Бухгалтер в ответе. Алла Семенова о спорах с налоговиками и изменениях в профессии бухгалтера
В нашей рубрике «Бухгалтер в ответе» представляем нового героя – генерального директора бухгалтерской компании Аллу Семенову из г. Дубна Московской области.

Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с вами, нашими читателями. В этот раз мы поговорили с Аллой Семеновой из Дубны.

У Аллы высшее бухгалтерское образование и аспирантура по специальности «Экономика». В 22 года она начала работать главным бухгалтером в набирающей обороты строительной компании. Развиваясь вместе с этим бизнесом, за 20 лет Алла достигла должности генерального директора.

Мы поговорили об особенностях работы бухгалтера в строительстве, а также о том, как с нуля развить компанию на высококонкурентном рынке и потом не побояться начать все сначала.

— Расскажите немного о себе. С чего начинали свой профессиональный путь?

— Я аттестованный профессиональный бухгалтер. После получения высшего образования решила не останавливаться на достигнутом и закончила аспирантуру по специальности «Экономика». Правда, первая моя работа после института, была не бухгалтером, а операционистом в банке.

— Как вы получили первую работу в бухгалтерской сфере?

— Как раз, когда я работала операционистом, ко мне обратился клиент - директор одной компании с предложением посмотреть бухгалтерский учет и дать рекомендации по возможности его восстановления. Сначала я не отнеслась серьезно к его просьбе: посмотрела и посоветовала нанять бухгалтера. Время шло, подходящего сотрудника он не находил и все чаще обращался ко мне с различными просьбами, а я стала глубже вникать в процессы деятельности его компании. Так, незаметно для себя, я втянулась в работу, восстановила учет, уволилась из банка и перешла на работу в эту компанию. Почему меня взяли без опыта? Честно – не знаю, но, думаю, мой оптимизм и желание во всем разобраться, свойственный молодым людям, взял вверх над опытом.

— Сколько человек работало в компании, когда вы пришли туда?

— Нас было трое: директор, который был единственным учредителем, юрист и бухгалтер, то есть я. Мы начали делать робкие шаги по развитию предприятия, и никто тогда не предполагал, что оно вырастет в одного из самых крупных застройщиков в городе.

— Что, по вашему мнению, повлияло на такой успех компании?

— В первую очередь, это команда. Так сложилось, что все наши сотрудники были как на подбор, все заряжены на результат. Каждый новый дом для нас становился вызовом! Для проектировщиков – это необычная архитектура и своя изюминка в каждом здании. Для строителей – максимально быстрое и качественное строительство. Для снабженцев – оперативное приобретение экологичных материалов. Для риелторов – быстрая реализация квадратных метров. А для бухгалтера и юристов – просчет, оформление и своевременный отчет. Полный совместный драйв в работе.

— Легко ли работать бухгалтером в строительстве? С какими вызовами пришлось столкнуться?

Нюансов в строительстве много: большой объем первичной документации, особенное списание материалов по объектам строительства, соблюдение законов и требований в строительной области, постоянные отчеты в надзорные организации. Также особое внимание в учете приходилось уделять градостроительной деятельности предприятия.

Мы построили немало домов, а значит, прошли немало налоговых проверок, разрешили массу спорных моментов с надзорными органами. За это время я накопила положительный опыт, защищая интересы предприятия в судах. С уверенностью могу сказать, что я закаленный бухгалтер, не бледнеющий и не падающий в обморок от слова «проверка» или требования дать пояснения.

— Можете привести примеры споров, которые удалось разрешить?

— У нас были как налоговые споры, которые заканчивались в суде, так и споры, которые решались в досудебном порядке. Самое интересное, что эти споры касались не начисления налогов, а должной осмотрительности контрагентов. Например, был случай, когда налоговая инспекция пыталась признать контрагента фирмой-однодневкой, а мы с этим не согласились и решили отстоять свою точку зрения. И, несмотря на то, что такие споры – конек наших инспекций и их позиции очень трудно противостоять, у нас все получилось.

Также были споры по договорным отношениям, неустойкам в рамках 214-ФЗ, но такие ситуации можно назвать рабочими моментами, благодаря которым мы накапливали опыт и знания.

