Сроки сдачи отчетности за 9 месяцев и их перенос из-за коронавируса
Ранее сроки сдачи налоговой отчетности из-за коронавируса были перенесены для всех без исключения организаций и ИП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. Вместе с тем перенос сроков касался не всей отчетности за текущий 2020 год.
Сроки были перенесены по итоговой отчетности за 2019 год, а также по отчетности, представляемой за I квартал 2020 года.
Так, сдача налоговых деклараций за 2019 года с конца марта-апреля была перенесена на июнь-июль. Декларации же и расчеты за I квартал 2020 года, которые по общим правилам должны были сдаваться в марте-мае, были перенесены по срокам сдачи на май-август текущего года. Например, крайний срок сдачи декларации по ЕНВД за I квартал был перенесен с 20 апреля на 20 июля, а декларации по НДПИ за апрель — с 31 мая на 31 августа.
При этом перенос сроков сдачи отчетности на другие периоды 2020 года не распространяется. Отчетность, сроки которой были перенесены из-за коронавируса, к настоящему моменту уже должна быть представлена в ИФНС. Никаких других решений о новом переносе сроков правительство не принимало.
Таким образом, налоговая отчетность за III квартал/9 месяцев 2020 года подлежит направлению в налоговые органы в общие и привычные для всех сроки, установленные соответствующими нормами НК РФ.
Крайние сроки сдачи отчетности за III квартал/9 месяцев переносятся только в тех случаях, когда выпадают на выходной (нерабочий) день. В этом случае срок переносится на первый рабочий день, следующий после выходных (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Если же срок отчетности приходится на будний день, то сдавать отчетность необходимо по общим правилам.
Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года
В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ организации и ИП из пострадавших от коронавируса отраслей экономики были освобождены от уплаты налогов за II квартал 2020 года. Также они были освобождены и от уплаты страховых взносов, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года. Освобождение не затронуло только НДС и НДФЛ. Данные налоги за указанный период должны были уплачиваться на общих основаниях.
При этом на обязанность сдачи налоговой отчетности и порядок ее оформления освобождение от налогообложения никак не повлияло. Налоги, по которым бизнес получил освобождение, рассчитывались и отражались в декларациях, как и прежде, в полном объеме.
При получении налоговых деклараций за II квартал налоговики самостоятельно исключали суммы налогов из учетных систем ИФНС, а налогоплательщики получали сообщения о том, что сумма по декларации не подлежит уплате.
В отчетности за 9 месяцев 2020 года ничего не поменялось. Как и раньше, рассчитанные за указанный период налоги подлежат отражению в полном объеме. Разница состоит лишь в том, что рассчитанные за III квартал налоги придется уплатить — освобождение от их уплаты действующим законодательством не предусмотрено.
Что касается деклараций по имущественным налогам, то ежеквартальные расчеты по налогу на имущество организаций, а также ежегодные налоговые декларации по транспортному и земельному налогам ранее были отменены (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Но указанные декларации/расчеты в 2020 году, в том числе за 9 месяцев, все же придется представить при ликвидации или реорганизации компании. В таких случаях при составлении данной отчетности необходимо руководствоваться рекомендациями, представленными в письме ФНС от 10.06.2020 № БС-4-21/9576@.
Так, организация, которая была освобождена от уплаты транспортного налога за II квартал 2020 года, в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 декларации указывает один из кодов налоговой льготы (10201, 10202, 10203, 10204). Во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях. Аналогичным образом заполняется и декларация по земельному налогу.
В декларации по налогу на имущество ликвидируемая/реорганизуемая организация в первой части строки с кодом 230 раздела 2 указывает один из кодов налоговой льготы (2010501, 2010502, 2010503, 2010504). Во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Расшифровка кодов налоговых льгот приводится непосредственно в приложении к письму от 10.06.2020 № БС-4-21/9576@.
Антикризисная налоговая отсрочка
Дополнительная отсрочка по уплате налогов и страховых взносов в ИФНС из-за коронавируса предоставляется организациям и ИП в соответствии с постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409. Отсрочка позволяет налогоплательщикам перенести сроки уплаты налогов на более позднее время и избежать штрафных санкций за их несвоевременную уплату.
Право на получение отсрочки имеют, в частности, организации и ИП, осуществляющие деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, арендодатели, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы, а также организации, реализующие социально значимые товары и услуги.
