
Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с нашими читателями. В этот раз мы поговорили с Николаем Горбачуком из Москвы.
Николай Горбачук — молодой аудитор из Москвы, который каждый день «укрощает тигров». Он говорит, что никогда, никому и ни за что не порекомендует свою профессию, потому что это «не работа, а просто ужас», однако именно ею он занимается всю жизнь и, очевидно, не без любви. Николай рассказал БУХ.1С, как перешел из главбухов в аудиторы, зачем раздает бесплатные советы в нашем телеграм-чате и почему ошибаются бухгалтеры.
— Николай, как так вышло, что вы пришли в бухгалтерию? Таким и был изначальный план, или закрутилось и не выберешься?
— Я учился в экономико-юридическом институте по специализации «менеджмент». Но наш преподаватель по экономике с таким благоговением рассказывал о том, как готовил отчетность в одной компании (вообще-то, если быть откровенным, он красочно описывал, каким образом избежал налогов...), что как-то меня тогда зацепило. Я перешел с «менеджмента» на «бухгалтерский учет» и с тех пор больше ничем, кроме этого, денег не зарабатывал.
— И уже в 20 лет заняли место главбуха в стартапе (что, между прочим, смело!). Как так получилось?
— Начинал-то я как ассистент. Причем главным бухгалтером в той компании был тоже мужчина, что в нашей стране скорее статистическая погрешность. После этого я работал бухгалтером, и только потом стал главным бухгалтером в стартапе, где имел 25% уставного капитала. Это был мой первый печальный (а может и не очень) опыт самостоятельного ведения учета. Там я допустил все возможные ошибки, связанные с блокировкой счетов за несданные декларации, с опозданием оплат…
— Несмотря на это, спустя год вы стали заместителем главбуха в крупнейшем книжном интернет-магазине страны.
— Да, я пришел устраиваться простым бухгалтером, но в итоге сел на «замовскую» должность. А фактически — на должность главбуха одной из компаний холдинга. Там у меня был огромный функционал, более 100 обособленных подразделений и даже сотрудники в подчинении.
— Подчиненные в 21 год? Они вас вообще слушались?
— Слушались. А чего им еще делать-то?
— Чем работа в крупной компании отличалась от стартапа? Было сложнее, или наоборот — ответственности меньше, учет выстроен, скука?
— Сложнее. Я понимал принцип работы компании, знал, как сдаются отчеты, примерно осознавал, что происходит в балансе. Но и неизвестно тогда было многое. Учет до меня вели «на коленке». И мне пришлось, имея лишь институтские знания (прямо скажем, не самые лучшие), тащить на себе все. Каждое подразделение — отдельная единица, для которой нужен отчет по налогу на прибыль и по НДФЛ. Соответственно, если у вас 100 подразделений, то фактически вы ведете 100 компаний. Но потихоньку я в эту систему врос.
— Но все же пошли дальше. Почему?
— Наверное, случилось эмоциональное выгорание? Знаете, бывает такое в бухгалтерском учете: когда все одно и то же, и так надоедает в этом одном и том же! Одни и те же проводки, люди, цикличные проблемы. Мне не нравится слишком долго заниматься одним и тем же. Даже в аудите я дольше двух лет в одной компании не работаю. Потому что так нет развития, и мне становится скучно.
— Где еще успели поработать, прежде чем перейти в аудит?
— Достаточно долго (для меня) — бухгалтером в it-компании. Потом был еще один холдинг, где я выделил каждое направление бизнеса в отдельное юрлицо, обезопасив денежные потоки. Мне нравилось там работать, но меня переманили в другую компанию. Увы, в ней оказалось так отвратительно, что стало даже денег не надо и я ушел.
— Решительно вы меняли компании — каждые два года. Не страшно было начинать «с нуля», заново завоевывать авторитет?
— Упорство города берет. По этому поводу могу добавить, что сегодня я с пятого раза сдал теорию по вождению. Теорию. С пятого раза!
— Поздравляем! К чему еще вас привело ваше упорство?
— Два года назад я начал работать аудитором по партнерскому соглашению с компанией «Манифест Аудит» — по-русски это называется сам на себя. Это состояние мне больше всего нравится. В отличие от бухучета, здесь ты постоянно в динамике: вчера в Калуге, завтра в Туле, послезавтра во Владимире. Я был с аудитом в «БВТ БАРЬЕР РУС», в аэропорту Внуково, в компании «Башнефть». К сожалению, «Газпром» и «Роснефть» не щупал, но нескольких крупных клиентов все же имел неосторожность аудировать.
— Как вы бы рассказали о своей работе другу, который хочет стать аудитором? Что вы в ней любите?
— Боюсь, что друзьям я такую работу не порекомендую. Я профессионально считаю чужие деньги. И поправляю других профессионалов, считающих чужие деньги, чтобы они считали их более точно. Вы спросите 1000 человек — и 900 вам скажут, что это не работа, а просто ужас. Сложно сказать, что я люблю ее — скорее, просто не могу по-другому. Но ответственность слишком высока, ведь вам доверяют деньги. И ошибок аудиторам не прощают: вы же получили деньги за то, чтобы проверить, а проверили неправильно. То есть это вы что, проверять, что ли, не умеете? Поэтому каждый день на работе я укрощаю тигров.
— И как проходит рабочий день укротителя тигров? Вот понедельник, например, как прошел?
— Хорошо, докладываю. Понедельник: открываю баланс. Бухгалтер, естественно, все уже сдала. Она считает, что все верно (вздыхает).
— Чем все закончилось?
— Переделыванием отчетности! Всегда все заканчивается переделыванием.
— А по какой причине чаще всего бухгалтеры ошибаются?
