Содержание
- Расширен перечень плательщиков, которые вправе применять пониженные страховые взносы
- Упрощенцы, чей вид деятельности указан в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
- Иные организации на УСН
- ЕНВД: аптечные организации и ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность
- Совмещение УСН и ЕНВД
- Если в штат приняты иностранцы
- Если работают инвалиды
- Применение пониженных тарифов в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8"
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), с 1 января 2012 года расширен перечень плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*.
Примечание:
* Комментарий к закону см. в материале автора
«Страховые взносы во внебюджетные фонды-2012» представлен в № 2 (февраль)
«БУХ.1С» за 2012 год, стр. 14.
Пониженные страховые тарифы в 2012 году вправе применять следующие плательщики страховых взносов (ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
- сельскохозяйственные товаропроизводители;
- организации народных художественных промыслов;
- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕСХН;
- организации, предприниматели и граждане, которые выплачивают вознаграждения инвалидам I, II или III группы, в отношении таких выплат;
- общественные организации инвалидов;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если соблюдены требования о численности инвалидов и доле их заработной платы в фонде оплаты труда;
- учреждения, которые созданы для достижения социально значимых целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, если единственным собственником имущества учреждения является общественная организация инвалидов;
- резиденты технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон (далее - ОЭЗ);
- хозяйственные общества, которые созданы после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и вузами;
- организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
- организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность в области средств массовой информации;
- страхователи, которые применяют УСН и основной вид деятельности которых указан в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ;
- некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ;
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД;
- страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- организации, оказывающие инжиниринговые услуги;
- организации - участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково».
Конкретные ставки страховых взносов для новых категорий страхователей приведены в Приложении № 1 к письму ФСС РФ от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395.
Расширен перечень плательщиков, которые вправе применять пониженные страховые взносы
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), с 1 января 2012 года расширен перечень плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*.
Примечание:
* Комментарий к закону см. в материале автора
«Страховые взносы во внебюджетные фонды-2012» представлен в № 2 (февраль)
«БУХ.1С» за 2012 год, стр. 14.
Пониженные страховые тарифы в 2012 году вправе применять следующие плательщики страховых взносов (ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
- сельскохозяйственные товаропроизводители;
- организации народных художественных промыслов;
- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕСХН;
- организации, предприниматели и граждане, которые выплачивают вознаграждения инвалидам I, II или III группы, в отношении таких выплат;
- общественные организации инвалидов;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если соблюдены требования о численности инвалидов и доле их заработной платы в фонде оплаты труда;
- учреждения, которые созданы для достижения социально значимых целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, если единственным собственником имущества учреждения является общественная организация инвалидов;
- резиденты технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон (далее - ОЭЗ);
- хозяйственные общества, которые созданы после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и вузами;
- организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
- организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность в области средств массовой информации;
- страхователи, которые применяют УСН и основной вид деятельности которых указан в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ;
- некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ;
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД;
- страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- организации, оказывающие инжиниринговые услуги;
- организации - участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково».
Конкретные ставки страховых взносов для новых категорий страхователей приведены в Приложении № 1 к письму ФСС РФ от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395.
Упрощенцы, чей вид деятельности указан в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Организации и предприниматели, применяющие УСН, чей основной вид экономической деятельности по ОКВЭД совпадает с указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, как и в 2011 году, могут уплачивать взносы во внебюджетные фонды по льготным ставкам. В 2011 году они платили страховые взносы по ставке 26 %.
В 2012 и 2013 годах они уплачивают взносы только в ПФР по ставке 20 % (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Для тех работников, которые родились в 1966 году и раньше, взносы идут на страховую часть в полном объеме (из них 4 % - солидарная часть, 16 % - индивидуальная часть). Для работников 1967 года рождения и моложе накопительная часть пенсии составляет 6 %, а страховая - 14 % (4 % - солидарная часть, 10 % - индивидуальная часть). Это установлено пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ).
