Повышение налога на прибыль
Правительственный законопроект № 639663-8 предлагает реализовать налоговый маневр, в рамках которого существующий сейчас механизм уплаты курсовых экспортных пошлин будет заменен на введение повышенных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.
В настоящее время организации-экспортеры обязаны уплачивать экспортную пошлину на широкий перечень товаров (например, на алкоголь, удобрения, продукты питания и драгоценные металлы) с привязкой к курсу рубля в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 №1538. Величина пошлины составляет от 4 до 7% в зависимости от курса национальной валюты, а при 80 рублях за доллар США и ниже пошлина равна нулю.
С учетом состояния текущего курса отечественной национальной валюты и его динамики в результате уплаты пошлин, которые «привязаны» к курсам валюты, компании-экспортеры лишаются значимой доли своей прибыли. В связи с этим с 1 января 2025 года курсовые экспортные пошлины будут отменены и заменены на повышенную ставку налога на прибыль организаций.
Сейчас ставка налога составляет 20% от получаемой организациями прибыли. При этом 17% от суммы налога поступают в бюджеты субъектов РФ и только 3% – в федеральный бюджет. С 2025 года общая ставка налога на прибыль организаций будет повышена с 20 до 25% (новая редакция п.1 ст.284 НК РФ).
В федеральный бюджет при этом будет зачисляться уже сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7%. Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (до конца 2024 года они уплачивают налог по ставке 0%), ставка налога на прибыль составит 5%. Данную пониженную ставку налога ИТ-компании смогут применять в 2025–2027 годах (новая редакция п.1.15 ст.284 НК РФ).
Наряду с введением общей повышенной ставки законопроект сохранит все существующие на сегодняшний день льготные ставки налогообложения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Упразднять действующие льготы в ходе проведения налоговой реформы власти не планируют. Напротив, перечень преференций в части налога на прибыль в соответствии с готовящимся законом будет расширен. В частности, для организаций на федеральном уровне будет введен инвестиционный налоговый вычет.
Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
В целях реализации дополнительного налогового вычета, предоставляемого организациям на бессрочной основе, законопроект дополняет НК РФ новой статьей 286.2 «Федеральный инвестиционный налоговый вычет». Данный вычет представляет собой стоимость приобретенных организациями объектов основных средств и НМА, на которые организации смогут уменьшать исчисленный налог, перечисляемый в федеральный бюджет. Решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета организации должны закрепить в своей учетной политике.
Перечень капитальных затрат и приобретаемого имущества, по которому можно будет заявить вычет, позднее установит Правительство РФ. Вычет текущего налогового (отчетного) периода не сможет превышать 50% от суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость приобретенного основного средства или НМА. Неиспользованный вычет предыдущих периодов сможет уменьшить сумму налога и авансового платежа текущего периода.
Сумма налога к уплате, получившаяся в результате уменьшения на федеральный инвестиционный налоговый вычет, не сможет быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2%. Вычет текущего периода в части, превышающей указанную сумму налога, может быть использован для уменьшения налога в последующих налоговых (отчетных) периодах.
При продаже основного средства или НМА, в отношении которого был применен вычет, до истечения срока его полезного использования, сумма налога, не уплаченная в связи с применением вычета, будет восстанавливаться и уплачиваться в бюджет с уплатой соответствующих пеней.
Инвестиционный налоговый вычет не смогут применять:
- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ;
- организации, признаваемые налогоплательщиками – участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- кредитные организации;
- организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, подакцизных нефтепродуктов, нефтяного сырья и подакцизного винограда.
Расходы на НИОКР
В целях дополнительного стимулирования инновационной деятельности законопроект предлагает увеличить повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), на которые можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Сейчас данный коэффициент равен 1,5, а законопроект увеличивает его до 2 (новая редакция п.7 ст.262 НК РФ).
С коэффициентом 2 организации смогут учесть в составе своих прочих расходов, в частности:
- суммы амортизации по основным средствам и НМА, используемым для выполнения НИОКР;
- расходы на оплату труда работников, занятых в НИОКР;
- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, используемых в НИОКР;
- стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
Указанные расходы, рассчитанные с повышающим коэффициентом 2, можно будет учесть в том периоде, в котором были завершены перечисленные выше исследования и разработки (отдельные этапы работ).
В материале использованы фото: 3rdtimeluckystudio / Shutterstock / Fotodom.