— По принципу Парето. Он гласит, что 20% затраченных усилий приносят 80% результата, а для того, чтобы получить оставшиеся 20% результата, нужно потратить 80% усилий. Но погрешность 20% для бухгалтерского учета — излишняя, ведь по КоАП допустима ошибка не более 10%. Поэтому такой принцип здесь просто не применим. А он есть. Именно из-за этого бухгалтеры многое не успевают. И мы, аудиторы, занимаемся вот этими 20%. Я уже как-то говорил о работе бухгалтера в шутку: до обеда яму копаем, а после обеда закапываем. Суть-то не меняется. Но по мелочам, по всякой ерунде, меняется все и постоянно.
— Учиться приходится много (это не вопрос). Что предпочитаете — курсы, блоги, советы опытных коллег, собственные ошибки?
— Я член ИПБ России и СРО ААС. В обеих организациях мне приходится, во-первых, откровенно говоря, платить членские взносы. А во-вторых, ежегодно повышать квалификацию. Тоже за деньги! Но это позволяет не останавливаться в развитии — иначе ты лишишься аудиторского аттестата и не сможешь работать. Ну или потеряешь аттестат бухгалтера, и тебя будут спрашивать: а чего это, вы что, глупенький совсем, что это у вас такое произошло?
— Что еще, кроме аудита и обучения, съедает ваше время?
— Дачу люблю. Отдыхаю там от денег. Потому что в Москве все как? Здесь заплати, тут заплати, за проезд заплати. Домой идешь — продуктов купи, из дома выходишь — кофе. И вот это постоянное «купи-продай» надоедает. Особенно, когда профессия с этим связана: ты знаешь, как работают деньги, как устроен эквайринг и система быстрых платежей, каким образом банк перечисляет эти деньги и на какой расчетный счет, в какие сроки, как провести это в программе и выдать чек… Вот ветеринар, например, видит собаку на улице и замечает: «Ой, прихрамывает!». Вот и у бухгалтеров та же история. Только: «Ой, кассовый чек не дали. Нарушили 54-ФЗ!». А на даче как? Купил все один раз и сидишь, наслаждаешься. Никуда не надо — магазин-то все равно до шести работает. И так хорошо становится после шести!
— Вы помогаете коллегам в нашем телеграм-чате. Мы за последнюю неделю полсотни сообщений ваших насчитали. Это тоже отдых?
— Мне просто нравится отвечать на вопросы. Так я тренирую мозг, чтобы он всегда был в тонусе, приношу пользу людям и как-никак делаю мир лучше.
— А сейчас блиц. Назовите три своих главных достижения в профессии?
— Главное достижение для меня — работа по партнерскому соглашению с компанией «Манифест Аудит». Второе — это то, что я внедрил 1С для аудиторов в одной компании — это был интересный процесс. А третье достижение — то, что я все-таки стал из счетовода счетоведом.
— А теперь один провал?
— Однажды я выдал ложное заключение. Это выяснилось, когда меня проверил человек с более высокой квалификацией. Мне не хватило времени, я нарушил стандарты и, по-русски говоря, халявил. Пропустил ошибку. Просто огромную!
— Последствия были катастрофическими?
— Для общества — нет. Оно не пострадало. А для меня, конечно, был удар. Я очень переживал. Но, как видите, пока в здравии.
— Что насчет достижений, которые еще не случились? Придумали, что еще хотите сделать-изучить-покорить в ближайшее время?
— У меня есть список , называется «цели на остаток жизни». И одна из них — научиться программированию. Например, хочу создать в 1С пояснительную записку. Потому что работа в текстовом документе — это как-то тривиально. Работать надо в 1С.
— Звучит как слоган. Что еще нашим читателям и вашим будущим клиентам стоило бы о вас знать?
— Ну, я приятный в общении человек! (БУХ.1С подтверждает).
Как здесь, оказывается весело! Зря не заходила раньше.
Действительно, комментарии интереснее статьи.
Не рекомендую связываться с этим псевдоспециалистом, он берется за работу и не выполняет, видимо не хватает квалификации, а виноваты все кроме него
представьте доказательства
Я, работаю глав. бухом и этот эксперт в "аудитор", упомянутый в статье нам насоветовал такого, что мы еле разгребли. Применяя новояз "эксперт с отрицательным ростом"
Хейтеры, люблю вас.
Николай Горбачук, так это Ваше настоящее имя или нет? Так и не получится получить от Вас ответ? Вы будете отвечать агрессивными выпадами под другими никами? Согласна, нельзя же признаться, что Вы не аудитор после того, как в интервью Вы так обильно лгали.
получать у человека его личные сведения для их сверки с открытыми реестрами информации допустимо лишь в одной ситуации. а именно - когда вы планируете приобретение услуг и работ у этого человека. в контексте обсуждаемого материала - аудиторских услуг. но делать это, опять же, куда логичнее и правильнее в личной переписке с субъектом персональных данных. а не в открытой ветке обсуждения интернет-публикации.
Николай Горбачук - это Ваше настоящее имя или псевдоним?
Светлана Максимова - это ваше настоящее имя или вы ядом брызгаете под псевдонимом?
Если настоящее - то паспорт укажите, я не верю иначе. И СНИЛС и ИНН мне еще покажите!
простите, а на каком основании вы сейчас требуете предоставления персональных сведений? в законе о персональных данных ограничен перечень случаев и оснований для истребования у физлица персональных сведений. обсуждение авторских материалов в интернете и сми к числу таких случаев не относится. никто вам не обязан сообщать свою личную информацию. надо полагать, вы также проигнорируете подобные требования анонимных интернет-пользователей. и правильно сделаете.