Мы продолжаем знакомить читателей с реализацией мер, направленных на совершенствование налогового регулирования, предусмотренных Планом мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р (далее - Дорожная карта)*. В этой статье И.А. Баймакова, эксперт «1С», знакомит читателей с уже реализованными мероприятиями дорожной карты по итогам 2014 года.

Примечание: * Подробнее о других реализованных мероприятиях дорожной карты читайте в № 12 (декабрь), стр. 13 «БУХ.1С» за 2014 год, в № 1 (январь), стр. 12 «БУХ.1С» за 2015 год.

Содержание

Итоги 2014 года

Прошел год с момента утверждения Дорожной карты, в которой определены наиболее значимые мероприятия, направленные на улучшение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В 2014 году многие мероприятия из запланированных были реализованы, часть мероприятий была уточнена, по некоторым мероприятиям в связи со сложностью рассматриваемых проблем срок реализации был перенесен на более поздний период.

Значительная часть вопросов, которые нашли свое решение, касается администрирования НДС, в том числе:

  • продлен срок представления налоговой отчетности по НДС на 5 дней (реализовано в Федеральном законе от 29.11.2014 № 382-ФЗ);
  • налогоплательщики-продавцы освобождены от обязательного выставления счета- фактуры (по взаимному согласию сторон сделки), если покупатель является неплательщиком налог на добавленную стоимость (реализовано в Федеральном законе от 21.07.2014 № 238-ФЗ);
  • закреплено право налогоплательщика на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, относящимся к налоговому периоду, полученным до срока представления декларации по НДС до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (реализовано в Федеральном законе от 29.11.2014 № 382-ФЗ);
  • упрощен порядок ведения документов, применяемых при расчетах по НДС, при осуществлении посреднических операций (реализовано в Постановлении Правительства РФ от 26.11.2014№ 1279);
  • обеспечена возможность указания в едином корректировочном счете-фактуре общего количества товаров, если они имеют одинаковое наименование и цену (реализовано письмами Минфина России от 05.09.2014 № 03-07-09/44607 и от 08.09.2014 № 03-07-15/44970).

Комментарии экспертов «1С» к Федеральному закону от 21.07.2014 № 238-ФЗ читайте в № 9 (сентябрь), стр. 10 «БУХ.1С» за 2014 год, к Федеральному закону от 29.11.2014 № 382-ФЗ читайте в № 2 (февраль), стр. 4 «БУХ.1С» за 2015 год.

Ряд новшеств затронули принципы взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами и носят основополагающий характер.

Например, введение института налогового мониторинга (реализовано Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ).

Другие направлены на совершенствование уже существующих отношений, например, определение понятийного аппарата личного кабинета налогоплательщика в НК РФ (реализовано Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ).

Некоторые внесенные изменения носят «точечный» характер, но учитывая, что такие новации были инициированы налогоплательщиками, можно сказать с уверенностью, что их значение также не будет недооценено.

Среди таких изменений полагаем важным отметить следующие:

1. Решение об унификации кодов налогового периода в налоговых декларациях.

Данное мероприятие было реализовано приказом ФНС России от 18.03.2014 № ММВ-7-6/87.

С учетом данного изменения во всех декларациях коды налогового периода должны быть указаны со временем единообразно.

Но такие изменения непосредственно в налоговые декларации будут вноситься постепенно - либо вместе с внесением иных изменений в ту или иную декларацию, либо в момент разработки и утверждения новой формы декларации.

2. Проведение анализа и сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения.

Во исполнение данного мероприятия приказом Минфина России от 30.10.2014 № 126 внесены изменения в приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», которым установлены правила заполнения платежных поручений в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, таможенных и иных платежей. Подробнее читайте на стр. 12.

3. Внесение изменений о несущественности ошибок в первичных документах по аналогии с требованиями к счетам-фактурам.

Во исполнение мероприятия издано письмо-разъяснение Минфина России от 28.08.2014 № 03-03-10/43034, содержащее следующее разъяснение: «Ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли организаций».

На некоторых из реализованных мероприятий остановимся подробнее и рассмотрим наиболее интересные новшества, реализованные в рамках Дорожной карты, направленные на сокращение и упрощение «бумажного» документооборота.

Разработка порядка заверения копий истребуемых многостраничных документов

Пунктом 8 раздела II Дорожной карты предусмотрено мероприятие, направленное на совершенствование порядка представления первичной документации по требованию налоговых органов, в том числе разработка упрощенного порядка заверения копий истребуемых налоговым органом документов.

Из истории вопроса

Как предоставлять истребуемые налоговым органом документы?

Несмотря на кажущуюся простоту, порядок предоставления документов нередко вызывает не только вопросы, но и разногласия между налогоплательщиком и налоговым органом.

В качестве примера рассмотрим постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2012 по делу № А75-10187/2011.

Из материалов дела следует, что Обществом по запросу о предоставлении документов (информации), в связи с проведением камеральной налоговой проверки были представлены в инспекцию копии соответствующих документов в виде подшивки, содержащей на оборотной стороне заверительную надпись и печать организации.

Инспекцию, учитывая, что копия каждого представленного документа не была заверена отдельно, возвратила их Обществу.