Указанные компании и ИП вправе претендовать на отсрочку при снижении доходов более чем на 10% или при получении убытка по данным деклараций по налогу на прибыль за 2020 год (при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал).
Данный вид налоговой отсрочки не распространяется на налоговых агентов. Поэтому дополнительная отсрочка по уплате НДФЛ не предоставляется (письмо ФНС от 23.06.2020 № СД-18-3/1034@). Также дополнительная отсрочка не распространяется на НДС, НДПИ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акцизы.
Чтобы получить отсрочку, в налоговую инспекцию до 1 декабря 2020 года необходимо предоставить заявление по рекомендованной форме, к которому нужно приложить обязательство о соблюдении условий отсрочки и график погашения задолженности.
Новые правила допускают возможность изменения сроков уплаты налогов на период от 3 месяцев до 5 лет. Конкретный срок, на который будет перенесена уплата налогов, зависит от величины снижения доходов компании. Например, при снижении доходов более чем на 50% уплата налогов будет отсрочена на 1 год, а при снижении более чем на 30% — на 9 месяцев.
Кроме того, организации и ИП вправе получить отсрочку и по взносам на травматизм. Такая отсрочка предоставляется на основании информации ИФНС о предоставленной отсрочке по уплате взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Для получения отсрочки страхователь должен обратиться в региональное отделение ФСС по месту постановки на учет с соответствующим заявлением. В заявлении нужно указать законный срок уплаты страховых взносов, их величину и срок отсрочки, предоставленной налоговым органом. К заявлению необходимо приложить копию решения ИФНС о предоставлении отсрочки.
При этом получение отсрочки по уплате налогов и страховых взносов никак не повлияет на обязанность по представлению отчетности по данным налогам.
Не повлияет она и на порядок составления этой отчетности. Отчетность должна быть представлена в установленные НК РФ сроки на общих основаниях и без каких бы то ни было изъятий.
Уменьшение страховых взносов, уплачиваемых за работников
Также при сдаче отчетности за 9 месяцев/III квартал 2020 года необходимо учесть изменение ставок страховых взносов.
Напомним, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ для организаций и ИП, включенных в реестр МСП, до 31 декабря 2020 года были установлены пониженные ставки взносов с выплат в пользу физлиц, превышающих МРОТ.
По новым правилам на выплаты в пользу физлиц в части, не превышающей МРОТ, взносы исчисляются по общим тарифам (22% — в ПФР, 5,1 % — на медицинское страхование и 2,9% — на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
При этом с выплат работникам в той части, которая превышает МРОТ, страховые взносы исчисляются по пониженным ставкам.
Так, в ПФР взносы исчисляются по ставке 10 % на выплаты, не превышающие предельный размер базы по взносам и 10 % на выплаты свыше предельного размера базы по взносам. Взносы на на медицинское страхование исчисляются по ставке 5 %, а на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 %.
Ранее ФНС в письме от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@ поясняла, что организации и ИП могут применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
Уменьшение страховых взносов, уплачиваемых «за себя»
Наряду со взносами, уплачиваемыми за наемных работников, изменению из-за коронавируса подверглись и взносы, уплачиваемые ИП в фиксированном размере «за себя». Так, Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ устанавливает на 2020 год пониженный фиксированный страховой взнос на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с законом за текущий год ИП вправе будут заплатить за себя взносы на пенсионное страхование в размере 20 318 рублей вместо 32 448 рублей.
Пониженные взносы распространяются на ИП, которые по состоянию на 01.03.2020 были включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и их основной вид деятельности в соответствии с ЕГРИП относится к отраслям, наиболее пострадавшим в период коронавируса. Пониженные взносы такие ИП уплачивают вне зависимости от величины полученного дохода.
Соответственно, если ИП к началу отчетности за 9 месяцев уже полностью перечислили за себя взносы на пенсионное страхование в полном размере (32 448 рублей), то они вправе будут обратиться в ИФНС с заявлением на возврат образовавшейся переплаты.
При этом величина страховых взносов на медицинское страхование за 2020 год осталась без изменений и составляет сейчас 8 426 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ).
Изменение порядка исчисления и уплаты авансов по налогу на прибыль
Также при составлении отчетности за 9 месяцев/III квартал 2020 года организации должны учитывать изменение порядка исчисления авансовых платежей.