С 1 января 2012 года перечень льготируемых видов деятельности, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, расширен. В него дополнительно включены следующие виды деятельности:
- транспорт и связь (ранее в пп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ была указана только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность);
- розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (пп. «я.8» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
- производство гнутых стальных профилей (пп. «я.9» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
- производство стальной проволоки (пп. «я.10» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Для возможности применения льготных ставок новым категориям льготников следует обратить внимание на коды ОКВЭД, заявленные в качестве основного вида деятельности.
Например, для вида деятельности «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями» они должны быть следующими:
- розничная торговля фармацевтическими товарами - код ОКВЭД 52.31;
- розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями - код ОКВЭД 52.32.
Перечисленные коды входят в группу 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами». В эту группу входят и другие коды видов деятельности, однако пониженные тарифы могут применять только «упрощенцы», осуществляющие виды деятельности с кодами ОКВЭД 52.31 и 52.32.
Раздел «Транспорт и связь» ОКВЭД, в частности, включает коды 63.30 «Деятельность туристических агентств» и 63.30.1 «Организация комплексного туристического обслуживания». Собственно турфирмы и в 2011 году применяли пониженные тарифы.
Правила определения основного вида деятельности в 2012 году не изменились. По-прежнему деятельность признается основной, если доля доходов от нее составляет не менее 70 % общей суммы доходов страхователя, рассчитанной в соответствии с положениями статьи 346.15 НК РФ, то есть включаются в налоговую базу при упрощенной системе (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). При этом следует помнить, что «упрощенцы» учитывают доходы кассовым методом, поэтому общий объем доходов следует смотреть по книге учета доходов и расходов.
Основной вид деятельности должен был ранее подтверждаться в Расчете по форме РСВ-1 ПФР с заполненной таблицей 4.4, который страхователь представлял в территориальные органы ПФР (письма Минздравсоцразвития России от 11.03.2011 № 748-19, ПФР от 17.06.2011 № 30-22/6718, Информационное сообщение ПФР от 24.03.2011). В таблице указывались:
- общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего УСН;
- сумма доходов от льготируемого вида деятельности;
- доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Но с отчетности за I квартал 2012 года страхователи сдают отчет РСВ-1 ПФР по новой форме. Она утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н. В ней для подтверждения правомерности применения каждой льготы страхователи заполняют свои подразделы в Разделе 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов». В частности, у тех страхователей, которые применяют льготы по подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, должен быть заполнен подраздел 3.6.
Отметим, что нормы части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ построены таким образом, что начать использовать пониженные тарифы страховых взносов можно не только с начала календарного года, но и по истечении любого отчетного периода. Более того, может случиться, что только по итогам года выручка от льготируемого вида деятельности достигнет нужного 70 %-ного значения. И, несмотря на это, страхователь получит право применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с 1 января.
Между тем применение УСН имеет массу ограничений: по количеству работников, по размеру доходов, по величине остаточной стоимости основных средств и НМА и др. При несоблюдении таковых налогоплательщик считается утратившим право на спецрежим и перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, автоматически в подобной ситуации страхователь утрачивает и возможность рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженным ставкам. Причем, как указали специалисты Минздравсоцразвития России в письме от 24.11.2011 № 5004-19, происходит это по аналогии с положениями НК РФ с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. Таким образом, если хозяйствующий субъект «слетел» с УСН, к примеру, по итогам II квартала 2012 года в связи с превышением предельного размера доходов, допустимого на спецрежиме, в расчете РСВ-1 ПФР за 2012 год он должен заполнить два Раздела 2. В одном из них, по сути, будут отражены данные за первый квартал, когда применялся пониженный тариф страховых взносов. Во втором - за второй квартал, когда взносы рассчитывались уже по общему тарифу.
