Содержание
Читайте также статьи
- "Упрощенка: старые расходы в новых условиях" (Т.О. Евмененко, А.О. Самсонов)
- "Упрощенка" в 2006 году" (И.А. Берко)
1. Расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения. В настоящее время такие затраты учитываются через механизм списания материальных расходов, поэтому данный вид расходов для субъектов упрощенной системы налогообложения не является новым.
Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам налогоплательщика относятся в том числе расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. Исходя из этого, как указано в письме МНС РФ от 09.07.2004 № 22-1-14/1184, принципалы, применяющие УСН, в случае, когда объектом налогообложения у них являются доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму агентского вознаграждения.
С 1 января 2006 года комиссионное (агентское) вознаграждение учитывается для целей налогообложения как самостоятельный вид расходов.
2. Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию. Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" устанавливают право покупателя предъявлять требования, связанные с обнаружением выявленных в течение гарантийного срока или срока годности недостатков товара.
Гарантийный срок может быть установлен договором. Тогда покупатель предъявляет требования в срок, установленный данным договором. Если срок не установлен, то тогда согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" и пункту 2 статьи 477 ГК РФ требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.
Устранение выявленных в течение гарантийного срока недостатков согласно статье 475 ГК РФ и статье 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" производится безвозмездно для покупателя за счет изготовителя либо продавца.
В этой связи сразу отметим, что услуги по выполнению гарантийного ремонта не облагаются единым налогом на вмененный доход. В соответствии со статьей 346.27 НК РФ под бытовыми услугами для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД понимаются платные услуги, классифицированные Классификатором в группе услуг 01 "Бытовые услуги" на основе договоров бытового подряда.
Так как гарантийный ремонт выполняется бесплатно, он не входит в перечень видов деятельности, подпадающих под действие главы 26.3 НК РФ.
С 1 января 2006 года расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию можно будет учесть в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения, субъектам упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем, правом создания резерва на гарантийный ремонт (как при обычной системе налогообложения) налогоплательщики единого налога не обладают.
Следует отметить, что в случае возмещения изготовителем продавцу расходов на проведение гарантийного ремонта, эти затраты будут являться затратами изготовителя. Поэтому полученные продавцом денежные средства с одной стороны не будут являться его доходом, а с другой стороны понесенные затраты не будут уменьшать налоговую базу по единому налогу.
3. Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах.
Интересно, что плата за регистрацию права на недвижимое имущество может включаться в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уже с 1 января 2005 года.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в состав расходов включаются суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
С 1 января 2005 года вступили в силу изменения в статью 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
В свою очередь пункт 10 статьи 13 НК РФ и статья 333.16 НК РФ определяет государственную пошлину как федеральный сбор, который уплачивается в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Что касается информации о зарегистрированных правах, то согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", размеры платы за ее предоставление, порядок ее взимания и зачисления в федеральный бюджет установлены Постановлением Правительством РФ от 14.12.2004 № 773.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс) составляет:
- для физических лиц - 100 рублей;
- для юридических лиц - 300 рублей.
Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс составляет 600 рублей.
4. Судебные расходы и арбитражные сборы. Перечень судебных расходов определены статьей 88 ГПК РФ и статьей 101 АПК РФ. К ним относятся государственная пошлина и судебные издержки.
В свою очередь, согласно статье 106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде общей юрисдикции, относятся:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
- расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
- расходы на оплату услуг представителей;
- расходы на производство осмотра на месте;
- компенсация за фактическую потерю времени, выплачиваемая по правилам статьи 99 ГПК РФ;
- связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
- другие признанные судом необходимыми расходы.
Следует отметить, что исполнительный сбор не включается в состав судебных издержек. Как видно, он не входит в перечни, установленные АПК РФ и ГПК РФ. В состав расходов по совершению исполнительных действий исполнительский сбор также не входит, поскольку статьей 82 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что расходами по совершению исполнительских действий являются затраченные на организацию и проведение указанных действий средства из внебюджетного фонда развития исполнительного производства, положение о котором утверждается Правительством РФ, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Пунктом 3 абзаца 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что предусмотренная статьей 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" сумма, исчисляемая в размере 7 % от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.
Таким образом, исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела и не уменьшает налоговую базу по единому налогу. В большинстве своем налоговики полагают, что такие расходы можно учесть только после вступления решения суда в силу.
Наиболее спорный вопрос, возникающий у специалистов по данному виду затрат, заключается в определении момента признания расходов.
Автор полагает, что этот вид затрат может быть учтен для целей налогообложения по общим правилам признания расходов при упрощенной системе налогообложения, то есть после фактической оплаты. В случае если в дальнейшем при пересмотре результатов дела судебные издержки будут отнесены спорной стороне, и налогоплательщику будут возмещены понесенные расходы, он должен будет скорректировать свои записи по графе 5 "Расходы" Книги учета доходов и расходов.
5. Расходы на подготовку и переподготовку кадров. Данный вид расходов учитывается по правилам пункта 3 статьи 264 НК РФ.
Данная норма налогового законодательства содержит ряд требований, которые с нового года необходимо будет учитывать и субъектам упрощенной системы налогообложения.
