Предмет спора: по результатам выездной налоговой проверки индивидуальному предпринимателю доначислили единый налог по УСН. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что ИП сдавал в аренду принадлежащее ему имущество, но не включал получаемую арендную плату в налогооблагаемую базу и не уплачивал со своих доходов налог. Арендную плату налогоплательщик получал наличными денежными средствами либо в натуральной форме, не учитывая соответствующие суммы при определении своих налоговых обязанностей. Посчитав действия налоговой инспекции необоснованными, ИП обратился в суд с иском, в котором потребовал отменить доначисление налога.
За что спорили: 237 120 рублей.
Кто выиграл: налогоплательщик.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, налогоплательщик указывал, что налог ему был доначислен на основании свидетельских показаний, которые давали арендаторы имущества. Налогооблагаемая база была рассчитана со слов арендаторов, которые не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что они действительно вносили арендную плату за пользование недвижимым имуществом. НК РФ не предполагает возможности расчета налогов на основании свидетельских показаний. Поэтому, по мнению налогоплательщика, налоговая инспекция неправомерно доначислила ему налог.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал действия ИФНС незаконными и встал на сторону налогоплательщика.
Суд пояснил, что налоговые органы действительно имеют право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Показания свидетелей рассматриваются в качестве отдельного вида доказательств. В то же самое время налоговое законодательство не предполагает возможности доначисления налогов на основании свидетельских показаний.
Сдача налогоплательщиком в аренду принадлежащего ему имущества образует налогооблагаемый доход в виде арендной платы. Вместе с тем показаний арендаторов о том, что они арендовали у налогоплательщика недвижимость и уплачивали ему арендную плату, еще недостаточно для возникновения обязанности по уплате налога с полученных доходов. В этих целях доходы налогоплательщика должны быть документально подтверждены.
При отсутствии документального подтверждения полученных доходов или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговый орган определяет суммы налогов расчетным путем. Налоги в таких случаях рассчитывают на основании имеющейся у налоговиков информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках и стоимости оказываемых ими услуг (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В свою очередь свидетельские показания физических лиц (арендаторов) о размере арендной платы, выплаченной ими в адрес налогоплательщика, сами по себе не могут подтверждать размер полученного налогоплательщиком дохода. Свидетельские показания не являются самостоятельным основанием для начисления налогов. В отсутствие платежных документов либо иных письменных доказательств внесения арендной платы свидетельские показания не могут быть признаны достаточными доказательствами, свидетельствующими о возникновении у плательщика налогооблагаемого дохода.
В связи с этим, заключил суд, у налоговой инспекции не имелось оснований для доначисления налога по УСН.