Содержание
Правительством РФ 22 июля 2008 года было принято Постановление № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление), положения которого распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года (п. 2 Постановления).
Напомним, что изданные Правительством РФ нормативные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству. Это следует как из части 1 статьи 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, так и из абзаца первого статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором воспроизведена эта же норма.
Обратимся теперь к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Статей 4 Закона № 209-ФЗ установлены следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.
- Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25 %. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ):
- для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;
- для малых предприятий - до 100 человек включительно;
- для микропредприятий (эта категория субъектов малого предпринимательства выделена впервые) - до 15 человек.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС либо балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). С учетом этой нормы и во исполнение пункта 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление, которым были определены критерии выручки - основания для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Но дело в том, что, в отличие от основной части Закона № 209-ФЗ, часть 2 статьи 4 вступает в силу не с 1 января 2008 года, а значительно позднее - с 1 января 2010 года (ч. 1, ч. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ). Следовательно, норма Закона № 209-ФЗ, определяющая порядок установления Правительством РФ предельных значений выручки, вступает в силу только с 1 января 2010 года, что указывает на отсутствие правовых оснований для введения в действие Правительством РФ Постановления до указанной даты.
Установление критериев выручки в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства с нарушением требований федерального законодательства приводит к тому, что некоторые из субъектов предпринимательской деятельности могут быть лишены статуса субъекта малого и среднего предпринимательства в середине отчетного года.
В свою очередь, лишение организации (индивидуального предпринимателя) статуса субъекта малого и среднего предпринимательства приводит к необоснованному возложению на участников соответствующих правоотношений обязанностей, от которых ранее они освобождались в силу соответствующего статуса.
Напомним, каких же преференций в области бухгалтерского учета могут лишиться субъекты предпринимательской деятельности в этом случае.
В частности, субъектам малого предпринимательства предоставлено право не применять ПБУ 18/02 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Пользование этим правом существенно упрощает учетные процедуры вследствие отсутствия обязанности по отслеживанию расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства предоставлено исключительное право вести бухгалтерский учет хозяйственных операций в упрощенном порядке (приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64Н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства").
Таким образом, Правительством РФ с нарушением требований федерального законодательства принят нормативный правовой акт, которым нарушаются права и свободы организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренным пунктами 1 и 2 (без учета пункта 3) части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.
Аргумент, будто пункты 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ подлежат применению без учета системного толкования во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона, представляется необоснованным. В таком случае возникает вывод, что воля законодателя была направлена на то, чтобы пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ предоставить Правительству РФ ничем не ограниченное право по установлению критериев выручки в принципе (не указывая при этом ни порядка, ни оснований для их количественного определения).
Пункт же 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ лишь с 2010 года вносит ясность в данный процесс, ограничивая Правительство РФ в своих действиях. Вследствие этого вплоть до 2010 года создается ситуация, при которой Правительство Российской Федерации по своему усмотрению (хоть ежедневно) сможет устанавливать экономические показатели, серьезнейшим образом влияющие на права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, несистемное применение рассматриваемых норм статьи 4 Закона № 209-ФЗ приводит к правовой неопределенности, ограничивающей права субъектов малого и среднего предпринимательства.
Но даже в случае признания дискретной правовой неопределенности в отношении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства допустимой, все равно нельзя говорить о правомерности распространения действия анализируемого Постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Как указывалось выше, обладание хозяйствующим субъектом статусом субъекта малого предпринимательства предоставляет ему определенные дополнительные гарантии и свободы (по сравнению с иными участниками гражданского оборота).
Следовательно, распространение действия Постановления на отношения, возникшие с 1 января 2008 года, приводит к приданию данному Постановлению обратной силы, а, значит, к необоснованному ограничению прав субъектов малого предпринимательства и возложения на них обязанностей, которые ранее в отношении них не применялись.
В настоящее время на рассмотрении Верховного Суда РФ находится заявление об оспаривании пункта 2 Постановления. Вас, уважаемые читатели, мы будем держать в курсе судебных баталий.