Содержание
С чем связано введение нового плана счетов?
Необходимость принятия нового Плана счетов была обусловлена несколькими факторами. Старый план счетов, как известно, был принят в 1991 году. Между тем, в последние годы в экономике России произошли изменения, которые не были предусмотрены в старом Плане счетов. Помимо этого, в стране продолжается работа по реформированию бухгалтерского учета, принимаются новые стандарты бухучета (Положения по бухгалтерскому учету), которые уже не укладывались в схему действующего плана счетов. Помимо этого, новые положения по бухгалтерскому учету позволили в новом Плане счетов более лаконично изложить пояснения к каждому счету. Это связано с тем, что конкретные правила бухучета теперь содержатся в таких Положениях. В связи с этим План счетов теряет привычный статус "главного документа для бухгалтера". План счетов 1991 года был очень объемным, и фактически в него были почти полностью включены нормы бухгалтерского учета. Теперь мы отказались от такого подхода. В пояснениях (Инструкции) к счетам нового Плана счетов содержится лишь информация о том, зачем нужен этот счет, что на нем отражается, основные операции по дебету и кредиту, требования к аналитическому учету, типовая корреспонденция счетов по хозяйственным операциям.
Работа над новым Планом счетов, как уже не раз упоминалось, велась согласно Программе, утвержденной постановлением Правительства РФ. Проект этого документа два раза обсуждался на Методологическом совете по бухгалтерскому учету при Минфине России. Обсуждался, в основном, вопрос о том, сохранять ли преемственность планов счетов или же утвердить совершенно новую структуру. Абсолютное большинство практиков и ученых высказались за сохранение старой структуры плана счетов, что и было реализовано при разработке документа.
Вместе с тем, мы не отказались и от второго варианта плана счетов, предложенного профессором В.Ф. Палием. Его вариант плана счетов предполагает иную структуру и, в отличие от утвержденного документа, содержит около 400 счетов. Этот план счетов более приближен к международным стандартам бухгалтерского учета. Мы можем разрешать его применение отдельным предприятиям.
Основные изменения
А.С. Бакаев в своем выступлении кратко рассказал об изменениях, которые вступят в силу с введением нового Плана счетов.
Во-первых, в Плане счетов сокращено количество разделов с 9-ти до 8-ми. Исключен раздел по учету кредитов и займов (бывшие 90-е счета), а счета по учету займов и кредитов перенесены в раздел «Расчеты» (счета 66 и 67).
Учет средств целевого финансирования теперь будет отражаться в счетах раздела «Капитал».
Последний (восьмой) раздел – раздел учета финансовых результатов. По структуре мы считаем это более правильным, так как прибыли и убытки – это конечные, результатные счета. Более правильно расположить их в конце плана, а не в середине, как это было ранее. Теперь первые 7 разделов – это счета, используемые для составления бухгалтерского баланса, а восьмой раздел – счета, используемые для составления отчета о прибылях и убытках.
Во-вторых, в новом плане счетов отменены счета по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (12 и 13). Это новшество, конечно, несколько усложнит работу предприятий.
В международной практике, как известно, нет отдельных счетов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Такие активы учитываются либо в составе основных средств, либо в составе материалов. Таким образом, перед предприятиями встает проблема разделения тех предметов, которые учитывались на счете 12, между счетами 01 «Основные средства» и 10 «Материалы». При этом никаких централизованных рекомендаций по такому разделению Минфин России давать не будет. Введен лишь один критерий, по которому будет происходить разделение предметов между основными средствами и материалами – срок полезного использования. Если срок полезного использования какого-либо предмета будет более одного года, то он должен учитываться на счете 01 «Основные средства». Если срок полезного использования менее 12 месяцев, предмет учитывается на счете 10 «Материалы». Таким образом, предприятиям необходимо будет самостоятельно определить, какие средства труда на предприятии служат менее года, а какие – более. Решение должно приниматься организацией по группам предметов и должно быть отражено в учетной политике предприятия.
Конечно, это представит определенные сложности, особенно для крупных производственных предприятий, на которых МБП насчитывают тысячи наименований. Раньше проблема решалась с применением стоимостного критерия. Однако с того момента, как предприятие перейдет на применение нового плана счетов, этот лимит будет отменен.
Еще одна новация, которая не нашла детального раскрытия в новом плане счетов, касается учета затрат на производство. Он ведется на счетах 20-29. Однако параллельно он может вестись на счетах 30-39. Это – так называемые отражающие счета. Они предназначены для обобщения расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат. По использованию этих счетов будут изданы отдельные методические рекомендации, не носящие обязательного характера. Счета 30-39 будут применяться только по желанию организации.
Переход на новый план счетов
Минфин не будет требовать, чтобы все организации перешли на новый План счетов с 1 января 2001 года. Это можно будет сделать и с 1 января 2002 года. Переходить на новый план счетов в середине года методологически неправильно, так как это нарушает требования ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
В связи с тем, что предприятиям придется существенно изменять учетную политику, считаю, что не все смогут перейти на новый План счетов с 1 января 2001 года.
Во-первых, необходимо определиться с критериями отнесения находящихся на балансе МБП либо к основным средствам, либо к материалам.
Во-вторых, надо учесть изменения в учете финансовых результатов, которые, в принципе, уже были установлены ранее ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации".
И, в третьих, самим бухгалтерам необходимо привести свой уровень знаний в соответствие с новыми реалиями.
Другой важный аспект, связанный с переходом на новый план счетов, – адаптация к новым требованиям различных бухгалтерских программ, в том числе и программ фирмы "1С".
А.С. Бакаев в своем выступлении более подробно остановился на порядке переноса остатков по счетам 12 и 13.
1. «Перевод» МБП в состав материалов
При «переводе» предметов в состав материалов необходимо доначислить суммы амортизации. У некоторых предприятий, которые начисляли амортизацию по МБП по ставке 50 % от их стоимости при передаче их в эксплуатацию, эта сумма может быть значительной. Таким предприятиям разрешается включить доначисленную сумму амортизации в затраты производства либо целиком в январе, либо учесть ее сначала на счете «Расходы будущих периодов», а затем списывать на затраты в течение квартала, полугодия, года (решение об этом предприятие принимает самостоятельно). Предметы, находящиеся в эксплуатации, учитываются в оперативном учете до момента их фактического списания.
Стоимость предметов со сроком полезного использования менее 12 месяцев, находящихся на складе, переносится на счет 10 «Материалы».
2. «Перевод» МБП в состав основных средств
При «переводе» МБП в состав основных средств стоимость предметов со счета 12 переносится на счет 01 «Основные средства», а сумма начисленной амортизации – со счета 13 на счет 02 «Амортизация основных средств».
Сложность здесь связана с амортизацией: здесь организации необходимо будет определить срок полезного использования таких предметов. Частично для этого можно использовать нормы амортизации, установленные для инструментов и инвентаря.