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, получили возможность перейти на уплату ежемесячных авансов, исходя из фактически получаемой прибыли. Перейти на уплату авансов из фактической прибыли можно начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года (п. 2.1 ст. 286 НК РФ).
Для этого организация обязана направить в ИФНС уведомление по форме, рекомендованной в письме ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802@ и отразить переход на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли в своей учетной политике.
Уведомление об изменении порядка уплаты следует направить в ИФНС по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого организация переходит на новый порядок уплаты авансов.
Если организация перешла на ежемесячную уплату авансовых платежей по фактической прибыли, изменить порядок внесения платежей она сможет только с 2021 года (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Одновременно закон увеличил лимит доходов организаций, которые позволяют им перейти на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. По общему правилу уплачивать авансы по итогам квартала могут только организации, чьи доходы от реализации за 4 предыдущих квартала не превышают в среднем 15 млн рублей за каждый квартал или 60 млн рублей за год.
В целях поддержки бизнеса указанное предельное значение доходов в целях перехода на поквартальную уплату авансов было увеличено до 25 млн рублей за квартал и до 100 млн рублей за предыдущий год (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). Данный порядок распространяется на весь текущий 2020 год.
Расширение перечня расходов по налогу на прибыль
При составлении и сдаче отчетности по налогу на прибыль за 9 месяцев/III квартал 2020 года необходимо учитывать и расширение перечня затрат, которые включаются в расходы организаций.
Перечень таких затрат в связи с коронавирусом был расширен в соответствии с Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ.
Согласно закону, теперь затраты организаций на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем и медицинского оборудования для диагностики и лечения коронавируса можно относить к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль.
Причем даже в тех случаях, когда такие расходы профильными для организации не являются, их все равно можно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Кроме того, в составе расходов организаций можно учесть и затраты на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней (письмо Минфина от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).
Сам перечень медицинских изделий для диагностики и лечения коронавируса, расходы на которые можно включать в базу налога на прибыль, был утвержден постановлением Правительства от 21.05.2020 № 714.
В перечень вошли в том числе компьютерные томографы, электронные термометры, пульсоксиметры, аппараты искусственной вентиляции легких, бактерицидные облучатели, оборудование для фильтрования и очистки воздуха.
Штрафы в период пандемии
В соответствии с постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 было временно приостановлено применение налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля).
Речь идет о налоговых правонарушениях по ст. 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 30 июня 2020 года. Начатое производство по таким нарушениям было прекращено.
Одновременно до 30 июня 2020 года налоговым органам было запрещено выносить решения о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств за несвоевременную сдачу отчетности.
В свою очередь Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ получило право устанавливать дополнительные основания и условия неприменения штрафов за непредставление в ИФНС налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов/сведений.
При этом в правительстве уже пообещали до конца текущего года ввести мораторий на начисление штрафов малому и среднему бизнесу. По словам главы правительства Михаила Мишустина, мораторий коснется не только будущих штрафных санкций. Взыскание уже начисленных штрафов также будет отложено.
Напомним, что в целях расчета налога на прибыль налоговые санкции (пени и штраф) в составе расходов организаций не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Антикризисные субсидии бизнесу
Из-за пандемии ряду организаций и ИП была предоставлена возможность получения безвозмездных и невозвратных субсидий на профилактику коронавируса и выплату зарплат своим работникам.
Субсидии на профилактику коронавируса и дезинфекцию предоставляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.
Субсидия полагается организациям и ИП, включенным в реестр МСП по состоянию на 10 июня 2020 года и осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике коронавируса.
Перечень отраслей, требующих поддержки для проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий, приводится в приложении № 3 к постановлению от 02.07.2020 № 976.
Также право на субсидию предоставляется социально ориентированным НКО, являющимся частными образовательными организациями, поставщикам социальных услуг, включенным в реестр социально ориентированных НКО по состоянию на 1 июля 2020 года, и представителям туристской индустрии, отнесенным к субъектам МСП.
Размер субсидии определяется как фиксированная сумма в размере 15 000 рублей и 6 500 рублей на каждого работника, работавшего в организации в мае 2020 года. Для ИП, не имеющих работников, размер субсидии равен 15 000 рублей.
Для получения субсидии организации и ИП должны были направить в ИФНС соответствующее заявление. Заявление разрешалось направить в период с 15 июля по 15 августа 2020 года включительно. Сейчас заявлять о получении субсидии уже поздно. Действие программы продлено властями не было.