Потерять право применения льготы можно и при потере общего объема дохода по льготиремой основной деятельности. Если по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев или года такой вид деятельности перестанет быть основным, то придется доплачивать взносы по общим тарифам с начала отчетного или расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Поскольку расчетным периодом признается год, то сумму взносов нужно восстановить и перечислить в бюджет с начала года (письмо Минздравсоцразвития России от 15.09.2011 № 3333-19). При этом с 2012 года пени не предусмотрено (ч. 1.3, 1.4, 5, 5.3, 5.6 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Если доля от основного вида деятельности «придет в норму» по итогам следующего отчетного периода, страхователь вновь обретает право на применение пониженного тарифа непосредственно с начала года. Пересчет взносов в такой ситуации «спецрежимник» будет осуществлять уже в свою пользу. Образовавшийся же излишек ему следует возвращать или засчитывать в счет предстоящих платежей в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, окончательно тариф страховых взносов, который должен применять «упрощенец», определяется как раз по окончании года.
При заполнении действующей формы отчета РСВ-1 упрощенец должен учитывать следующее.
Если упрощенец применяет пониженные тарифы в соответствии с пунктом 8 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, и доля доходов от основного вида деятельности по итогам года составляет не менее 70 % в общем объеме выручки, то в расчете РСВ-1 ПФР за 2012 год фирмы и предприниматели-работодатели должны заполнить один Раздел 2 с кодом тарифа «07». Такие «упрощенцы» уплачивают взносы по тарифу 20 % только в ПФР.
Если же порог в 70 % доходов «упрощенцами» по итогам года не преодолен, то они относятся к плательщикам, применяющим основной тариф, и составляют один Раздел 2 с кодом тарифа «52». Напомним, что в 2012 году такие упрощенцы уплачивают страховые взносы по общему тарифу: в ПФР 22 %, ФФОМС - 5,1 %, ФСС - 5,9 %.
Плательщики, применяющие основной тариф страховых взносов и при этом находящиеся на каком-либо из специальных налоговых режимов, заполняют две таблицы раздела 2 РСВ-1 ПФР: отдельно по основной системе обложения страховыми взносами и отдельно по специальным режимам и указывают код соответствующего тарифа (письмо ПФ РФ от 26.04.2011 № ТМ-30-25/4492).
Иные организации на УСН
В 2012-2013 годах еще ряд упрощенцев могут уплачивать страховые взносы исключительно в ПФР по льготной ставке 20 % (ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Среди них:
- некоммерческие организации, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в областях социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования и здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы), а также в области массового спорта (за исключением профессионального). Льгота установлена пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Для правомерности ее применения в новой форме РСВ-1 ПФР эти организации будут заполнять раздел 3.7. Раздел 2 они будут заполнять с кодом «12»;
- благотворительные организации, применяющие УСН (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Данные организации будут заполнять Раздел 2 новой формы РСВ-1 с кодом «13».
Использовать пониженный тариф такие организации смогут при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 % суммы всех ее доходов за указанный период должны составлять в совокупности следующие виды доходов:
- в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ о страховых взносах, определяемых согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ;
- в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с тем же пунктом статьи 58 Закона о страховых взносах и определяемых согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ;
- от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» - «ф», «я.4» - «я.6» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ о страховых взносах. Здесь имеются в виду следующие виды деятельности: научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов); деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Условие о доле доходов должно выполняться по итогам следующих периодов:
- года, предшествующего расчетному периоду, в котором организация начала применять пониженные тарифы (ч. 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
- года, в котором используются соответствующие тарифы (ч. 1 ст. 10, ч. 5.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Доходы определяются по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 НК РФ (ч. 5.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). При невыполнении необходимых требований некоммерческая организация лишается права на применение льготных тарифов с начала периода, в котором допущено несоответствие (ч. 5.3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
ЕНВД: аптечные организации и ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность
Еще одна новая в 2012 году льготная категория - это налогоплательщики ЕНВД: аптечные организации и предприниматели, получившие лицензию на фармацевтическую деятельность. Они получили право исчислять страховые взносы по пониженным тарифам, но только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (подп. 10 п. 1 и п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Они также в 2012-2013 годах уплачивают взносы только в ПФР по льготной ставке 20 % (ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Данные организации будут заполнять Раздел 2 новой формы РСВ-1 с кодом «11».
