За семью печатями: зачем нужна печать организациям и ИП
В настоящее время использование печатей при оформлении документов ничем не оправдано, закон их не требует. Но многие организации и ИП продолжают ими пользоваться. Рассказываем, почему печати никому не нужны.

Законодательная отмена печатей

Обязательное использование печатей при оформлении документов на законодательном уровне было отменено еще 7 апреля 2015 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Он внес изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с поправками ООО и АО были освобождены от обязанности применять печати при документальном оформлении совершаемых действий и операций. В то же самое время за ними сохранили право иметь печати, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Таким образом, применение печатей из обязанности трансформировалось в право организаций. При этом сам закон об отмене печатей все же оговаривал ряд случаев, при которых организации обязаны их использовать:

  • если обязательное использование печати предусмотрено уставом организации;
  • если обязанность общества использовать печать предусмотрена отдельными законами.

Приняв к сведению данные нормы, ряд организаций внесли в свои уставы необходимые изменения, прописав в них обязанность по применению печатей. Другие же продолжили работать, как и прежде, применяя печати к месту и не к месту по любому поводу. Все эти обстоятельства привели к тому, что печати используются некоторыми организациями и ИП даже сейчас, в эпоху повсеместного внедрения ЭДО и всеобщего перехода к электронным цифровым подписям.

Нужна ли печать на документах

По существующим правилам организации действительно обязаны применять печати в тех случаях, когда их использование предусмотрено соответствующим специальным законом (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Данное правило действует с 2015 года.

Вместе с тем с указанного момента во все законодательные акты, которые ранее обязывали применять печати, была внесена оговорка, согласно которой печати применяются только при их наличии.

Например, сейчас ст. 18 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» гласит: «копии учредительных документов должны заверяться печатью юридического лица (при ее наличии)»

Аналогичная оговорка добавлена и в другие федеральные законы, в которых так или иначе говорится о печати организаций.

То есть сама организация решает, использовать печать или нет. Если у организации нет печати и ее использование не прописано в уставе, в документах печать не проставляется.

То же самое касается и налоговой отчетности. Вся налоговая отчетность, сдаваемая в электронном виде, оформляется электронными цифровыми подписями. Никакие печати в ней не проставляются.

Те же организации и ИП, которые отчитываются на распечатанных бланках, также могут не использовать печати в налоговой отчетности, поскольку НК РФ не устанавливает соответствующих требований. Налоговики в любом случае примут отчетность, если она подается по установленной форме и в ней содержатся все необходимые подписи.

Нужна ли печать в первичке

shutterstock_102477329.jpgПеречень обязательных реквизитов первичных документов приводится в ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В первичном документе в обязательном порядке должно быть указано его наименование, дата составления, наименование составителя, содержание факта хозяйственной жизни и т.д.

Кроме того, первичные документы должны содержать подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Печать организации в числе обязательных реквизитов первичного документа не значится. 

Следовательно, ее отсутствие не влияет на юридическую силу документа и не мешает подтверждению факта хозяйственной операции.

Нужна ли печать в договорах

Не требуется проставление печатей и в гражданско-правовых договорах. Дело в том, что в соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку.

Письменная форма считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных технических средств. Требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. В том числе и электронная подпись.

Скрепление же сделки печатью является всего лишь дополнительным требованием к ее форме, обязательность которого может быть установлена только соглашением сторон (абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ). 

Если стороны договора до его заключения не договариваются об использовании печати, то использовать ее не обязательно. Поэтому отсутствие в договоре печати не умаляет его юридической силы и не является основанием для признания сделки незаключенной (см., например, постановление Арбитражного Суда Московского округа от 18.03.2015 № А40-26749/13).

То, что печать не является обязательным реквизитом договора и может вообще не проставляться при совершении сделок, Верховный суд признавал еще до момента законодательной отмены обязанности по использованию печатей (см., например, определение ВС РФ от 27.10.2014 № 308-ЭС14-1964).

Опрос

Как отказаться от использования печати

Если организация или ИП до сих пор при оформлении своей документации используют печати, то сейчас самое время отказаться от их использования. Как мы уже говорили, ни законодательство, ни практика разрешения судебных споров не обязывают их применять. 

Если в уставе организации не закреплено использование печати, отказаться от нее можно, просто уведомив об этом своих контрагентов.

