Материал публикуется с разрешения редакции журнала "Налоговая политика и практика" http://nalogkodeks.ru/ (официальное издание ФНС России). В начале 2013 года на официальном сайте ФНС в разделе «Налоговая отчетность» были опубликованы приказы, в которых содержатся контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. Мы знакомим наших читателей с интервью заместителя руководителя ФНС России, действительного государственного советника РФ 3-го класса Даниила Вячеславовича Егорова (опубликован в номере 2 (122) журнала "Налоговая политика и практика"), а также с комментарием директора фирмы «1С» Б.Г. Нуралиева (опубликован в номере 3 (123) журнала "Налоговая политика и практика").

Содержание

С января 2013 года «1С:Предприятие 8» поддерживает автоматическую проверку отчетности по правилам ФНС. Подробнее читайте здесь. /document-2111 

Даниил Вячеславович, почему было принято решение снять гриф "Для служебного пользования" с документов, содержащих контрольные соотношения показателей налоговых деклараций? Это можно считать подарком налогоплательщикам?

Решение опубликовать приказы с контрольными соотношениями показателей налоговой отчетности, т. е. сделать их общедоступными документами, было принято после серьезного изучения вопроса. И это не просто подарок налогоплательщикам. Мы считаем, что в результате выигрывают все - и налогоплательщики, и налоговые органы. Поясню почему.

Тщательный анализ бизнес-процессов внутри камерального блока показал, что на выявление нестыковок, выставление требований об уточнении налоговых деклараций или объяснении причин появления расхождений, составление актов, проведение различных согласительных процедур тратится огромное количество человеко-часов работы налоговых инспекторов.

По подсчетам, нарушения в контрольных соотношениях показателей выявляются примерно в 9 % налоговых деклараций, в то время как на их обработку затрачивается до 33 % рабочего времени камерального блока.

А доначисления налогов в случае выявления нарушений в соотношениях показателей налоговых деклараций, как правило, минимальные - примерно 3 % от общей суммы доначислений камерального блока.

Поэтому бизнес-процесс, цель которого состоит в "подчистке" нестыковок в налоговой декларации налогоплательщика без доначисления налогов, нельзя признать эффективным.

Предстояло, однако, ответить еще на ряд насущных вопросов. Каковы будут последствия раскрытия контрольных соотношений показателей налоговых деклараций? Не воспользуются ли этим недобросовестные налогоплательщики в целях искажения показателей налоговых деклараций?

После всестороннего изучения информации о последствиях исправления показателей налоговых деклараций или выяснения причин появления нестыковок было установлено, что скрывать контрольные соотношения от налогоплательщиков не имеет глобального смысла. Риска, что недобросовестные налогоплательщики будут пользоваться контрольными соотношениями в корыстных целях, практически не существует. В любом случае, как только налоговый инспектор выявляет несоответствие показателей налоговой декларации, он сообщает об этом налогоплательщику.

В силу изложенных выше причин и было принято решение обнародовать контрольные соотношения показателей налоговых деклараций.

Скажите, пожалуйста, контрольные соотношения разработаны по всем или только некоторым налоговым декларациям?

Контрольные соотношения разработаны для превалирующего большинства, а именно двенадцати, налоговых деклараций. Нет контрольных соотношений только по двум налоговым декларациям.

С какими показателями осуществляется сравнение проверяемой декларации?

Прежде всего сопоставляются внутренние показатели проверяемой декларации. Также проводится сравнение этих показателей с показателями других налоговых деклараций и с данными бухгалтерской отчетности.

Планирует ли ФНС России выпустить письмо для налогоплательщиков с разъяснениями, как правильно применять контрольные соотношения?

Если такая необходимость возникнет, письмо обязательно появится. Но нужно понимать, что сегодняшнее раскрытие контрольных соотношений - лишь первый этап, верхушка айсберга. Речь идет только о базисных контрольных соотношениях. А есть блоки контрольных соотношений федерального и регионального уровней. Естественно, что налоговые инспекторы при камеральных проверках могут выявлять какие-то другие нестыковки в налоговых декларациях. В дальнейшем мы подумаем, какие еще инструменты самоконтроля можно дать налогоплательщикам.