Что касается аптечных организаций, согласно нормам Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В отношении индивидуальных предпринимателей специально отмечена необходимость наличия лицензии на фармацевтическую деятельность. Следует сказать, что наличие лицензии на фармацевтическую деятельность является необходимым условием осуществления такой деятельности, установленным на основании Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. Ведение сводного реестра лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с указанным постановлением фармацевтическая деятельность включает следующие работы и услуги:
I. В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
II. В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения:
- оптовая торговля лекарственными средствами для ветеринарного применения;
- хранение лекарственных средств для ветеринарного применения;
- хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- перевозка лекарственных средств для ветеринарного применения;
- перевозка лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения;
- отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Может возникать ситуация, когда у страхователя возникает право на две льготы - например, он может осуществлять вид деятельности, по ОКВЭД попадающий в льготируемый по подпункту 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями» и одновременно быть аптечной организацией, применяющей ЕНВД. Какую льготу им применить? Поскольку в законе нет явных указаний, как решать эту ситуацию, предлагаем читателям отслеживать разъяснения контролирующих органов или обратиться с вопросами в свой территориальный орган ПФР.
Но можно попытаться порассуждать на эту тему и принять решение с учетом особенностей конкретного страхователя.
Во-первых, обе льготы предусматривают одинаковый тариф - 20 % взносы только в ПФР.
Во-вторых, следует выполнить условия применения льготы. По первой льготе нужно применять УСН и иметь от данного вида деятельности выручку не менее 70 %, а по второй - применять ЕНВД по данному виду деятельности.
Здесь следует, по нашему мнению, учесть преобладающий вид выручки. Если условие по УСН в отношении выручки (70 %) выполняется, то следует заявлять эту льготу. Если страхователь боится, что не достигнет нужного объема выручки по УСН, тогда следует применять другую льготу, по ЕНВД, не привязанную к выручке. Право выбора остается за организацией. Но при этом следует учесть, что при льготе на УСН возможно применить льготу в отношении всех выплат, а при ЕНВД - только в отношении выплат сотрудникам, которые работают в рамках фармацевтической деятельности, облагаемой ЕНВД.
В то же время может возникать ситуация, когда аптека, реализующая в рознице лекарства, применяет ЕНВД, а по отпуску бесплатных лекарств льготникам применяет общий режим налогообложения. Специалисты Минздравсоцразития высказывают мнение (см. газету «Учет.Налоги.Право»), что в отношении фармацевтов, занятых отпуском бесплатных лекарств, аптека может применять пониженный тариф. А если работники аптеки реализуют еще и косметику, то к фармацевтической деятельности это не имеет отношения, и с их зарплаты следует уплачивать страховые взносы по общей ставке. Они даже предлагают делить заработную плату пропорционально выручке, полученной от реализации лекарств и иных товаров.
По мнению автора, разъяснения не вполне основаны на нормах законодательства, рекомендуем дождаться официальных разъяснений.
Совмещение УСН и ЕНВД
В 2012 году большинство плательщиков ЕНВД, уплачивает страховые взносы по общим тарифам (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Они в новой форме РСВ-1 Раздел 2 заполняют с кодом «53».
Об исключениях для «вмененщиков» мы уже говорили выше.
На практике организации нередко совмещают различные режимы налогообложения, в частности УСН и ЕНВД. В связи с этим возникает вопрос: может ли страхователь, применяющий УСН и отвечающий «льготным» требованиям, применять пониженные тарифы страховых взносов, если он одновременно является плательщиком ЕНВД по другому виду деятельности?
Закон № 212-ФЗ не содержит положений, запрещающих таким страхователям применять льготу для «упрощенцев». Значит, право на уплату взносов по пониженным тарифам у них есть. Однако непонятно, как в этом случае определить базу для начисления взносов. Применять ли пониженные тарифы, установленные частью 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в отношении всех выплат работникам страхователя или только выплат, произведенных в рамках деятельности на УСН?
Из буквального прочтения части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ следует, что в случае выполнения установленных требований страхователь вправе применять пониженные тарифы в отношении всех выплат физическим лицам, которые он производит.
