Назначение отчетности
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет бухгалтерскую (финансовую) отчетность как систематизированную в соответствии с общими для всех организаций требованиями информацию, дающую достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Для операционного руководства организации бухгалтерская отчетность вряд ли является основным документом для принятия решений. Текущее управление требует контроля и влияния на процессы деятельности на более тонком и чувствительном уровне. Специфика организации, скорость принятия решений и даже профессиональные и психологические особенности руководства организацией влияют на внутреннюю систему отчетной информации. Тем не менее, все самые чувствительные индикаторы деятельности всегда увязываются в структуру, заданную бухгалтерской отчетностью.
Бухгалтерская отчетность − это фундамент, который складывался веками и доказал свою надежность в том, чтобы:
- служить целостному представлению об организации и ее деятельности;
- выстраивать стратегию развития в долгосрочной перспективе;
- интегрировать организацию в систему распределения общих ресурсов − материальных, трудовых, интеллектуальных;
- управлять возрастающей сложностью процессов на единых принципах;
- позволять аккумулировать и развивать профессиональную практику в сфере управления и экономики.
Достоверная отчетность общего назначения − это гарант доверия в экономической среде, без которого среда существовать и развиваться не способна. Институт бухгалтерского учета - как несущая конструкция экономики: видят только профессионалы, а сделай несколько повреждений, незначительных по отдельности, и все здание рухнет.
Бухгалтерская отчетность является общим достоянием, и поэтому ее основное назначение − это представлять организацию во внешней среде как участника экономических отношений, значимого для рынков, государства, общества, интересного для инвесторов и стратегических партнеров. Составляя бухгалтерскую отчетность, одинаково важно и отразить уникальность организации, и показать ее на универсальном языке, понятном специалистам вне зависимости от узкого профиля.
Форма отчетности и ее содержательная модель даже при довольно строго регламентированной структуре не могут быть одинаковыми для всех организаций, чтобы отвечать этой высокой миссии. Отталкиваясь от универсальных форм основных отчетов, необходимо спроектировать индивидуальные формы отчитывающейся организации.
Для небольших и даже средних организаций это или нецелесообразно, или решается в рамках модели пояснительной записки без изменения общепринятых форм. Но в жизни любой успешно развивающейся организации наступает такой этап, когда рамки универсальности уже перестают быть полезными, а выход из них становится насущной необходимостью дальнейшего роста. Крупные диверсифицированные холдинговые компании, компании, формирующие новые рынки, через практику собственной отчетности, отражающей их специфику, участвуют в непрерывном процессе адаптации института отчетности к потребностям пользователей. Этот процесс требует гибких инструментов настройки модели отчетности каждой такой организации, а используемые информационные ресурсы предлагают необходимый сервис.
Под задачи конкретной организации требуются разработки и учетная политика в части правил формирования универсальных показателей бухгалтерской отчетности. Рабочий план счетов, в том числе система аналитического учета, служит своеобразным переводчиком с языка реальной деятельности организации на отчетный язык, и поэтому он должен систематизировать информацию неограниченной сложности в четкую структуру. Эта структура определяется набором показателей, раскрываемых в бухгалтерской отчетности, а также правилами их формирования. В результате отчетные формы получают индивидуальные для организации алгоритмы формирования показателей и их перекрестной увязки.
Настройка индивидуальных форм отчетности в 1С
Решать задачи разработки индивидуальных форм отчетности и алгоритмов формирования показателей позволяют гибкие сервисы настраиваемой отчетности «1С:ERP Управления предприятием».
В следующих материалах этого цикла мы подробно и с примерами расскажем о настройке отчетности в «1С:ERP Управление предприятием».
Особенности отчетности различных организаций
Активы организации промышленного сектора будут преимущественно внеоборотными, сбалансированными статьями капитала. Для торговых организаций акцент будет на запасах и оборотном капитале, сбалансированными текущими долгами. Это потребует и более детальной расшифровки структуры соответствующих разделов баланса. Трудоемкая деятельность сектора интеллектуальных услуг, возможно, отразится относительно скромным и универсальным балансом при внушительном отчете о финансовых результатах с существенными примечаниями об информации по сегментам.
В зависимости от профиля организации могут различаться и правила формирования отдельных показателей отчетности. При этом они могут даже не относиться, строго говоря, к учетной политике, а проистекать из особенностей всей системы организации бухгалтерского учета.
Например, исследовательская стадия НИОКиТР не влечет за собой капитализации затрат на нее. Для целей отчетности затраты подлежат признанию расходами периода в момент возникновения. Однако программа НИОКиТР организации включает в себя весь процесс, внутри которого выделяются свои стадии, необходимые для управления этой деятельностью. Затраты на программу в управленческом учете контролируются с первого рубля и за весь цикл непрерывно. Тогда организация может организовать учет вложений на НИОКиТР на счете учета капитальных вложений, а пока идет процесс исследований, накопленные затраты регулярно списывать в расходы периода. На счете 08 возникнут обороты, которые не должны будут попасть в раскрытие движения капитальных вложений за отчетный период. Инструментами настройки формирования отчетных форм эти обороты можно исключать.