В свою очередь субсидия на выплату зарплат работникам за апрель и май 2020 года предусматривалась постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Величина субсидии для организаций определялась как произведение МРОТ (12 130 рублей) на количество работников в марте 2020 года. Для ИП — как произведение МРОТ на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу.
В целях получения субсидии заявитель должен был быть включен в реестр малого и среднего бизнеса и не иметь долгов по налогам, сборам и страховым взносам в сумме более 3 000 рублей. При этом количество работников должно составлять не менее 90% количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на одного человека по отношению к этому числу.
Срок направления заявлений на получение зарплатных субсидий истек 2 июля. Власти также не пошли на продление срока действия данной программы поддержки бизнеса, пострадавшего от коронавируса.
Что касается учета полученных субсидий в налоговой отчетности, то Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ исключил из базы налога на прибыль субсидии, полученные из федерального бюджета малыми и средними предприятиями, работающими в отраслях, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса.
То есть данная льгота распространяется только на малые и средние предприятия, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр СМП и ведущие деятельность наиболее пострадавших от коронавируса отраслях российской экономики (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).
Расходы, произведенные за счет полученных таким образом субсидий, также исключаются из базы налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Но данная льгота применяется только в отношении зарплатных субсидий. По субсидиям же, полученным на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, действуют несколько иные правила.
Как разъяснил Минфин в письме от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953, на указанные субсидии, полученные в целях профилактики коронавируса, положения Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ не распространяются.
Это объясняется тем, что в данном законе речь идет только о зарплатных субсидиях. Поэтому субсидии, полученные на профилактику коронавируса и дезинфекцию, необходимо включать в базу налога на прибыль.
При применении УСН субсидии, полученные из федерального бюджета, и затраты, на компенсацию которых получены данные субсидии, в целях исчисления единого налога также не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В то же самое время НДС по приобретенным за счет субсидий товарам и услугам разрешается принять к вычету на общих основаниях (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Как учесть льготные кредиты для бизнеса
В целях своевременной выплаты зарплаты своим работникам, а также уплаты взносов и НДФЛ, которые отражаются в отчетности за III квартал, организации и ИП вправе воспользоваться программой льготного кредитования бизнеса.
Кредиты на восстановление и возобновление бизнеса, пострадавшего от коронавируса, выдаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696.
Кредиты предоставляются организациям и ИП, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Также кредит может быть предоставлен организациям и ИП, осуществляющим деятельность в отраслях, требующих поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Ставка по кредиту на восстановление и возобновление деятельности взимается в размере 2%.
Но если компания к 1 марта 2021 года сохранит 90% своих работников, то кредит и проценты по нему она возвращать не будет. Сам кредит и все расходы по нему оплатит государство. Если по состоянию на 1 апреля 2021 года компания сохранит 80% персонала, кредит будет погашаться по ставке 2%. Половину же кредита с процентами оплатит государство.
Полученные таким образом льготные кредиты не подлежат отражению в отчетности за 9 месяцев 2020 года.
Дело в том, что сам кредит на восстановление и возобновление бизнеса не учитывается в целях налогообложения по ОСНО (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Между тем, в указанных целях учитываются проценты, уплачиваемые организациями-работодателями по ставке 2%. Так, по налогу на прибыль проценты признаются в составе внереализационных расходов на дату их уплаты (пп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Но поскольку по условиям льготного кредитования до 1 декабря 2020 года платежи по кредиту и процентам не производятся, то в отчетности за третий квартал/9месяцев указанные проценты не учитываются.
В дальнейшем расходы по льготному кредиту могут быть включены в состав внереализационных расходов, если организация не выполнит условия для списания кредита и кредит придется возвращать вместе с уплатой процентов по нему. При выполнении условий о сохранении штата работников кредит и проценты будут списаны банком, а расходов по процентам у организации опять же не будет (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
мораторий на начисление штрафов малому и среднему бизнесу обещают ввести уже полгода как. а воз и ныне там. при этом в последнее время об этом даже и говорить как-то перестали. по всей видимости, бизнес так и не дождется такого моратория. тем более, что и президент вот пообещал, что никаких новых ограничений скорее всего вводиться не будет. а жаль, такой мораторий для многих чрезвычайно необходим.