Минздравсоцразвития России, проанализировав положения статьи 58 Закона № 212-ФЗ, пришло к аналогичному выводу. В письмах от 14.06.2011 № 2011-19 и от 19.05.2011 № 1805-19 отмечено, что компании на УСН при осуществлении вида деятельности, поименованного в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, при соблюдении 70 процентов доли от общего дохода, применяют пониженные страховые взносы в отношении выплат всем работникам, в том числе занятым в деятельности на ЕНВД.
В письме ФСС РФ от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395 специалисты фонда разъяснили ситуацию, когда организация, применяющая УСН, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности, указанный подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, переведена на ЕНВД. Они считают, что при исчислении страховых взносов в ФСС РФ в 2012 году в случае соблюдения условия о доле доходов по данному виду деятельности вправе также применять пониженный тариф страховых взносов.
При этом Минфин России считает, что если на ЕНВД переведен именно основной вид деятельности, дающий право на применение пониженного тарифа страховых взносов, то организация вообще не вправе применять пониженный тариф (письмо Минфина России от 24.06.2011 № 03-11-06/2/97). Однако следует отметить, что Минздравсоцразвития России наделено правом давать разъяснения по вопросам применения законодательства о страховых взносах (ч. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 № 731). При выполнении разъяснений, которые даны уполномоченными органами плательщику взносов либо неопределенному кругу лиц, плательщик освобождается от уплаты пеней и штрафов за нарушение законодательства о страховых взносах (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Также следует помнить, что суммы страховых взносов принимаются к вычету по налогу при применении УСН с объектом «доходы» (п. 3 ст. 346.21 НК РФ) и по ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
При совмещении двух режимов по суммам уплачиваемых страховых взносов должен вестись раздельный учет, так же как и по имуществу, обязательствам и хозяйственным операциям. Тогда налог, уплачиваемый в связи с применением ЕНВД и УСН, уменьшается на сумму страховых взносов, отнесенных к соответствующим видам деятельности (письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-11-06/2/143).
В некоторых случаях суммы расходов по страховым взносам невозможно распределить между видами предпринимательской деятельности, например, у работников, занятых одновременно в сферах деятельности, облагаемых различными налоговыми режимами (административно-управленческий персонал). В этом случае распределение сумм страховых взносов производится пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении соответствующих спецрежимов (письма Минфина России от 17.02.2011 № 03-11-06/3/22, от 10.11.2011 № 03-11-06/2/157). Отметим: в данном контексте речь идет именно о суммах взносов, которые рассчитываются со всей зарплаты работника, независимо от того, в каком виде деятельности он принимает участие. Распределение взносов производится в таком же порядке, что и разделение «общих» расходов между видами деятельности, что должно быть закреплено в учетной политике.
В связи с этим сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности уменьшаются налогоплательщиками в порядке, предусмотренном статьями 346.21 и 346.32 НК РФ, на сумму страховых взносов, отнесенных в указанном порядке к соответствующим видам деятельности (письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-11-06/2/143).
Если в штат приняты иностранцы
Может возникать ситуация, когда иностранные граждане или лица без гражданства поступают на работу в организацию, которая имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поэтому об этой ситуации мы хотели бы поговорить отдельно, потому, что с 1 января 2012 года ситуация со взносами во внебюджетные фонды в отношении иностранных граждан по сравнению с 2011 годом изменилась.
Вначале рассмотрим общие тарифы для иностранцев в зависимости от их правового статуса, определенного Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Закон № 115-ФЗ).
Для постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, в 2012 году как и ранее, взносы во все внебюджетные фонды с выплат надо начислять наравне с россиянами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Подлежат обложению страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации:
- в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа;
- авторам произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Эти выплаты и вознаграждения должны облагаться по ставкам, установленным статьей 12 Закона № 212-ФЗ.
В Пенсионный фонд Российской Федерации - по ставке 22 %. Взносы разделяются на страховую и накопительную части пенсии в зависимости от года рождения указанных лиц (п. 1 ст. 22.1, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). Для лиц 1966 года рождения и старше страховые взносы уплачиваются только на страховую часть трудовой пенсии по ставке 22 % до достижения размера 512 000 руб. Для лиц 1967 года рождения и моложе страховые взносы уплачиваются: на страховую часть - по ставке 16 %; на накопительную часть - по ставке 6 %. С выплат, превышающих в 2012 году 512 000 руб., взносы взимаются вне зависимости от возраста по тарифу 10 % (п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.11.2011 № 974).