В документах с контрольными соотношениями применяется множество сокращений, что затрудняет их использование...

Думаю, у налогоплательщиков не будет проблем при прочтении сокращений и аббревиатур: их перечень приводится в конце каждого приказа с контрольными соотношениями показателей по той или иной налоговой декларации.

Будут ли корректироваться документы с контрольными соотношениями по мере внесения поправок в налоговое законодательство?

Видимо, без этого не обойтись, ведь внесение поправок в налоговое законодательство зачастую диктует необходимость изменения показателей налоговых деклараций.

Мы понимаем, что частые изменения в декларациях усложняют работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов: возникает необходимость адаптации к обновленным формам, появляются проблемы при анализе налоговых показателей во времени, затрудняется сравнение налоговых деклараций за разные налоговые периоды. Поэтому постараемся минимально и заблаговременно корректировать показатели налоговых деклараций. Допустим, к лету будут учтены все изменения в налоговых декларациях, а применяться они должны только со следующего года.

Кроме того, если будут выявлены новые контрольные соотношения, мы предоставим их как инструмент для работы не только налоговым органам, но и налогоплательщикам, чтобы они могли самостоятельно следить за качеством представляемых налоговых деклараций.

Даниил Вячеславович, как Вы относитесь к идее организовать обсуждение вопроса об уточнении (дополнении) контрольных соотношений показателей налоговой отчетности на форуме сайта ФНС России?

Хорошая идея. Думаю, что люди, которые непосредственно ведут налоговый и бухгалтерский учет, могут дать весьма интересную и полезную информацию. Например, помогут увидеть новые контрольные соотношения или выявить какие-то неточности.

В последние годы в бухгалтерском учете происходят серьезные изменения, обусловленные сближением российских бухгалтерских стандартов с МСФО. Изменяются и принципы формирования многих показателей бухгалтерской отчетности. Все это приводит к необходимости корректировки контрольных соотношений налоговых показателей с данными бухгалтерской отчетности. Каким образом решается этот вопрос?

Проблема действительно существует.

В бухгалтерском учете появляется множество оценочных значений, что продиктовано стремлением дать в бухгалтерской отчетности справедливую оценку активов и обязательств, как это принято в МСФО. Безусловно, такие бухгалтерские показатели невозможно сравнивать с данными налоговых деклараций. А значит, в этом случае придется ликвидировать принятое раньше соотношение этих показателей.

Кроме того, в текущем году согласно новому закону о бухгалтерском учете у организаций не будет квартальной бухгалтерской отчетности. То есть целый блок ранее применявшихся контрольных соотношений налоговых показателей с данными промежуточной бухгалтерской отчетности становится неактуальным. Это касается прежде всего декларации по НДС, а также ряда других налоговых деклараций.

При составлении бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, организации самостоятельно расшифровывают показатели и проставляют коды этих расшифровочных строк. Да и субъекты малого предпринимательства, которые используют упрощенные формы бухгалтерской отчетности, также самостоятельно указывают коды укрупненных показателей. Как в этом случае работать с контрольными соотношениями?

Безусловно, контрольные соотношения невозможно применять в отношении показателей бухгалтерской отчетности, которые организация кодирует самостоятельно. Каждый конкретный случай требует тщательного анализа. Можно ввести более агрегированные контрольные соотношения и применять их к общим показателям, которые объединяют субкоды. Может быть, какое-то соотношение вообще не удастся вывести.

Что касается малых предприятий, использующих упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, то в 99 % случаев они применяют специальные налоговые режимы. Налоговый контроль в отношении таких налогоплательщиков не столь детализирован: по их налоговым декларациям отслеживаются только общие показатели.

Смогут ли налогоплательщики проверить контрольные соотношения без соответствующего программного обеспечения?

Проверить все контрольные соотношения показателей налоговой отчетности вручную очень трудно. Мы рассчитываем, что налогоплательщики введут контрольные соотношения в свои учетные системы, чтобы проверка показателей происходила автоматически. Таким образом они получат инструмент самоконтроля, т. е. смогут самостоятельно проверять контрольные соотношения. Это наша основная задача.

