Судебный вердикт: могут ли компанию оштрафовать за применение налоговой льготы
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.10.2022 № А27-12092/2019 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция оштрафовать организацию по факту многолетнего незаконного применения налоговой льготы по налогу на имущество.

Предмет спора: организация в течение трех лет применяла налоговую льготу по налогу на имущество. По результатам проведенной выездной налоговой проверки ИФНС установила, что организация не имела права на данную льготу, и доначислила ей налог на имущество за все время необоснованного применения льготы, а также штраф за неуплату налога. Посчитав действия налоговой инспекции незаконными, организация обратилась в суд и потребовала отменить решение инспекции о взыскании с нее штрафа. 

За что спорили: 2 929 862 рубля.

Кто выиграл: организация-налогоплательщик.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что на протяжении всех трех лет налоговая инспекция знала о применении налоговой льготы. Спорная льгота применялась на основании заявления, представленного в рамках налоговой декларации. Инспекция проводила камеральную проверку этой декларации и не предъявила никаких возражений по поводу применения льготы.

В дальнейшем, до проведения выездной проверки, никаких претензий со стороны налоговиков относительно незаконного характера применяемой льготы в адрес организации также не поступало. Умысел на уклонение от уплаты налога на имущество у организации отсутствовал. Льготу она применяла по добросовестному заблуждению и с одобрения налоговой инспекции. Следовательно, по мнению организации, у ИФНС не было оснований для привлечения ее к налоговой ответственности в виде штрафа.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации обоснованными, а решение ИФНС незаконным. Судьи разъяснили, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Организации вправе не уплачивать налог на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (п. 21 ст. 381 НК РФ).

В свою очередь неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). Для применения данного штрафа должно быть подтверждено, что занижение налогооблагаемой базы и неполная уплата налога имели место в результате виновного противоправного нарушения налогоплательщиком НК РФ.

В спорном случае налоговая инспекция была осведомлена о применении организацией налоговой льготы, на которую та не имела права. Налоговые декларации с заявленной льготой ИФНС принимала без замечаний. Никаких предупреждений о неправильности применения льготы и претензий по итогам камеральных проверок ИФНС в адрес организации не направляла. Никаких документов по льготе, заявленной в декларациях, налоговики на протяжении нескольких лет не запрашивали.

Таким образом, инспекция своими действиями формировала у налогоплательщика соответствующие законные ожидания относительно возможности применения налоговой льготы. В связи с этим, заключил суд, оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, у ИФНС не имелось. Наложенный на организацию штраф был отменен.

Комментарии