Новые федеральные стандарты требуют учета объектов, которые не были предусмотрены ранее. Решение, каким образом будет организован учет новых объектов, таких как обесценение основных средств и нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, прав пользования активами и инвестиций в аренду, долгосрочных активов к продаже, оценочных обязательств при осуществлении капитальных вложений, остается за организацией. Ввиду отсутствия единых требований инструменты «1С:ERP Управления предприятием» позволяют сделать это разными способами – на отдельных счетах, субсчетах, в аналитическом учете, что потребует донастройки отчетных форм.
Пояснения к базовым отчетам отражают, как правило, отраслевую специфику и наиболее выраженную индивидуальность отчитывающейся организации. Здесь инструменты настраиваемой отчетности для создания нужной формы и формирования уместных показателей просто незаменимы.
Отчетность в цифре
Российский бухгалтерский учет, даже перейдя на рыночные рельсы, унаследовал тенденцию к универсальности. В плановой экономике у бухгалтера были инструкции на все случаи жизни, незыблемый план счетов, унифицированные формы первичных учетных документов, классификаторы объектов учета и стандартные для всех формы отчетности. В этом было непросто разобраться, но ответственность была перераспределена в пользу методологов государственного масштаба. Дрейфуя в сторону международных стандартов отчетности, где подавляющая доля ответственности лежит на плечах составителей отчетности и их аудиторов, а в стандартах заложены только принципы интерпретации и представления информации, нет ни форм, ни документов, да и учета как процесса тоже нет, профессиональное сообщество испытывает дефицит той ясности, что утрачена в этом движении.
Между тем, хорошая адаптированность к универсальности среди российских бухгалтеров сегодня может послужить преимуществом дальнейшего развития. Связано это с возрастающей ролью цифровизации процессов и данных. Финансовая информация в машиночитаемом виде позволяет перейти на качественно иной уровень ее восприятия и анализа потенциальными пользователями. Публичные компании, как правило, презентуют свои результаты в виде аналитических материалов в дружелюбной визуализации. Тем не менее, настоящие профессионалы предпочитают пользоваться источником данных, достоверность которого подтверждена аудитором, а интерпретации они делают самостоятельно или используют общепринятые в своем кругу методики. Чем шире круг пользователей аналитических сервисов, тем выше доверие к ним.
Тенденции информационной эпохи хорошо понимают наши западные коллеги, которые с 1998 года начали системную работу по продвижению «расширяемого языка деловой отчетности» (англ. – XBRL), представляющего собой универсальный стандарт для представления финансовой отчетности по МСФО и US GAAP США в электронном виде. Ежегодно Совет по МСФО выпускает на основе XBRL Таксономию бухгалтерского учета по МСФО. Составители отчетности могут использовать Таксономию бухгалтерского учета по МСФО для маркировки раскрытия информации, что делает ее легкодоступной для пользователей, предпочитающих получать цифровые данные. Таким образом, переход на цифровые формы финансовой отчетности отражает глобальные тенденции развития отчетности. Только западным коллегам это сделать гораздо сложнее, так как в международной практике нет такого уровня унификации показателей, какой сохранился в российской практике даже с учетом немалых утрат.
Представление пользователям бухгалтерской отчетности в Российской Федерации осуществляется в цифровой форме через Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). На сегодняшний момент функциональность ГИРБО ограничена. При загрузке данных придется ориентироваться на текущие возможности системы, поэтому индивидуальность может потеряться. С этим придется считаться, так как пользователи ГИРБО в первую очередь видят информацию, стандартизированную системой, и лишь самые заинтересованные наблюдатели заглянут в приложенные организацией файлы. ГИРБО уже сегодня имеет встроенные сервисы элементарного динамического анализа отчетной информации. Аналитические функции ресурса ФНС России планирует активно развивать, в том числе для целей сопоставления данных различных организаций.
Переход к представлению бухгалтерской отчетности в цифровом виде необходимо учитывать также при разработке форм отчетности. С одной стороны, это означает, что при прочих равных формы отчетности и алгоритмы формирования показателей необходимо приближать к таким, которые используются большей долей составителей, с другой – тогда, когда специфика организации требует выделить свою индивидуальность, необходимо верно выбрать способ представления этой информации. Это можно сделать в отчетных формах непосредственно или в виде пояснений, до которых внимание пользователя может дойти в последнюю очередь.
«1С:ERP Управление предприятием» аккумулирует лучшие практики и может служить источником данных о тех подходах, которые использует достаточно широкий круг составителей. При этом она позволяет как гибко донастроить отчетность под видение любой организации, так и формировать новую практику, которая рано или поздно может стать «лучшей» и обогатить арсенал профессионального сообщества. Современная унификация в цифровой среде вовсе не означает «прокрустово ложе» или карикатурные образы советской одинаковости. Скорее это богатый язык, способный отражать всю гамму разнообразия экономических практик понятным, ясным образом для широкого круга профессионалов. Возможности «1С:ERP Управления предприятием» позволяют гибко и индивидуально подойти к созданию форм бухгалтерской отчетности, оставаясь в профессиональном поле общепринятых подходов.