Тогда и налоговые органы освободятся от непродуктивной работы по поиску и исправлению технических ошибок в налоговых декларациях и получат возможность направить свои усилия на выявление более серьезных нарушений налогового законодательства.

Многие налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде через специализированных операторов связи. Как Вы относитесь к тому, чтобы контрольные соотношения показателей проходили проверку у операторов в момент получения налоговых деклараций от налогоплательщиков?

Передача данных по телекоммуникационным каналам связи осуществляется на договорной основе. И потому вмешиваться во взаимоотношения оператора и налогоплательщика, с моей точки зрения, было бы неправомерно.

Например, если оператор "встроит" контрольные соотношения в свое программное обеспечение, тогда в случае их нарушения налогоплательщик не сможет представить налоговую декларацию в электронном виде. А это не соответствует нормам Налогового кодекса. Ошибка - еще не основание, чтобы не принимать у налогоплательщика декларацию.

Более разумным считаю подход, когда оператор установит контрольные соотношения просто как подсказку для налогоплательщика, что не помешает последнему передать декларацию в электронном виде в налоговые органы.

Всегда ли обнаруженные несовпадения контрольных соотношений показателей означают ошибку налогоплательщика?

Конечно, не всегда. Концептуально я поделил бы контрольные соотношения на три группы:

  • соотношения, нарушение которых свидетельствует о безусловной ошибке;
  • условные соотношения, нарушение которых требует объяснения;
  • соотношения (не относятся к вышеназванным группам), которые находятся в рамках 12 критериев для назначения выездных налоговых проверок.

Если выявлено нарушение условного соотношения, есть два варианта: либо причину его появления налогоплательщик может объяснить, либо оно является свидетельством ошибки.

Допустим, налогоплательщик обнаружил несовпадение показателей с контрольными соотношениями. Может ли он сразу составить пояснение к налоговой декларации с указанием причин такого несовпадения и представить его в налоговый орган? Или нужно дожидаться соответствующего запроса?

Универсального рецепта здесь нет. Каждую ситуацию нужно оценивать отдельно.

Прежде всего, ст. 88 Налогового кодекса не возлагает на налогоплательщиков обязанность представлять в налоговые органы вместе с налоговой декларацией пояснения о причинах несовпадения тех или иных

показателей отчетности. Представлять или нет пояснения одновременно с налоговой декларацией - налогоплательщик решает самостоятельно. Это его право.

В то же время требовать от налогоплательщиков каждый раз пояснений по тем или иным нестыковкам показателей трудозатратно, особенно если речь идет о небольших по сумме расхождениях.

Но бывают показатели, которые у данного налогоплательщика никогда не будут стыковаться с аналогичными показателями из другой налоговой декларации или бухгалтерской отчетности. К примеру, показатель, имеющий одно и то же наименование, который отражается в декларации и по налогу на прибыль, и по НДС, и в бухгалтерской отчетности, но база для его формирования совершенно разная.

Значит, это несоотносимый показатель. Скорее всего, данная нестыковка будет наблюдаться и во всех последующих налоговых декларациях налогоплательщика. Поэтому ему было бы достаточно один раз пояснить такое постоянное расхождение.

Положим, налогоплательщик получил запрос налогового органа о даче пояснений по поводу несоответствия показателей налоговой декларации. Должен ли он представить пояснение вместе с уточненной декларацией, или достаточно одного пояснения?

Все зависит от того, каковы налоговые последствия выявленной ошибки. В случае занижения суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик в силу п. 1 ст. 81 Налогового кодекса обязан представить уточненную декларацию. Если же такого занижения не произошло, обязанности подавать уточненную декларацию не возникает, и налогоплательщик сам решает, подавать ее или нет.

Напомню, что уточненную налоговую декларацию налогоплательщик может подать до момента составления акта по итогам камеральной проверки. Тогда камеральная проверка ранее поданной (ошибочной) декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации. Об этом говорится в п. 9.1 ст. 88 Налогового кодекса.

