Содержание
Расчет и уплата взносов
Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование утверждены Председателем Правления Пенсионного фонда РФ в письме от 11.03.2002 № М3-09-25/2186.
Наиболее важные моменты начинаются с части III рекомендаций. В них ПФР напоминает, что при определении объекта обложения страховыми взносами не учитываются выплаты, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Также методичка разъясняет, какие статьи Налогового кодекса учитываются при определении объекта и базы по страховым взносам. Согласно статье 10 закона 167-ФЗ, объектом и базой для начисления страховых взносов являются объект и налоговая база по единому социальному налогу. Напомним, что объект и база по ЕСН определяются в соответствии со статьями 236 и 237 кодекса. Однако в кодексе есть еще статьи 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" и 239 "Налоговые льготы". Поэтому плательщики страховых взносов задавались вопросом, учитываются ли льготы, предусмотренные статьями 238 и 239 кодекса, при расчете страховых платежей.
ПФР в методичке разъяснил этот вопрос: положения статьи 238 учитываются при расчете базы, а льготы по статье 239 не применяются.
В части III Рекомендаций Пенсионный Фонд РФ также указал, что разъяснения по применению абзаца 2 пункта 1 статьи 237 кодекса будут даны дополнительно. В данном абзаце речь идет о выплатах в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для работников или членов их семей.
Дело в том, что согласно указанной выше статье кодекса, такие выплаты учитываются при определении налоговой базы для исчисления ЕСН. В то же время, большая часть подобных выплат не учитывается в целях налогообложения прибыли. Так, в частности, не относятся к расходам, уменьшающим доходы отчетного периода, суммы материальной помощи работникам на приобретение и строительство жилья и иные социальные потребности (п. 23 ст.270 НК РФ). Из числа таких выплат можно выделить и расходы на оплату путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, а также на другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Как мы видим, формулировка статьи 237 НК РФ неоднозначна и допускает возможность различного ее толкования налогоплательщиками и налоговыми инспекциями. Официальные разъяснения МНС России на этот счет отсутствуют. В связи с этим ПФР в Рекомендациях объяснил, что разъяснения по применению противоречивой нормы будут даны позже. Надо полагать, это произойдет после того, как появятся соответствующие разъяснения налогового ведомства.
Определив базу, бухгалтер организации-страхователя должен применить к ней ставку страховых взносов. Методичка разъясняет вопросы применения этих ставок.
Соотношение страховой и накопительной частей трудовой пенсии различается в зависимости от возраста. Поэтому для правильного применения тарифов необходимо разделить работников на три возрастные группы:
- мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
- мужчины с 1953 по 1967 год рождения и женщины с 1956 по 1967 год рождения;
- мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Кроме того, в методичке обращается внимание на то, что доступ к регрессивной шкале по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по ЕСН (об этом читайте ниже).
На сегодняшний день остается неясность со страховыми платежами, которые должны уплачивать предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы.
По статье 28 закона № 167-ФЗ эти плательщики уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Но единственное, что установил закон, так это максимальный размер платежа (3 600 рублей в месяц). До сегодняшнего дня отсутствуют нормативные акты Правительства РФ, определяющие стоимость страхового года, порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированного платежа. И уже совсем непонятным является указание по поводу минимального размера фиксированного платежа. Он должен быть установлен Налоговым кодексом, но в кодексе этого нет. Ответа на этот вопрос в Методических рекомендациях не дается.
Сроки уплаты авансовых платежей по ЕСН и страховых взносов в ПФР различаются. Авансовые платежи по ЕСН нужно перечислять не позднее 15-го числа следующего месяца. Авансовые платежи по страховым взносам производятся в срок, установленный для получения средств в банке, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Обратим внимание еще на один момент в отношении сроков уплаты авансовых платежей по страховым взносам, который остался не прокомментированным в Методических рекомендациях. В пункте 2 статьи 24 закона № 167-ФЗ сказано, что сумма страховых взносов считается поступившей с момента ее зачисления на счет органа ПФР. Это положение принципиально расходится с пунктом 2 статьи 45 кодекса. В нем говорится, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете. В этой ситуации Пенсионный фонд не имеет шансов выиграть арбитражный процесс в случае, если плательщик предъявил в банк поручение на уплату страховых взносов, имея достаточный остаток у себя на счете.
Отчетность
Расчет авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам в ПФР представляется по-разному. По ЕСН - по итогам каждого отчетного периода (за первый квартал, полугодие, девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по страховым взносам - ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Методические рекомендации установили, что по окончании расчетного периода (года), не позднее 30 марта следующего года страхователь должен представить в Пенсионный фонд расчет (декларацию) по страховым взносам. Причем на этом расчете должна быть отметка налогового органа, или же к нему нужно приложить документы, подтверждающие факт представления расчета в налоговый орган.
Налогоплательщики будут должны - и ПФР напоминает в методичке об этом - не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, представить в ПФР копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган. Отметим, что такая обязанность закреплена пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса РФ.