В Фонд социального страхования Российской Федерации взносы начисляются по ставке 2,9 %, а в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) - 5,1 %.
Есть несколько исключений, когда не нужно начислять страховые взносы на вознаграждения иностранцам и лицам без гражданства:
1. Выплата осуществляется по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, который заключен с иностранцем - индивидуальным предпринимателем.
2. Сотрудник (иностранный гражданин или лицо без гражданства) работает по трудовому договору в зарубежном подразделении российской организации. При этом не имеет значения, был ли трудовой договор заключен напрямую с российской организацией или через ее зарубежное подразделение (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
3. Иностранный гражданин или лицо без гражданства выполняет работы (оказывает услуги) по гражданско-правовому договору за пределами территории РФ (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Взносы с выплат временно проживающим иностранцам в 2012 году начисляются по ставкам: в ФСС РФ - 2,9 %; а в ФФОМС - 5,1 %.
Обращаем внимание на некоторые отличия в начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат иностранным гражданам, имеющим статус постоянно проживающий (п. 1 ст. 22.1, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ) и временно проживающий (п. 2 ст. 22.1, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).
Для временно проживающих страховые взносы начисляются и уплачиваются только на страховую часть трудовой пенсии по ставке 22 % (пока сумма выплат в пользу работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов). При этом тариф не зависит от года рождения этих лиц (п. 2 ст. 22.1, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).
Вместе с тем работодателям придется также уплачивать взносы на суммы выплат, превышающие в 2012 году 512 000 руб., по тарифу 10 % (п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.11.2011 № 974).
В отношении временно пребывающих на территории РФ иностранцев ситуация с 01.01.2012 изменилась коренным образом.
До 1 января 2012 года иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие в России трудовую деятельность, не признавались застрахованными лицами, в т. ч. по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст. 10 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Соответственно суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, не облагались страховыми взносами (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427).
Начиная с 2012 года в число застрахованных лиц при определенных условиях стали включаться иностранцы и лица без гражданства, которые имеют статус временно пребывающих на территории РФ (п. 1 ст. 11, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 7, ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ в редакции п. п. 2, 6 ст. 3, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ). Застрахованными они становятся при одновременном выполнении следующих условий:
- выплата произведена по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев;
- работник, в пользу которого она осуществлена, не относится к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ.
Работодатели в отношении указанных застрахованных лиц должны уплачивать страховые взносы только в бюджет ПФР (ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Тариф для исчисления взноса не зависит от года рождения этих застрахованных лиц и равен тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии - 22 % (пока сумма выплат в пользу работника не достигнет в 2012 году предельной величины базы для начисления страховых взносов). Работодателям придется также уплачивать взносы на суммы выплат, которые в 2012 году превысят 512 000 руб. по тарифу 10 % (полностью на солидарную часть). Взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии с этих выплат уплачивать не требуется.
Оформить пенсию временно пребывающие работники смогут, либо став гражданами России, либо получив статус постоянно проживающих. Те, кто уедет на родину, могут воспользоваться двухсторонними договорами, которые Пенсионный фонд заключил с большинством зарубежных государств, откуда к нам идет приток рабочих мигрантов.
С выплат в пользу высококвалифицированных специалистов, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, страховые взносы в ПФР не уплачиваются.
Взносы в ФСС РФ и ФОМС на указанные выплаты по-прежнему не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Ведь рассматриваемая категория сотрудников не относится к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ).
Необходимо отметить, что у страхователей может возникнуть вопрос, нужно ли пересчитывать пенсионные страховые взносы, если в течение расчетного периода (календарного года) трудовой договор работника - иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, будет переквалифицирован из срочного договора (со сроком менее шести месяцев) в договор на неопределенный срок. К сожалению, в Законе № 167-ФЗ ничего об этом не сказано. Пока страхователям придется принимать решение самостоятельно и быть готовым к тому, что свое решение придется отстаивать в суде. Но будем надеяться, что Пенсионный фонд РФ издаст по этому вопросу специальные разъяснения.
