На повестке дня: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 27.02.2018 № 33-3330/2018.
Предыстория: Организацию ГИТ оштрафовала за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ. Причиной штрафа послужили действия ведущего специалиста по управлению персоналом, который не заключил с работником соглашение об изменении трудового договора. В связи с этим работодатель посчитал, что ему причинен ущерб и потребовал взыскать наложенный штраф с виновного сотрудника.
Задействованные нормы: ст. 238 ТК РФ
Цена вопроса: 30 000 рублей
Взыскивая с сотрудника штраф, наложенный ГИТ, работодатель сослался на то, что был оштрафован по вине сотрудника, недобросовестно исполнявшего свои трудовые обязанности. Сотрудник в силу своей квалификации и опыта знал, что допускает нарушение. Согласно ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Суд признал доводы работодателя необоснованными. Штраф был уплачен организацией в связи с нарушением ей трудового законодательства. Уплата юридическим лицом штрафа за подобное нарушение не может являться основанием для возложения материальной ответственности на работника.
Понятие прямого действительного ущерба не является идентичным понятию штрафа. Виновный сотрудник не являлся лицом, привлеченным к административной ответственности. Следовательно, никаких обязательств и последствий уплата работодателем штрафа по постановлению ГИТ для него не влечет.
Штраф не может быть отнесен к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник. В противном случае указанное обстоятельство расширяет пределы материальной ответственности работника перед работодателем.
Требования о взыскании с работника в виде материального ущерба суммы уплаченного штрафа фактически направлены на освобождение работодателя от ответственности.
Учитывая, что все действия организация совершает опосредованно через своих сотрудников, она, с точки зрения работодателя, вообще не должна нести никакой ответственности и ни при каких обстоятельствах. Но это противоречит целям административного наказания, определенным в статье 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд отказал работодателю во взыскании с сотрудника денежного возмещения в счет уплаты административного штрафа.
все ошибаются. давайте еще за опечатки штрафы брать что ли!