Если же говорить об ИП, то они вообще всегда использовали и используют печати исключительно по собственной прихоти. Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» никогда не обязывал предпринимателей заводить и использовать печати.

Поэтому ИП также могут отказаться от печатей, лишь предупредив об этом своих контрагентов в любой удобной для них форме.

Несколько иначе обстоят дела в тех случаях, когда обязанность по применению печати закреплена в уставе организации. Но и здесь отказ от печати не представляет никакой трудности – достаточно просто внести соответствующие изменения в устав, убрав из него упоминания о печатях.

Таким образом, использование печати сегодня не является законодательной обязанностью. Применение печатей – это скорее дань многолетней традиции. При этом не следует забывать о том, что далеко не все традиции одинаково хороши.

Единственное предназначение печати – это удостоверение подлинности совершенной в документе подписи, и на сегодняшний день с этой задачей она справляется гораздо хуже, нежели та же электронная цифровая подпись. 

Комментарии
  1. Кредиторка

    Сложно согласиться с финальным тезисом, ибо электронная подпись удостоверяет электронный документ (то есть электронный файл), а вот с задачей заверения бумажного документа электронная подпись исправить не может в принципе... более того, сама процедура проверки подлинности электронной подписи вызывает много вопросов (не через систему ЭДО, а во внешних взаимоотношениях, например, в судебных спорах и т.п.)... А печать, например, очень полезна при заверении доверенностей (на сдачу отчетности, в суд, коммерческое представительство), потому как предприятие или ИП без печати должно доверенность заверить нотариально, а это стоит денег и времени...

    • chitatel

      Кредиторка, с 2013 года правила оформления доверенностей изменились. сейчас в соответствии со статьей 185. гк рф доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя. то есть, доверенность в суд и для сдачи отчетности заверяется самой подписью директора. проставлять печать в доверенности не требуется. это лишнее действие. при этом в тех случаях, когда требуется нотариальная доверенность, то печать организации не заменяет нотариального оформления. в таких случаях понадобится именно нотариально удостоверенная доверенность.

      • Директор в гневе

        chitatel, Ну, попробуйте прийти в процесс с доверенностью без "синей печати"))) даже если в скане не видна печать на доверенности, суд откладывает принятие документов, переданных через портал, "до устранения нарушений"

        • chitatel

          Директор в гневе, суды прекрасно принимают доверенности представителей без каких бы то ни было печатей. причем как в административном, так и в арбитражном судопроизводстве. закон не обязывает организации проставлять печати где бы то ни было. в том числе и на доверенностях, выдаваемых лицам, представляющим интересы организаций в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

        • chitatel

          Директор в гневе, например, в части 5 статьи 61 арбитражно процессуального кодека сказано -  доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). то же самое говорится и в пункте 6 статьи 57 кодекса административного судопроизводства. из этих норм следует, что печать в доверенности ставится только при ее наличии. то есть, только в тех случаях, когда организация сама решила использовать печать в своих учредительных документах.

          • Наш мальчик-программист

            chitatel, Решает не организация, а её учредители. Это разные понятия

        • chitatel

          Директор в гневе, чтобы суд не оставил иск без рассмотрения, к нему нужно приложить учредительные документы организации.если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. при отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.

          • Наш мальчик-программист

            chitatel, Именно поэтому вывод о ненужности печати некорректен: сначала нужно изучить учредительные документы, согласовать внесение в них изменений с участниками (акционерами и т.д. в зависимости от ОПФ), и, при наличии такого решения, внести изменения. в части удостоверения представительства ИП вариантов только два: печать или нотариус. Для бюджетных организаций печать предусмотрена законом, опять же её наличие обязательно. Поэтому весьма много "если" надо учесть, чтобы легко отказаться от печати

            • Прижимистый главбух

              Наш мальчик-программист, Для бюджета все иное,попробуйте прийти с доверенностью без печати,что вы рассматривается единичные случаи,одно решение ставить печать и не заморачиваться,наши законники ничего путного не предложат всегда есть какие исключения,а не пробовали четко и ясно прописать,на это надо иметь большие знания,у многих их попросту нет.

  2. Рисовод

    что раньше было главное для всяких силовиков? Найти ящик с "поддельными" печатями. а уж дальше - дело техники. :-)