Индексировать или нет зарплаты в 2021 году
Обязанность по регулярной индексации заработных плат работников, то есть по повышению их заработков в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, распространяется на всех работодателей. Коммерческие организации исключением в данном плане не являются. Они также должны индексировать зарплаты своих работников на общих основаниях.
Данная обязанность предусмотрена в соответствии со ст. 134 ТК РФ, которая гласит, что государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством, а все другие работодатели – в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Соответственно, для государственных/муниципальных учреждений и тех работодателей, которые ими не являются, может различаться только порядок осуществления индексации зарплат. Сама же обязанность по проведению индексации сохраняется за всеми без исключения работодателями, независимо от того, финансируются они из бюджета или нет.
Еще в определении от 19.11.2015г. № 2618-О Конституционный Суд РФ признал, что индексация является не просто правом работодателя, а государственной гарантией, которая в любом случае должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. При этом ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от регулярного проведения индексации зарплат.
Не позволяет законодательство уклоняться от индексации и в тех случаях, когда в организации не закреплен порядок ее осуществления. Ранее суды исходили из того, что обязательная индексация зарплат проводится только тогда, когда эта обязанность непосредственно закреплена в локальном акте работодателя. Соответственно, если в коллективном договоре или соглашении не содержится условия об индексации зарплаты, у работодателей не возникает и обязанности проводить такую индексацию (Определение КС РФ от 17.07.2014г. № 1707-О, Определение Московского городского суда от 06.07.2017г. № 33-22702/2017).
Однако позднее позиция судов поменялась.
Сейчас судьи все чаще соглашаются с тем, что если у работодателя нет специального акта, регламентирующего порядок проведения индексации, то это не лишает работников права на индексацию их зарплат. Право работника на индексацию зарплаты не зависит от усмотрения работодателя, и индексация должна проводиться независимо от того, закреплен ли порядок ее проведения в локальных актах или нет (Определение КС РФ в определении от 28.11.2019 № 3163-О).
Особенностью 2021 года является то, что в нем не проводится индексация зарплат государственных федеральных служащих. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020г. № 395-ФЗ, увеличение окладов их денежного содержания приостанавливается до 1 января 2022 года. Но эта норма не распространяется на других работодателей. То есть, коммерческие организации в 2021 году должны провести индексацию зарплат своих работников, невзирая на все экономические и санитарные ограничения.
В каком порядке и насколько повышать зарплаты в 2021 году
В отличие от госорганов и бюджетных учреждений, индексация зарплат в которых проводится в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными актами, коммерческие организации вправе самостоятельно определять механизм проведения индексации зарплат.
В организациях, не получающих бюджетного финансирования, индексация и конкретный порядок ее проведения могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями или любыми другими локальными нормативными актами. Например, положением об индексации зарплат.
Никаких специальных требований к механизму индексации ТК РФ не предъявляет. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие периодичность индексации, особенности ее проведения на разных предприятиях, а также не указан перечень выплат, подлежащих индексации. Все эти моменты работодателя, которые не получают бюджетного финансирования, определяют самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и результатов деятельности.
Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату. Момент индексации также никак не регламентирован, что позволяет работодателю провести ее как в начале, так и в середине года.
Что касается конкретной величины индексации, то она трудовым законодательством также не регламентируется. В ТК РФ нет норм, устанавливающих минимальные значения и рамки, которыми работодатели должны руководствоваться при осуществлении индексации зарплат. Вопрос о том, как повысить зарплаты работников в очередном году, решается самим работодателем.
При этом законодательство не требует от работодателей повышать зарплаты сотрудников именно на уровень официальной величины инфляции в стране. В ст. 134 ТК РФ инфляция упоминается только в качестве основания для проведения индексации зарплат. При этом указанная норма не содержит условия о том, что при проведении индексации работодатели непременно обязаны руководствоваться официальной инфляцией. Если работодатель проиндексирует зарплаты ниже величины официальной инфляции, то это не будет считаться нарушением (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 № 33-1934/2017).
Но для того, чтобы со стороны проверяющих Роструда не возникло никаких претензий и свою правоту не пришлось отстаивать в суде, повышать зарплату все же лучше именно на величину официальной инфляции. Разумеется, если у работодателя имеются соответствующие финансовые возможности. Сейчас Минтруд исходит из того, что индексация – это увеличение заработной платы работников именно на уровень инфляции и никак не меньше (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).
Заменяют ли премии индексацию зарплат
В конце 2017 года Верховный Суд РФ утвердил обзор судебной практики, в котором признал, что индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.
Поэтому обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации. В частности, путем повышения должностных окладов и выплаты премий (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 года).
Данное разъяснение позволило некоторым работодателям не проводить индексацию зарплат работников, ссылаясь на выплату им премий и повышение окладов. Причем работодателей в этом вопросе поддерживали даже суды (определение Пермского краевого суда от 07.08.2019 № 33а-7668/2019).