Во-первых, в составе расходов можно будет учесть только те затраты, которые непосредственно связаны с обучением работников, состоящих в штате налогоплательщика, то есть только с теми физическими лицами, с которыми заключен трудовой договор. Большинство вопросов в данном случае сводятся к правомерности учета затрат на обучение совместителей.
В соответствии со статьей 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Практически работа по совместительству означает, что у работника имеется два трудовых договора: один - по основной работе, другой - по совместительству. Поэтому обучение совместителей тоже может быть учтено в составе "налоговых" расходов.
Во-вторых, образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию. В соответствии с пунктом 3 статьи 264 НК РФ рассматриваемые расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
Письмами МНС России от 17.07.2000 № ВГ-6-02/536, Минфина России от 12.03.2003 № 04-02-03/29 разъяснено, что условием, предусматривающим отнесение для организаций на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на подготовку и переподготовку кадров, является статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
В-третьих, программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. Если речь идет о получении второго высшего образования, то затраты на оплату такого обучения в расходах не учитываются.
6. Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пунктом 3 статьи 248 и пунктом 5 статьи 252 НК РФ, даже если стоимость активов и обязательств выражена в иностранной валюте, в бухгалтерском и в налоговом учете ее все равно нужно отражать в рублях. Вместе с тем курс рубля по отношению к валютам иностранных государств ежедневно изменяется. В результате образуются суммовые или курсовые разницы.
Субъекты упрощенной системы налогообложения определяют доходы и расходы по кассовому методу, то есть на дату поступления (выбытия) средств на расчетный счет, в кассу или на дату получения (расходования) в счет оплаты имущества (работ, услуг, имущественных прав).
Поэтому если налогоплательщик получает доходы в иностранной валюте, то они учитываются по курсу ЦБ РФ на день поступления средств. Если же контрагент перечисляет аванс в иностранной валюте, то данная сумма также будет учитываться в целях налогообложения - по курсу на день поступления денег. Причем курс иностранной валюты на момент реализации товара (работы, услуги), за который был получен аванс, уже не имеет значения, так как сам факт реализации не будет отражаться в налоговом учете.
Что касается расходов по оплате товаров (работ, услуг), то они учитываются в целях налогообложения по курсу ЦБ РФ, действующему на момент оприходования товара (работы, услуги) (отметим, что это справедливо лишь для тех организаций, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). Поэтому курсовых разниц от переоценки обязательств и требований в данном случае также не возникает.
Наиболее распространенным случаем возникновения курсовых разниц на "упрощенке" является пересчет валюты, хранящейся на банковских счетах или в кассе организации. К сожалению, глава 26.2 НК РФ не устанавливает правило определения момента признания отрицательной курсовой разницы в качестве расхода (равно как и момент признания положительной курсовой разницы в составе доходов).
Можно воспользоваться пунктом 7 ПБУ 3/2000, который требует делать это в последний день каждого квартала, что в принципе согласуется с отчетными периодами по единому налогу. Однако, если в учетной политике для целей налогообложения будет закреплено иное правило, то, строго говоря, оно будет являться правомерным.
Другим случаем возникновения курсовых разниц является купля-продажа иностранной валюты. Возможно, что налогоплательщику удалось купить иностранную валюту по более низкому курсу, чем официальный курс, или же, наоборот, продать иностранную валюту по более высокому курсу. В первом случае у нее возникает положительная, а во втором случае - отрицательная курсовая разница. Причем и в том, и другом случае эти курсовые разницы будут учитываться в составе доходов в целях налогообложения.
7. Иные расходы
Подпунктом 6 статьи 1 закона 101-ФЗ помимо вышеперечисленных с нового года в состав расходов включаются:
- "периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности)";
- "расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков)";
- "расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности";
- "расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы";
- "расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров";
- расходы на бухгалтерские и юридические услуги.
Рассмотрим последнюю статью расходов более подробно. Не секрет, что большинство недобросовестных налогоплательщиков используют договоры на оказание юридических услуг для снижения налогового бремени. В таких случаях либо в несколько раз завышается стоимость самой услуги, либо заключаются фиктивные договоры. В связи с этим налоговики всегда уделяли пристальное внимание таким расходам.
Традиционно проблемным вопросом является наличие у налогоплательщика штатного юриста. В этом случае признается правомерным включение в состав расходов только тех юридических услуг сторонних организаций, которые не исполняются этим работником.
Так, в письме Минфина России от 08.10.2003 № 04-02-05/3/78 указано, что "включение в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, юридических услуг адвокатов при наличии в штате организации должности юриста возможно при удовлетворении указанных расходов положениям ст.252 Кодекса, приведенным выше, а также в случае, если функции, выполняемые наемным адвокатом, не дублируют обязанности, соответствующие должности юриста данной организации".
Понятно, что позиция Минфина России сводится к исключению "двойного расходования". Однако, на взгляд автора, оценить в полной мере экономическую оправданность затрат в данном случае невозможно. Тем более, что в соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ вообще не установил ограничения включения в состав расходов оплату бухгалтерских или юридических услуг при наличии штатного работника.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о правомерном признании расходов на юридические и бухгалтерские услуги даже при наличии штатного юриста и штатного бухгалтера.