Изменения в обязательной маркировке с 1 июня 2024 года: безалкогольные напитки, пиво и одежда
С 1 июня 2024 года обязательная маркировка распространится на новые виды товаров, а для производителей и ритейла введут новые обязанности при введении в оборот и продаже маркированной продукции. Нововведения затронут маркировку алкогольных и безалкогольных напитков, в том числе и сахаросодержащих, а также товаров легкой промышленности. Рассказываем, какие изменения ожидают участников оборота маркированной продукции.

Маркировка алкогольных напитков

С 1 июня для розничных продавцов (организаций и ИП), а также заведений общественного питания вводится обязанность по раскрытию информации о выведении из оборота слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, в том числе в стеклянных и полимерных бутылках и жестяных банках (постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2173). Речь идет о пиве и напитках, изготавливаемых на основе пива, сидре и прочих сброженных игристых и неигристых напитках с фактической концентрацией спирта не более 7%.

При розничной продаже всех перечисленных напитков продавцы должны передавать через онлайн-кассы в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о выведении продукции из оборота путем ее розничной продажи. Данное требование распространяется на продажу не только вновь введенных в оборот напитков, но также и тех напитков, которые были промаркированы до 1 июня 2024 года. Новые требования не распространяются на пиво и слабоалкогольные напитки при их реализации в магазинах беспошлинной торговли.

При этом продавать остатки немаркированных слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке магазины, гостиницы, кафе и рестораны смогут до 15 января 2025 года. Что касается разрешительного режима продажи слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, то он будет введен только с 1 ноября 2024 года. До этого момента проверять на кассах нанесенную на пиво и другие слабоалкогольные напитки маркировку не потребуется, достаточно будет просто сообщать в «Честный знак» о продаже напитка. 

Маркировка кваса, соков и морсов

С 1 июня для участников рынка безалкогольных напитков стартует новый этап обязательной маркировки (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 №887). С указанной даты производители и поставщики должны в обязательном порядке маркировать средствами идентификации следующие виды продукции:

  • квас в потребительской упаковке;
  • морс;
  • напитки на растительном сырье;
  • соки фруктовые, ореховые и овощные;
  • компоты фруктовые и ягодные (за исключением содержащих плоды фруктов и ягод).

Обязательной маркировке подлежат все перечисленные напитки, независимо от вида и потребительской упаковки - кеги, бутылки, тетрапак и т.д. Нанося маркировку на указанную продукцию, производители и поставщики должны передавать в систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенных средствах идентификации и вводе в оборот маркированных напитков. Вводить в оборот немаркированные безалкогольные напитки с 1 июня запрещается. При этом оборот и вывод из оборота немаркированных безалкогольных напитков, которые были произведены или ввезены в Россию до 1 июня, разрешаются до истечения срока годности таких напитков. 

Маркировка подакцизных безалкогольных напитков

С 1 июня вводится обязательная маркировка подакцизных безалкогольных напитков, упакованных в кеги, тетрапак и любые другие упаковки (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 887). Речь идет о безалкогольных напитках, в состав которых входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза) и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. Производители должны наносить коды маркировки на данную продукцию независимо от вида упаковки. Одновременно производители сахаросодержащих напитков при их введении в оборот должны передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» следующие сведения:

  • о кодах идентификации;
  • о кодах идентификации групповых упаковок;
  • о кодах идентификации наборов товаров и кодах идентификации транспортных упаковок.

При этом указанные сведения в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на товар, а также в рамках договоров комиссии и агентских договоров в информационную систему маркировки можно не передавать.

Маркировка одежды

30 июня завершается период, в течение которого организации и ИП могут продавать немаркированные остатки товаров легкой промышленности (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956). Речь идет о немаркированных остатках одежды, находившихся у организаций и ИП во владении, пользовании и распоряжении товаров легкой по состоянию на 1 апреля 2024 года. К такой одежде, в частности, отнесены:

  • пальто, дождевики, куртки;
  • плащи, анораки, ветровки, штормовки;
  • одежда из натуральной или композиционной кожи, включая рабочую;
  • блузки и рубашки;
  • свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты;
  • предметы одежды из искусственного меха;
  • костюмы спортивные, лыжные, трикотажные машинного или ручного вязания
  • костюмы, жакеты, блайзеры;
  • платья, юбки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты.

С 1 июля оборот и вывод из оборота немаркированных остатков перечисленной одежды уже не допускается. Данные требования и ограничения не распространяются на немаркированную одежду:

  • приобретенную в рамках розничной торговли и возвращенную продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
  • помещаемую под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
  • ввозимую и произведенную на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации;
  • ввезенную на территорию РФ в рамках договора комиссии по поручению иностранного производителя в целях исполнения спонсорских соглашений и не предназначенную для реализации;
  • ввезенную на территорию РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
  • продаваемую в магазинах беспошлинной торговли. 

В материале использованы фото: BearFotos / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии