Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Чек-лист по переходу на электронные трудовые книжки: проверьте себя

30.12.2020
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Чек-лист по переходу на электронные трудовые книжки: проверьте себя
В России завершается переход на электронные трудовые книжки. В целях указанного перехода в уходящем году работодатели и их сотрудники должны были осуществить целый комплекс действий и мероприятий. Проверьте, правильно ли вы все сделали.

Подготовка к переходу на электронные трудовые книжки

На подготовительном этапе работодатели должны были принять локальные нормативные акты, устанавливающие порядок ведения сведений о трудовой деятельности сотрудников в электронной форме, а также внести соответствующие изменения в уже действующие локальные акты, регламентирующие порядок оформления и хранения трудовых книжек (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

В частности, следовало внести изменения в Положение о ведении и хранении трудовых книжек, предусмотрев в нем возможность формирования и ведения электронных трудовых книжек. В правила внутреннего трудового распорядка вносятся изменения, касающиеся оформления трудовых книжек при приеме на работу.

Если сотрудники перешли на электронные книжки, то в Книге учета движения трудовых книжек ставится дата выдачи бумажных трудовых книжек на руки работникам, а также вносится их расписка о получении трудовой книжки.

Если какие-либо коллективные договоры содержали порядок ведения трудовых книжек, то в них также прописывается возможность их ведения в электронном виде.

Кроме того, работодатели обязаны были обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в электронной форме, а также к хранению указанных сведений в информационных ресурсах ПФР.

Уведомление работников об изменении трудового законодательства

Все без исключения работодатели должны были уведомить своих работников об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с отказом от бумажных трудовых книжек и переходом на формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде. 

В уведомлении работники извещались о праве выбора варианта ведения своей трудовой книжки – в бумажном или электронном виде, а также о порядке реализации данного права (п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Указанное уведомление необходимо было в письменной форме направить каждому работнику. Сделать это первоначально требовалось до 30 июня 2020 года включительно. Но в середине года указанный срок был перенесен на 31 октября 2020 года включительно (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

Подача работниками заявлений о выборе варианта ведения трудовой книжки

Получив от работодателя уведомление о необходимости выбора варианта ведения трудовой книжки, работники должны были представить работодателю одно из следующих заявлений:

  • о продолжении ведения трудовой книжки на бумажном носителе;

  • переходе на электронную трудовую книжку.

Направить соответствующее заявление работники должны до 31 декабря 2020 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Сохранение права на выбор трудовой книжки

shutterstock_1026849703.jpgСотрудники, которые не имели возможности до 31 декабря подать работодателю заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки, могут это сделать в любое время. Такое право предоставляется (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ):

  • работникам, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года, были временно нетрудоспособны;

  • работникам, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года находились в отпуске;

  • работникам, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года были отстранены от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ;

  • лицам, имеющим стаж работы по служебному контракту, но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшим в служебных отношениях.

Все вышеперечисленные работники могут выбрать вариант ведения их трудовых книжек, направив работодателю в любое удобное для них время соответствующее письменное заявление.

Продолжение ведения бумажных трудовых книжек

Работодатели должны продолжить ведение трудовых книжек в бумажной форме в отношении тех работников, которые подадут заявление о сохранении бумажной трудовой книжки. Причем бумажные трудовые за такими работниками сохранятся даже в случаях последующего трудоустройства к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

За работниками, которые до 31 декабря имели возможность, но не подали работодателю заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки, трудовые книжки на бумажном носителе также сохранятся. Соответственно, и в отношении таких сотрудников работодатели должны будут продолжать вести и хранить бумажные трудовые книжки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Однако при трудоустройстве к новому работодателю после 31 декабря 2020 года сотрудники, не заявившие о выборе варианта ведения трудовой книжки, не смогут рассчитывать на сохранение бумажной трудовой книжки. На новых работодателей обязанность по ведению бумажных трудовых книжек таких сотрудников не распространяется.

Выдача бумажных трудовых книжек

Если работник письменно заявит о переходе на электронную трудовую книжку, то работодатель должен будет выдать такому сотруднику на руки бумажную трудовую книжку. Бумажная трудовая книжка выдается в день подачи работником соответствующего заявления. С этого момента работодатель освобождается от ответственности за ведение и хранение бумажной книжки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При выдаче бумажной трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о его трудовой деятельности, передаваемые в ПФР по форме СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Представление сведений по форме СЗВ-ТД

В целях представления данных о трудовой деятельности сотрудников в электронной форме работодатели, начиная с 2020 года, обязаны представлять в ПФР сведения по форме СЗВ-ТД. Форма и формат сведения утверждены постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п.

СЗВ-ТД представляется в случаях подачи сотрудником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или его перехода на электронную книжку, а также проведения в отношении сотрудника какого-либо кадрового мероприятия (прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение и т.д.).

По общему правилу СЗВ-ТД предоставляется в ПФР не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором в отношении сотрудника было проведено кадровое мероприятие или им было подано заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 16.12.2019 № 436-ФЗ).

Но при приеме на работу и увольнении сотрудников работодатели обязаны представлять СЗВ-ТД не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа/распоряжения (постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460).

Перенос подачи СЗВ-ТД на 2021 год

Если в течение 2020 года в отношении сотрудника не будет осуществлено никаких кадровых мероприятий и он не заявит о выборе варианта ведения трудовой книжки, то первая отчетность СЗВ-ТД по такому сотруднику переносится на 2021 год.

В этих случаях работодатели должны будут направить СЗВ-ТД в ПФР не позднее 15 февраля 2021 года (п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). При этом в первой отчетности должны указываться сведения о трудовой деятельности работника (должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение, где он работает, а также вид выполняемой работы) по состоянию на 1 января 2020 года.

Предоставление работникам сведений о трудовой деятельности

Всем работникам, перешедшим на электронную трудовую книжку, работодатели по их заявлению обязаны предоставлять сведения о трудовой деятельности. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении работника, - на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Форма и формат сведений утверждены приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н.

Сведения по форме СТД-Р должны быть предоставлены работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. При увольнении сотрудника сведения по форме СТД-Р предоставляются в день прекращения трудового договора (ст. 66.1 ТК РФ). Если на работника ведется бумажная трудовая книжка, то работодатель не обязан предоставлять такому работнику сведения о его трудовой деятельности.

Подача заявления генеральным директором, являющимся единственным учредителем организации

Руководители организаций, являющиеся одновременно их единственными учредителями, подают заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки в общеустановленном порядке. По сути они являются такими же наемными работниками, как и все прочие сотрудники, и никаких особенностей в части подачи заявлений для них Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ не предусматривает.
Заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на электронную книжку они пишут в свободной форме на имя руководителя организации. То есть на свое собственное имя. Срок подачи заявления – до 31 декабря 2020 года включительно.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С