И еще ПФР напоминает, что страхователи представляют в фонд сведения о персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
Проверки
Органы Пенсионного фонда могут проводить проверки только в части назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также представления сведений персонифицированного учета застрахованных лиц. Из этого в Методических рекомендациях сделан вывод - проверять правильность и своевременность уплаты страховых взносов на пенсионное страхование могут только налоговые органы. При этом Пенсионный фонд обращает внимание на то, что, проверяя правильность представления сведений персонифицированного учета, представители Пенсионного фонда будут пользоваться той же первичной бухгалтерской документацией, что и налоговые органы при проведении своих проверок.
Пенсионный фонд в комментируемом документе отдает в руки налоговых органов расчет пеней на сумму задолженности по страховым взносам в ПФР. Он прямо указывает, что эти пени будут рассчитывать налоговые органы после того, как проведут налоговую проверку плательщика и обнаружат эту задолженность в акте налоговой проверки. Но после этого взыскивать пени будет сам ПФР, поэтому налоговики должны направлять расчет пеней в органы Пенсионного фонда для взыскания.
При этом Пенсионный фонд отмечает, что если органы ПФР решат взыскать задолженность и пени через суд, тогда они сами смогут рассчитать сумму пеней - ведь по Арбитражному процессуальному кодексу они должны указать в исковом заявлении сумму иска, а без расчета пеней это невозможно.
Регрессивная шкала
В Методических рекомендациях даны разъяснения и относительно возможности применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов. Условия применения регрессивной шкалы аналогичны правилам регрессии по ЕСН. А они, как известно, изменились с 1 января 2002 года. Прежде всего, отменена зависимость применения регрессии в 2002 году от величины налоговой базы по ЕСН в предыдущем году. Теперь осталось одно условие. Согласно этому условию, пороговая величина базы для исчисления страховых взносов должна составлять не менее 2 500 рублей в среднем на одного работника на момент уплаты авансовых платежей по страховым взносам. При расчете этой величины должны исключаться доходы 10 либо 30 процентов наиболее высокооплачиваемых работников. В Рекомендациях подчеркнуто, что если в течении года величина базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, окажется ниже 2 500 рублей на одного работника, то страхователь теряет право использования регрессивной шкалы до конца года.
К сожалению, в Рекомендациях не нашел отражения вопрос расчета условий для применения регрессивной шкалы страхователями, имеющими обособленные подразделения. Поэтому следует уточнить, что расчет указанных условий должен производиться в целом по страхователю с учетом всех обособленных подразделений.
Как и при исчислении ЕСН, страхователи должны учитывать суммы начисленных выплат, составляющих базу для исчисления страховых взносов, и суммы этих взносов отдельно по каждому физическому лицу. Учет должен осуществляться в индивидуальной карточке, форма которой утверждена приказом МНС России от 21.02.2002 г. № БГ-3-05/91.
Налоговый вычет по ЕСН и сроки уплаты взносов
Из разъяснений, данных ПФР в части VI Методических рекомендаций, выделим те из них, которые касаются порядка применения налогового вычета по ЕСН и сроков уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ максимальный размер налогового вычета ограничен суммой ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, начисленной за тот же период. Если организация не пользуется льготами по ЕСН, то проблем с выполнением такого условия у нее не возникает. Иначе обстоит дело с реализацией указанного выше порядка в тех организациях, которые применяют льготы по ЕСН.
Как уже отмечалось выше, налоговые льготы по ЕСН при исчислении базы для страховых взносов не учитываются. Поэтому у таких организаций сумма начисленных страховых взносов будет превышать сумму ЕСН, зачисляемую в федеральный бюджет. В Рекомендациях приведен пример, который, по мнению ПФР, должен разъяснить описанную выше ситуацию. Как следует из пояснений ПФР к примеру, приведенный в нем расчет произведен на основании указаний к порядку заполнения формы расчета по авансовым платежам по ЕСН. Эти указания утверждены приказом МНС России от 01.02.2002 № БГ-3-05/49.
В этих указаниях установлен особый порядок заполнения формы расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьями 239 и 245 НК РФ. Согласно этому порядку, для заполнения соответствующих строк формы ЕСН, подлежащий начислению в федеральный бюджет, рассчитывается по ставкам, определенным как 1/2 значения ставок, установленных для данной категории налогоплательщиков статьей 241 НК РФ с учетом применения регрессивной шкалы.
К сожалению, Методические рекомендации не коснулись ряда спорных моментов, определенных в законе 167-ФЗ. Так, в пункте 2 статьи 25 указанного закона сказано: "Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке". Данная норма расходится с пунктом 5 статьи 108 НК РФ, но поскольку это указано в законе № 167-ФЗ следует обратить на это внимание и использовать эту норму.
В статье 22 (пункт 3) указывается: "Тарифы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются страхователями… в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 НК РФ". Какие тарифы применяются в случае, если эти требования не соблюдены, не указывает ни закон, ни рассматриваемые Методические рекомендации.