило право представлять налоговую отчетность ежеквартально.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у налоговой инспекции оснований для привлечения общества к ответственности по статье 119 НК РФ.
(Постановление ФАС СЗО от 14.07.2003 года №А05-7974/02-380/20)