Вместе с тем такая позиция не совсем однозначна, и выплата премий (повышение окладов) далеко не во всех случаях заменяет индексацию зарплат.
По закону денежные премии – это выплаты в пользу работников, осуществляемые в целях их стимулирования к более качественному и продуктивному труду (ст. 129 ТК РФ). Цель премиальных выплат – заинтересовать работников в труде и сделать их работу еще более эффективной с экономической точки зрения.
В свою очередь индексация – это один из видов государственных гарантий, и главной целью индексации является не стимулирование работников, а подержание покупательной способности их зарплат на должном уровне.
Премии, как правило, зависят от производственных показателей, наличия либо отсутствия дисциплинарных взысканий, продолжительности непрерывного стажа и других субъективных факторов. То же самое касается и повышения должностных окладов, которое также напрямую зависит от эффективности работы сотрудников и волеизъявления работодателя. Индексация от указанных обстоятельств не зависит и должна проводиться объективно - по факту повышения цен на товары и услуги, а не в зависимости от должности и профессиональных качеств работника.
В отличие от выплаты премий и повышения должностных окладов, индексация зарплат не зависит от усмотрения работодателя. Индексация проводится в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги и является непосредственной его обязанностью. Поэтому выплата премий сама по себе не может заменить индексацию зарплат (определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019г. № 89-КГ18-14).
Но в некоторых случаях выплата премий действительно заменяет собой индексацию и освобождает работодателя от данной обязанности. Это возможно в ситуациях, когда выплата премий и повышение окладов осуществляется работодателем именно в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности. Для этого премиальные выплаты и повышения должны быть закреплены в локальных актах работодателя непосредственно в качестве механизмов индексации зарплат, а не в виде поощрительных и стимулирующих выплат.
Только в указанных случаях премии и выплаты будут признаны судьями в качестве альтернативного способа индексации зарплаты (Апелляционное определение Тюменского областного суда от 09.12.2019г. № 33-6899/2019, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020г. № 88-1210/2020). Иначе даже те работодатели, которые выплачивают своим сотрудникам премии и повышают их оклады, рискуют быть оштрафованными за неосуществление индексации зарплат.
Что будет, если не индексировать зарплаты
Непроведение индексации зарплат является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности. Причем штрафы будут назначены не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективных соглашений (штраф до 5 000 рублей), а по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (штраф до 70 000 рублей).
Как пояснил Минтруд в письме от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135, несмотря на то, что индексация регулируется локальными актами, штрафы за неиндексацию зарплат все равно придется платить по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку индексация гарантирована работникам ТК РФ.
Соответственно, за данное нарушение ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливаются следующие штрафы:
- от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.
Повторное нарушение трудового законодательства в части непроведения индексации зарплат повлечет наложение административных штрафов уже в повышенном размере:
- от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
- от 50 000 до 70 000 рублей – для юридических лиц.
Также за повторное непроведение индексации зарплат должностным лицам организации грозит возможность дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
"Обязанность по регулярной индексации заработных плат работников ... распространяется на всех работодателей."
"Сама же обязанность по проведению индексации сохраняется за всеми без исключения работодателями, независимо от того, финансируются они из бюджета или нет."
"...индексация является не просто правом работодателя, а государственной гарантией, которая в любом случае должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору."
"В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020г. № 395-ФЗ, увеличение окладов их денежного содержания приостанавливается до 1 января 2022 года."
Удобно государство у нас устроилось. Обязаны все, но если очень нужно, то ты сам не обязан.
Мальчик из соседнего кабинета, норма об индексации заработных плат носит общий характер. поэтому в теории она может быть скорректирована путем принятия специальной нормы, устанавливающей исключение из указанного общего правила. в данном случае подобное исключение как раз и было установлено на основании отдельного федерального закона.
chitatel, Да кто бы сомневался. Исключения только всегда однобокие.
Мальчик из соседнего кабинета, на стадии принятия бюджета на новый год обсуждалось сразу несколько вариантов. в том числе: 1 - исключение/урезание господдержки организаций и ип в условиях пандемии. 2 - частичная отмена налоговых льгот. 3 - временная приостановка индексации зарплат госслужащих. остановились на последнем.
chitatel, Да, да, знаем мы эту формулу. Все звери равны, но некоторые равнее других.
Идиот , насчет справедливости здесь не придерешься. в качестве одного из обоснований данной меры было то, что федеральные госслужащие и без того получают гораздо больше по сравнению со всеми остальными работниками. так, если средняя зарплата по стране - 35 тысяч рублей, то средняя зарплатаа госслужащих, как сообщалось при принятии закона, составляет 125 тысяч рублей.