— Как действовать в спорных ситуациях с надзорными органами? Всегда ли надо отстаивать свои интересы или иногда стоит отпустить ситуацию?

shutterstock_570038686.jpg— Я всегда за компромисс. Если речь идет о чем-то незначительном, можно и отпустить ситуацию. Например, нет урны на территории офиса в положенном месте – приходит штраф. Ок! Оплачиваем штраф, устраняем нарушение, появляется урна.

Если же ситуация разворачивается не в пользу предприятия по серьезным основаниям и вы считаете, что правы, то нужно отстаивать и доказывать свою точку зрения. Но и в этом случае переговоры никто не отменял. В ходе переговоров часто можно найти выход из спорной ситуации даже с надзорными органами.

— Поделитесь рекомендациями, как выиграть дело в суде.

— Во-первых, надо быть уверенным в своей правоте. Во-вторых, изучить судебную практику по спорному вопросу и собрать доказательную базу. В-третьих, необходимо посещать все судебные заседания, так как судьи тоже дают определенное направление ходу дела, и стоит к ним прислушиваться. В-четвертых, верить, что все получится. Ну и настрой! Верить в победу.

— Чем занимаетесь сейчас?

— Так получилось, что предприятие, на которое я потратила столько лет жизни, закончило свою работу. В конце 2019 года умер учредитель предприятия, а его наследники не захотели вникать в проблемы и перспективы компании. В результате не смогли грамотно распорядиться наследством и продолжить работу. Вместо этого приняли решение банкротить предприятие, работников уволить, а дольщикам вернуть денежные средства. Сейчас компания находится в процессе банкротства, а я - в начале нового пути. 

— Сложно начинать сначала?

— Да, это непросто. Позади остались привычный ритм жизни, созданные мной документы и полностью отлаженный документооборот.

— Чем занимаетесь теперь?

— Я решила работать самостоятельно. Долго обдумывала вид деятельности и все же решила остановиться на том, что умею. Уверена, что смогу создать и развить успешное предприятие. Ведь если у меня получилось это сделать по найму, значит, я смогу это сделать и для себя. Так что теперь я предоставляю бухгалтерские услуги, беру предприятия на полное бухгалтерское сопровождение. В моей команде – бухгалтер, юрист, специалист по кадровому учету, а также SMM-специалист. Мы берем на обслуживание небольшие ООО, ИП, предприятия, работающие с ГОЗ, помогаем начинающим бухгалтерам: консультируем, сопровождаем в налоговую инспекцию и другие органы, в спорных моментах отстаиваем интересы в суде.

— Как отразилась пандемия на развитии бизнеса? Вы работаете удаленно или в офисе?

— В основном работаем онлайн, но есть клиенты, которые приезжают к нам в офис, или, наоборот, мы выезжаем к клиентам. Если же говорить о развитии бизнеса, то сейчас думаем об открытии офиса в Дмитрове, так как это более крупный город. Больше предприятий – лучше для бухгалтеров.

— Как ищете клиентов?

— С этим, конечно, непросто. Пытаемся привлекать клиентов через соцсети, сарафанное радио, рекламу. Как не странно, самый эффективный канал - сарафанное радио.

— Вообще, по вашим ощущениям, бухуслуги – это высококонкурентный рынок? Какие факторы наиболее привлекательные для ваших клиентов?

— Я не могу сказать, что наш рынок высококонкурентный. Иногда сложно найти профессионального бухгалтера. Многие оказывают точечные бухгалтерские услуги, такие как «Сдам 3-НДФЛ», «Сменю ОКВЭД», «Обслуживаю ИП», «Сдам нулевую отчетность». А вот найти грамотного специалиста в отдельной отрасли, например в производстве, способного сформировать себестоимость, обосновать стоимость продукции или строительства, отследить движение материалов по строящимся объектам, вести раздельный учет НДС – уже нелегко.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, что в нас привлекает клиентов, то это в первую очередь профессионализмом, стремление разобраться в проблеме клиента и найти оптимальные пути ее решения, выстроить их деятельность с учетом новых правил игры от законодателей. То есть не просто оказать услугу – посчитать и отправить отчетность, а именно выстроить работу предприятий и нести ответственность за результат.

— А как повлияли на вашу работу новые технологии?

