Предмет спора: в организации в результате аварии произошел групповой несчастный случай на производстве со смертельным исходом. По этой причине ФСС издал приказ об установлении организации надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 10%. Не согласившись с решением ФСС, организация обратилась в суд, потребовав отменить приказ о повышении страховых взносов.
За что спорили: законность установления надбавки к страховому тарифу.
Кто выиграл: организация-страхователь.
Обосновывая в суде заявленные требования, организация ссылалась на то, что групповой несчастный случай произошел не по ее вине, а по вине поставщика, поставившего некачественное оборудование с производственным браком. То есть авария возникла по вине третьих лиц, никакой ответственности за которых организация-страхователь не несет. Поэтому, с ее точки зрения, у ФСС отсутствовали основания для повышения тарифа страховых взносов на травматизм.
В свою очередь ФСС отмечал, что вина третьих лиц в несчастном случае должна быть в обязательном порядке подтверждена обвинительным приговором суда. Отсутствие обвинительного приговора свидетельствует о том, что вина третьих лиц не доказана и всю ответственность за аварию несет сама организация.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы ФСС и встал на сторону организации-страхователя. Суд пояснил, что Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524.
Согласно п. 6 Правил, при наличии в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, ФСС рассчитывает страхователю надбавку на очередной финансовый год с учетом количества погибших.
Суд установил, что несчастный случай произошел вследствие скрытого заводского брака применяемого оборудования, поставленного сторонней организацией, которая и несла ответственность за качество данного оборудования. Данные обстоятельства были подтверждены актом о расследовании несчастного группового случая.
При этом отсутствие обвинительного приговора в отношении работников поставщика оборудования, признанных ответственными за допущенные нарушения, не может свидетельствовать, что несчастный случай произошел не по вине третьих лиц. Доказательств вины работников самой организации в данном несчастном случае ФСС не представлено.
Следовательно, заключил суд, ФСС не вправе был увеличивать организации тариф страховых взносов на травматизм.
Отсутствие обвинительного приговора свидетельствует о том, что вина третьих лиц не доказана и всю ответственность за аварию несет сама организация - очень интересная логика. А если это действительно производственный брак или действие непреодолимых сил, то при чем здесь страхователь? ФСС как всегда в своем репертуаре