Обратим внимание, что в новой форме РСВ-1 в Разделе 2 для отражения страховых взносов в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выделили отдельные строки. И теперь бухгалтеру следует разделять суммы выплат в пользу физических лиц, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами не только на лиц 1966 года рождения и старше, 1967 года рождения и моложе, но и иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих/пребывающих на территории РФ.
Итак, страхователь, который применяет, пониженные тарифы по ставке 20 % в ПФР, у которого работают иностранные граждане, может задать вопрос: по какой ставке такие организации обязаны уплачивать взносы за иностранных работников?
По нашему мнению следует применить ту льготу, которая дана страхователю по всем работникам, т. е. 20 %. Ведь и за россиян такой работодатель будет уплачивать взносы по аналогичному тарифу в ПФР. А постоянно или временно проживающий на территории РФ иностранный работник ничем не отличаются от россиянина. Что касается временно пребывающего, то уплачивать за него тариф в ПФР в размере 22 % тоже не логично, если по всем работникам следует следует применять тариф по ставке 20 % до достижения дохода размера 512 000 руб. С сумм, превышающих эту сумму, взносы платить не следует.
В то же время, не следует забывать, что 20 % льготный тариф для россиян в зависимости от возраста работников разбивается на страховую и накопительную часть. Для постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства также в 2012 году предусмотрена такая разбивка. Поэтому по таким гражданам льготный тариф следует разделять аналогично россиянам. Напомним, что для тех работников, которые родились в 1966 году и раньше, взносы идут на страховую часть в полном объеме (из них 4 % - солидарная часть, 16 % - индивидуальная часть). Для работников 1967 года рождения и моложе накопительная часть пенсии составляет 6 %, а страховая - 14 % (4 % - солидарная часть, 10 % - индивидуальная часть). Это установлено пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Пример 1
Организация применяет УСН и уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по льготным ставкам на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в размере 20 % только в ПФР до достижения работником дохода 512 000 руб. С сумм, превышающих установленный лимит, страховые взносы не начисляются.. В марте 2012 года в организацию принят на работу гражданин Германии 1968 года рождения, постоянно проживающий на территории России. С выплат этому гражданину до достижения дохода размера 512 000 руб. нужно начислять взносы в ПФР по ставке 20 %, а не 22 %, т. к. работодатель применяет льготный тариф. При этом накопительная часть составит 6 %, а страховая - 14 %, как и у российских граждан. Если доход превысит размер 512 000 руб., взносы в ПФР не уплачиваются, т. е. тариф 10 % применять не нужно. |
Что касается иных категорий иностранных граждан, например, временно пребывающих и временно проживающих, то по нашему мнению также следует применить более льготный тариф страхователя. В частности, до достижения размера дохода 512 000 руб. уплачивать взносы по ставке 20 % исключительно на страховую часть пенсии. При превышении указанной суммы взносы в ПФР не перечислять, т. е. тариф 10 % применять не нужно.
Пример 2
Организация применяет УСН и уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по льготным ставкам на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. В январе 2012 года в организацию принят на работу гражданин, временно пребывающий на территории России. С ним заключен трудовой договор на срок свыше 6 месяцев. С выплат этому гражданину нужно начислять взносы в ПФР по ставке 20 %, поскольку работодатель применяет льготный тариф). При этом страховые взносы должны начисляться только на финансирование страховой части трудовой пенсии до достижении предельной величины базы для начисления страховых взносов. Если выплаты превысят 512 000 руб. по начисление страховых взносов производить не следует. |
Напомним, что для сдачи индивидуальных сведений в ПФР работодателю следует задуматься о получении для иностранных граждан страховых пенсионных свидетельств, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев. Дело в том, что при начальной регистрации застрахованного лица для персонифицированного учета в системе пенсионного страхования сведения о нем в ПФР должен подать работодатель (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Если работают инвалиды
Может возникать ситуация, когда организация имеет право на пониженные тарифы при расчете страховых взносов с выплат всем своим работникам, но при этом у нее работают инвалиды, с выплат которым взносы можно платить также по пониженным тарифам, но уже по другим, которые предназначены специально для инвалидов. Возникает вопрос, какой тариф применять по отношению к выплатам, производимым работникам-инвалидам: пониженный «упрощенный» или «инвалидный»?