В дальнейшем Общество направило в Инспекцию дополнительно заверенные копии запрашиваемых документов. Но так как повторно данные документы были направлены с нарушением установленного срока, Инспекция усмотрела в действиях Общества факт совершения налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

Обществу удалось доказать свою правоту и факт отсутствия налогового правонарушения только в суде, причем на стадии кассации. Суды первой и второй инстанции подтвердили правомерность действия налогового органа, отказавшего в приеме документов, заверенных в подшивке, сославшись на положения ГОСТа Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, и придя к выводу, что заверена должна быть копия каждого документа в отдельности, а не подшивка этих документов.

И только в кассационной инстанции Обществу удалось доказать свою правоту. В рассматриваемом постановлении было отмечено: «Своевременное представление Обществом копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

Расширительное толкование правовых норм, содержащихся в статьях 93, 93.1, 129.1 НК РФ, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности, является недопустимым.».

Анализ существующей арбитражной практики показал, что данная ситуация не единична. Наиболее часто такие дела рассматривались в ФАС Западно-Сибирского округа (постановления от 24.08.2012 по делу № А75-10184/2011, от 29.11.2012 по делу № А75-10186/2011) и ФАС Московского округа (постановление от 28.11.2011 по делу № А41-43081/10, от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).

Учитывая существующую неоднозначность, бизнес сообществом было инициировано рассмотрение вопроса об урегулировании порядка представления документов на бумажном носителе.

Реализация мероприятия дорожной карты

Напомним основные положения НК РФ, связанные с представлением документов на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Срок для предоставления составляет 10 дней со дня получения соответствующего требования, для документов, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 3 ст. 93 НК РФ) и 5 дней для лица, получившего требования о предоставлении документов (информации), вне рамок проведения налоговой проверки (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Порядок заверения разъяснен в письме Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142. В частности, допускается возможность заверения «каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом».

При этом определены условия к прошивке многостраничного документа, к которым отнесены:

  • возможность свободного чтения и копирования каждого документа (листа документа), в том числе всех дат, виз, резолюций и т. д. на документе;
  • исключение возможности механического разрушения (расшития) подшивки (пачки) документов;
  • наличие последовательной нумерации листов;
  • при заверении следует указывать общее количество листов в подшивке (пачке) (кроме отдельного листа, содержащего заверительную надпись).

На оборотной стороне последнего листа (либо на отдельном листе) должны быть проставлены следующие реквизиты: «Подпись», «Верно», должность лица, заверившего копию, личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения. Указанный лист должен содержать надпись: «Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью ___ листов» (количество листов указывается словами).

При этом в письме налогоплательщикам рекомендовано в целях обеспечения прав налогоплательщиков и контроля ими выполнения налоговыми органами ограничения на повторное истребование документов, предусмотренного пунктом 5 статьи 93 НК РФ, представлять истребуемые документы с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.

Отмена командировочных удостоверений

Пунктом 10 раздела IV Дорожной карты предусмотрено мероприятие, направленное на сокращение количества документов, которые требуются для подтверждения командировочных расходов. Данным же мероприятием предусмотрена отмена командировочных удостоверений для коммерческих организаций.

Из истории вопроса

Проблема командировочных удостоверений знакома многим, не зависимо от профессии и должности. Каждый хоть раз наверняка ездил в командировки или хотя бы слышал про командировочные удостоверения.

Действительно, командировки и удостоверения при командировках появились давно, даже очень давно.

В советское время упоминание о командировочных удостоверениях можно найти в Правилах об условиях труда советских работников за границей, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 31.10.1959 № 858.

В последнее десятилетие при поездах в командировку необходимо было оформлять не только командировочное удостоверение, но и служебное задание, приказ, а также отчет о командировке и авансовый отчет с приложением первичных документов.

Командировочное удостоверение подтверждало количество дней нахождения в командировке и, соответственно, сумму суточных.

В современном мире данный документ, по сути, утратил свою роль, и подтверждение факта нахождения работника в командировке, а также отчета в письменном виде зачастую руководителю не требуется. Стоит напомнить, что командировочные удостоверения уже давно нет необходимости оформлять при загранкомандировках.

Отмена командировочных удостоверений в целях сокращения существующего бумажного документооборота была предложена как одно из первых мероприятий дорожной карты и единогласно поддержана всеми членами рабочей группы. Вместе с тем, реализовано данное мероприятие было с существенной задержкой.

Реализация мероприятия дорожной карты

Проект изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение о командировках), был подготовлен еще в начале года. Утверждены данные изменения были только 29.12.2014 Постановлением Правительства Российской Федерации № 1595 и официально опубликованы 31.12.2014.

Напомним, что данными изменениями предусмотрено:

1. Отмена обязательного оформления трех ранее обязательных документов:

  • командировочного удостоверения;
  • служебного задания;
  • отчета.

2. Уточнение правил расчета количества дней нахождения в командировке:

  • при проезде транспортом общего пользования количество дней считается по проездным документам;
  • при проезде работника к месту командирования и (или) обратно на личном транспорте фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая предоставляется работником по возвращении из командировки с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Следует обратить внимание, что в настоящее время в Положении о командировках не содержится норм, предусматривающих порядок подтверждения нахождения в командировке при поездке на служебном автомобиле. В данном случае надо учитывать, что выезд служебного транспорта осуществляется с путевыми листами, обязательные реквизиты и порядок заполнения которых определен приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Таким образом, срок командировки может быть подтвержден путевым листом, если путевой лист выписывается на командировку. Либо можно подтвердить по аналогии с поездкой на личном транспорте. В данном случае право выбора остается за руководителем организации.

Подробнее о новом порядке оформления командировок читайте в статье "Как отправить сотрудника в командировку по новым правилам".

Комментарии