— С приходом новых технологий, программного обеспечения профессия бухгалтера видоизменилась, сейчас она несет в себе упор на налоговое планирование, а не на сам бухгалтерский учет. Раньше ставку делали на рост производительности, а сейчас – на просчет производительности, возможность быстрой реализации продукции или услуг и своевременную оплату налогов, не допуская кассового разрыва. Все должно сойтись воедино. Например, наличие производительности при отсутствии должной реализации неизбежно приведет к задержке оплаты труда и налогов. А это уже серьезный надзорный прессинг.

— Вы уже перешли на электронный документооборот? Какую систему используете?

— Да, мы уже внедрили электронный документооборот, и это очень удобно. Используем 1С, отчетность отправляем напрямую из программы.

— Почему выбрали именно 1С?

— 1С – гибкая программа, дает возможность настроить учет под нужды предприятия. Если чего-то не хватает, программист успешно может дописать нужные операции. 

— А что вам ближе: быть главным бухгалтером или генеральным директором? Что сложнее и что интереснее?

— Генеральным директором быть сложнее – у него высокая ответственность, множество разнообразных рабочих вопросов. Он должен быть одновременно немного бухгалтером, юристом, финансистом, кадровиком, прорабом, проектировщиком и т.д. Это очень емкая должность. И однозначно интересная!

— Что вы любите, чем увлекаетесь?

— Увлекаюсь большим теннисом, люблю бегать по утрам и, конечно, люблю свою семью.

— Время на любимые занятия и семью остается?

— Времени у меня сейчас достаточно. Раньше, когда работала в строительной компании, времени на себя совсем не было. Вспоминаю и за голову берусь, как я могла успевать рожать детей между балансами и сразу бежать на работу? А ведь тогда мне это казалось нормальным и правильным. Хотя и сейчас приходится планировать. Например, через день-два я по утрам бегаю, а в выходные с утра – теннис. Днем – работа, а вечером – семья и совместное времяпровождение.

— В завершение нашего интервью, что бы вы хотели пожелать коллегам?

— Периодически меняйте работу и отрасль. Не засиживайтесь долго на одном предприятии, чтобы потом не начинать все с начала. Если чувствуете, что вы состоялись как профессионал и достигли результатов, выходите на уровень советника руководства или начинайте свое дело. Главное не бояться, отбросить все свои страхи и идти своим путем.

Комментарии
  1. Любовь г Екатеринбург

    Спасибо за позитив!

    • Редакция БУХ 1С
      Официальный аккаунт

      Любовь г Екатеринбург, рады стараться :)

  2. Забалансовый счет

    Ну и какой тут позитив? Решила дамочка попиариться да и все. Споры с налоговиками ХАХАХАХА! Да никто и возражать не смеет по моему опыту. Все соглашаются и платят что велят.

    • Подозрительный консультант

      Забалансовый счет, Набежали всех вечно подозревающие. Вам еще наверное везде реклама мерещится? =))

    • Минибух

      Забалансовый счет, А чего удивительного в спорах с налоговиками то? Почему вас это так поражает? Много кто спорит с налоговиками если считает что не должен платить и переплачивать по чьей то прихоти.

    • chitatel

      Забалансовый счет, посмотрите арбитражную практику. количество налоговых споров, разбираемых в судах, просто огромно. причем все время продолжает расти. компании не просто спорят, но и доходят в этих спорах в том числе до верховного суда

  3. Алупка

    Кто спорит с налоговой? У ней спор ерундовый был, про  должную осмотрительность, не смешите меня)))) Выездных эта дамочка и не видела. У кого были выездные, всё заносят)

    • chitatel

      Алупка, а с чего вы решили, что все ограничивается только этим спором? это только один из примеров. и утверждать, что при любой выездной проверке все заносят проверяющим - по крайней мере странно.

  4. Бухгалтерёнок

    а где изменения в профессии бухгалтера ? не увидела )))

  5. Свет в конце тоннеля

    Изменения в профессии, видимо, работа в 1С и электронная отчетность. Налоговое планирование всегда были необходимостью или, как минимум, здравым подходом на квартал, год и 3 года (на случай проверки) или смены системы или объекта налогообложения по разным причинам.