Этот вопрос возникал и в 2011 году, но тогда ситуация была такой: пониженные тарифы для упрощенцев были выше, чем тарифы для работников-инвалидов. По данному вопросу Минздравсоцразвития России в письме от 18.03.2011 № 871-19 давало специальные разъяснения. Суть их сводилась к следующему. Если организация применяет УСН и пользуется льготными тарифами взносов, указанными в части 3.2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, а также производит выплаты инвалидам I, II или III группы, то страховые взносы в отношении этих выплат рассчитываются по более низким тарифам, установленным ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Иными словами, в отношении выплат инвалидам применяется «инвалидный» тариф, как более низкий.
А с 2012 года тарифы льготников-упрощенцев стали ниже (20 %), чем тарифы по выплатам инвалидам (20,2 %). Поэтому в отношении инвалидов страховые взносы упрощенца получаются завышенными. По нашему мнению, можно воспользоваться указанным выше разъяснением ведомства и применять в отношении выплат инвалидам те же тарифы, что и в отношении всех работников - 20 %. Главное - подтвердить свое право на применение пониженного тарифа.
А вот при потере льготы придется всем работникам пересчитать выплаты по обычным тарифам. Но взносы с выплат инвалидам можно будет пересчитывать по более низким - «инвалидным» тарифам. Ведь они от вида деятельности организации никак не зависят.
Применение пониженных тарифов в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8"
Для того чтобы в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» вести учет с применением пониженных тарифов, нужно выполнить соответствующие настройки Параметров учета. На Закладке Налоговый учет следует выбрать систему налообложения (рис. 1).
Рис. 1
На закладке Страховые взносы следует выбрать соответствующий тариф (рис. 2).
Рис. 2
Впоследствии при начислении страховых взносов в соответствии с выбранной шкалой будет производиться весь расчет и, соответственно, будет формироваться «зарплатная» отчетность.
Как уже писали выше, в настоящее время нет разъяснений Минздравсоцразвития о порядке применения пониженных тарифов страховых взносов при совмещении организацией различных режимов налогообложения, в частности УСН и ЕНВД (например, фармацевтическая организация, применяющая УСН и уплачивающая ЕНВД). Нет ясности, как применять льготы по уплате страховых взносов, как следует выделить труд сотрудников (в рамках ЕНВД или относящихся к фармацевтической деятельности) и определить базу для начисления страховых взносов для применения льгот по уплате страховых взносов. До выхода разъяснений Минздравсоцразивтия предлагается следующий вариант учета.
В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» есть возможность управления начислениями. В документе Начисление страховых взносов на закладках Осн. начисления и Доп. начисления предусмотрено специальное поле ЕНВД, что позволяет выделить начисления, учтенные при расчете ЕНВД (рис. 3).
Рис. 3
Далее на закладке Взносы, воспользовавшись командой Пересчитать страховые взносы, получим раздельное начисление страховых взносов.
Для сотрудников фармацевтической организации нужно установить флаг Используется труд фармацевтов в настройках параметров учета на закладке Расчет страховых взносов (рис. 4).
Рис. 4
При включении этой настройки расчет страховых взносов с выплат и иных вознаграждений фармацевтам аптечных организаций будет производиться по пониженному тарифу. Должности сотрудников, относящихся к фармацевтам, должны быть отмечены флагом Является фармацевтической должностью (рис. 5).
Рис. 5
При расчете страховых взносов поле Доход фармацевта в аптеке в комбинации с полем ЕНВД на закладках Осн. начисления и Доп. Начисления дает возможность пользователю управлять этими начислениями для расчета взносов (рис. 6).
Рис. 6
Не забудьте после манипуляций с флажками на закладке Взносы выполнить перерасчет.
Отчетность и проводки будут сформированы в соответствии с произведенными установками.