Но и составление акта по итогам камеральной проверки еще не является основанием для внесения доначислений в карточку лицевого счета налогоплательщика. Только после процедуры урегулирования разногласий и вступления в законную силу решения, вынесенного по итогам камеральной проверки, налоговый орган сможет произвести доначисления в карточку лицевого счета налогоплательщика.

Поэтому, если налогоплательщик представит уточненную декларацию после составления акта, но до момента вынесения решения по камеральной проверке, что найдет отражение в этом решении, то доначислений не последует.

Хочу отметить, что налоговая декларация - это лицо налогоплательщика. Если показатели налоговой декларации заполнены качественно, все соотношения соблюдаются, а расхождения минимальны и вполне объяснимы, то у налогового органа, естественно, формируется мнение об организации как о достойном налогоплательщике, который качественно ведет налоговый учет. Поэтому вопрос о проведении в отношении такой организации каких-либо дополнительных контрольных мероприятий отходит на второй план. 

При составлении налоговых деклараций налогоплательщикам придется проверять множество контрольных соотношений. Можно ли упростить эту работу?

Я сторонник того, чтобы искать не пути упрощения работы по проверке контрольных соотношений, а возможность уменьшения различий между данными налогового и бухгалтерского учета. К сожалению, сегодня налоговый учет и бухгалтерский учет существуют параллельно и слабо стыкуются между собой. В развитых государствах расхождения между ними минимальны. Например, в Великобритании, Франции, Германии показатели декларации по налогу на прибыль в основном базируются на данных бухгалтерского учета. Отклонения сохраняются, только если это крайне необходимо для паритета государственных и частных интересов.

Налогоплательщики получили инструмент самоконтроля (интервью с Д.В. Егоровым, зам. руководителя ФНС России, беседовали Н.И. Попова, М.С. Полякова)

С января 2013 года «1С:Предприятие 8» поддерживает автоматическую проверку отчетности по правилам ФНС. Подробнее читайте здесь. /document-2111 

Даниил Вячеславович, почему было принято решение снять гриф "Для служебного пользования" с документов, содержащих контрольные соотношения показателей налоговых деклараций? Это можно считать подарком налогоплательщикам?

Решение опубликовать приказы с контрольными соотношениями показателей налоговой отчетности, т. е. сделать их общедоступными документами, было принято после серьезного изучения вопроса. И это не просто подарок налогоплательщикам. Мы считаем, что в результате выигрывают все - и налогоплательщики, и налоговые органы. Поясню почему.

Тщательный анализ бизнес-процессов внутри камерального блока показал, что на выявление нестыковок, выставление требований об уточнении налоговых деклараций или объяснении причин появления расхождений, составление актов, проведение различных согласительных процедур тратится огромное количество человеко-часов работы налоговых инспекторов.

По подсчетам, нарушения в контрольных соотношениях показателей выявляются примерно в 9 % налоговых деклараций, в то время как на их обработку затрачивается до 33 % рабочего времени камерального блока.

А доначисления налогов в случае выявления нарушений в соотношениях показателей налоговых деклараций, как правило, минимальные - примерно 3 % от общей суммы доначислений камерального блока.

Поэтому бизнес-процесс, цель которого состоит в "подчистке" нестыковок в налоговой декларации налогоплательщика без доначисления налогов, нельзя признать эффективным.

Предстояло, однако, ответить еще на ряд насущных вопросов. Каковы будут последствия раскрытия контрольных соотношений показателей налоговых деклараций? Не воспользуются ли этим недобросовестные налогоплательщики в целях искажения показателей налоговых деклараций?

После всестороннего изучения информации о последствиях исправления показателей налоговых деклараций или выяснения причин появления нестыковок было установлено, что скрывать контрольные соотношения от налогоплательщиков не имеет глобального смысла. Риска, что недобросовестные налогоплательщики будут пользоваться контрольными соотношениями в корыстных целях, практически не существует. В любом случае, как только налоговый инспектор выявляет несоответствие показателей налоговой декларации, он сообщает об этом налогоплательщику.

В силу изложенных выше причин и было принято решение обнародовать контрольные соотношения показателей налоговых деклараций.

Скажите, пожалуйста, контрольные соотношения разработаны по всем или только некоторым налоговым декларациям?

