На повестке дня: Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 № 5-КГ18-259.
Предыстория: сотрудница потребовала признать договор подряда, по которому она выполняла работу в интересах организации, трудовым договором. Одновременно с этим она требовала восстановить ее на работе и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула. Суды нижестоящих инстанций отказали в удовлетворении данных требований со ссылкой на то, что трудовые отношения не были документально оформлены.
Задействованные нормы: ст. 56 ТК РФ и ст. 19.1 ТК РФ.
Цена вопроса: переквалификация договора подряда в трудовой договор и восстановление на работе.
Отказываясь признавать факт трудовых отношений, суды исходили из того, что работодатель не принимал никаких кадровых решений в отношении истца.
Истец подписала договор подряда и не оспаривала его. Причем в этом договоре не были установлены должность исполнителя, порядок и сроки выплаты заработной платы. В договоре было лишь указана работа, которую надлежит выполнить истцу.
Верховный Суд РФ признал, что у судов не было оснований для отказа в удовлетворении иска. ВС РФ пояснил, что целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику.
От трудового договора договор подряда отличается тем, что подрядчик сохраняет положение самостоятельного субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции и работает под контролем и руководством работодателя (ст. 56 ТК РФ). Подрядчик работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.
Но если отношения подряда будут носить некоторые признаки трудовых отношений, договор подряда может быть признан трудовым договором (ст. 19.1 ТК РФ).
Из материалов дела следовало, что истец исполняла обязанности инженера-программиста по имеющейся в штатном расписании должности. В заключенном с ней договоре были условия, характерные для трудового договора: определено рабочее место, возложена обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. До начала работы она прошла вводный инструктаж по охране труда и медицинский осмотр.
При этом наличие трудового правоотношения между сторонами всегда предполагается. Даже в тех случаях, когда трудовой договор маскируется под другие договоры. Трудовой договор считается заключенным, если работник приступил к выполнению своей трудовой функции и выполнял ее с ведома и по поручению работодателя.
Поэтому работник вообще не должен доказывать, что сложившиеся по договору подряда отношения носили характер трудовых. Напротив, доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить сам работодатель.
В связи с этим ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
фрилансеры ржут, поддерживаешь так сайтик пол года, а потом верховный суд заставляет принять в штат без собеседований и конкурса.
Все знаю в 1С
Смех без причины - настораживающий признак.
Ни о каком фри речи не было. А вовсе даже об инструктаже и прочих правилах. Давно ли хождение на работу, пусть и по ГПХ у нас стало фрилансом?
Свобода в этом случае только от трудовых гарантий.
БuhMen, Мы же на сайте 1С.
Представьте сотрудник франчайзи 1с в рамках ИТС ходит по организациям, раздает диски с журналами, обновляет программки. Чем он тогда не сотрудник каждой из таких организаций?