Контрольные соотношения разработаны для превалирующего большинства, а именно двенадцати, налоговых деклараций. Нет контрольных соотношений только по двум налоговым декларациям.

С какими показателями осуществляется сравнение проверяемой декларации?

Прежде всего сопоставляются внутренние показатели проверяемой декларации. Также проводится сравнение этих показателей с показателями других налоговых деклараций и с данными бухгалтерской отчетности.

Планирует ли ФНС России выпустить письмо для налогоплательщиков с разъяснениями, как правильно применять контрольные соотношения?

Если такая необходимость возникнет, письмо обязательно появится. Но нужно понимать, что сегодняшнее раскрытие контрольных соотношений - лишь первый этап, верхушка айсберга. Речь идет только о базисных контрольных соотношениях. А есть блоки контрольных соотношений федерального и регионального уровней. Естественно, что налоговые инспекторы при камеральных проверках могут выявлять какие-то другие нестыковки в налоговых декларациях. В дальнейшем мы подумаем, какие еще инструменты самоконтроля можно дать налогоплательщикам.

В документах с контрольными соотношениями применяется множество сокращений, что затрудняет их использование...

Думаю, у налогоплательщиков не будет проблем при прочтении сокращений и аббревиатур: их перечень приводится в конце каждого приказа с контрольными соотношениями показателей по той или иной налоговой декларации.

Будут ли корректироваться документы с контрольными соотношениями по мере внесения поправок в налоговое законодательство?

Видимо, без этого не обойтись, ведь внесение поправок в налоговое законодательство зачастую диктует необходимость изменения показателей налоговых деклараций.

Мы понимаем, что частые изменения в декларациях усложняют работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов: возникает необходимость адаптации к обновленным формам, появляются проблемы при анализе налоговых показателей во времени, затрудняется сравнение налоговых деклараций за разные налоговые периоды. Поэтому постараемся минимально и заблаговременно корректировать показатели налоговых деклараций. Допустим, к лету будут учтены все изменения в налоговых декларациях, а применяться они должны только со следующего года.

Кроме того, если будут выявлены новые контрольные соотношения, мы предоставим их как инструмент для работы не только налоговым органам, но и налогоплательщикам, чтобы они могли самостоятельно следить за качеством представляемых налоговых деклараций.

Даниил Вячеславович, как Вы относитесь к идее организовать обсуждение вопроса об уточнении (дополнении) контрольных соотношений показателей налоговой отчетности на форуме сайта ФНС России?

Хорошая идея. Думаю, что люди, которые непосредственно ведут налоговый и бухгалтерский учет, могут дать весьма интересную и полезную информацию. Например, помогут увидеть новые контрольные соотношения или выявить какие-то неточности.

В последние годы в бухгалтерском учете происходят серьезные изменения, обусловленные сближением российских бухгалтерских стандартов с МСФО. Изменяются и принципы формирования многих показателей бухгалтерской отчетности. Все это приводит к необходимости корректировки контрольных соотношений налоговых показателей с данными бухгалтерской отчетности. Каким образом решается этот вопрос?

Проблема действительно существует.

В бухгалтерском учете появляется множество оценочных значений, что продиктовано стремлением дать в бухгалтерской отчетности справедливую оценку активов и обязательств, как это принято в МСФО. Безусловно, такие бухгалтерские показатели невозможно сравнивать с данными налоговых деклараций. А значит, в этом случае придется ликвидировать принятое раньше соотношение этих показателей.

Кроме того, в текущем году согласно новому закону о бухгалтерском учете у организаций не будет квартальной бухгалтерской отчетности. То есть целый блок ранее применявшихся контрольных соотношений налоговых показателей с данными промежуточной бухгалтерской отчетности становится неактуальным. Это касается прежде всего декларации по НДС, а также ряда других налоговых деклараций.

При составлении бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, организации самостоятельно расшифровывают показатели и проставляют коды этих расшифровочных строк. Да и субъекты малого предпринимательства, которые используют упрощенные формы бухгалтерской отчетности, также самостоятельно указывают коды укрупненных показателей. Как в этом случае работать с контрольными соотношениями?

Безусловно, контрольные соотношения невозможно применять в отношении показателей бухгалтерской отчетности, которые организация кодирует самостоятельно. Каждый конкретный случай требует тщательного анализа. Можно ввести более агрегированные контрольные соотношения и применять их к общим показателям, которые объединяют субкоды. Может быть, какое-то соотношение вообще не удастся вывести.

Что касается малых предприятий, использующих упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, то в 99 % случаев они применяют специальные налоговые режимы. Налоговый контроль в отношении таких налогоплательщиков не столь детализирован: по их налоговым декларациям отслеживаются только общие показатели.

Смогут ли налогоплательщики проверить контрольные соотношения без соответствующего программного обеспечения?

Проверить все контрольные соотношения показателей налоговой отчетности вручную очень трудно. Мы рассчитываем, что налогоплательщики введут контрольные соотношения в свои учетные системы, чтобы проверка показателей происходила автоматически. Таким образом они получат инструмент самоконтроля, т. е. смогут самостоятельно проверять контрольные соотношения. Это наша основная задача.

Тогда и налоговые органы освободятся от непродуктивной работы по поиску и исправлению технических ошибок в налоговых декларациях и получат возможность направить свои усилия на выявление более серьезных нарушений налогового законодательства.

Многие налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде через специализированных операторов связи. Как Вы относитесь к тому, чтобы контрольные соотношения показателей проходили проверку у операторов в момент получения налоговых деклараций от налогоплательщиков?

Передача данных по телекоммуникационным каналам связи осуществляется на договорной основе. И потому вмешиваться во взаимоотношения оператора и налогоплательщика, с моей точки зрения, было бы неправомерно.

Например, если оператор "встроит" контрольные соотношения в свое программное обеспечение, тогда в случае их нарушения налогоплательщик не сможет представить налоговую декларацию в электронном виде. А это не соответствует нормам Налогового кодекса. Ошибка - еще не основание, чтобы не принимать у налогоплательщика декларацию.

Более разумным считаю подход, когда оператор установит контрольные соотношения просто как подсказку для налогоплательщика, что не помешает последнему передать декларацию в электронном виде в налоговые органы.

Всегда ли обнаруженные несовпадения контрольных соотношений показателей означают ошибку налогоплательщика?

Конечно, не всегда. Концептуально я поделил бы контрольные соотношения на три группы:

  • соотношения, нарушение которых свидетельствует о безусловной ошибке;
  • условные соотношения, нарушение которых требует объяснения;
  • соотношения (не относятся к вышеназванным группам), которые находятся в рамках 12 критериев для назначения выездных налоговых проверок.

Если выявлено нарушение условного соотношения, есть два варианта: либо причину его появления налогоплательщик может объяснить, либо оно является свидетельством ошибки.

Допустим, налогоплательщик обнаружил несовпадение показателей с контрольными соотношениями. Может ли он сразу составить пояснение к налоговой декларации с указанием причин такого несовпадения и представить его в налоговый орган? Или нужно дожидаться соответствующего запроса?

Универсального рецепта здесь нет. Каждую ситуацию нужно оценивать отдельно.

Прежде всего, ст. 88 Налогового кодекса не возлагает на налогоплательщиков обязанность представлять в налоговые органы вместе с налоговой декларацией пояснения о причинах несовпадения тех или иных

показателей отчетности. Представлять или нет пояснения одновременно с налоговой декларацией - налогоплательщик решает самостоятельно. Это его право.

В то же время требовать от налогоплательщиков каждый раз пояснений по тем или иным нестыковкам показателей трудозатратно, особенно если речь идет о небольших по сумме расхождениях.

Но бывают показатели, которые у данного налогоплательщика никогда не будут стыковаться с аналогичными показателями из другой налоговой декларации или бухгалтерской отчетности. К примеру, показатель, имеющий одно и то же наименование, который отражается в декларации и по налогу на прибыль, и по НДС, и в бухгалтерской отчетности, но база для его формирования совершенно разная.

Значит, это несоотносимый показатель. Скорее всего, данная нестыковка будет наблюдаться и во всех последующих налоговых декларациях налогоплательщика. Поэтому ему было бы достаточно один раз пояснить такое постоянное расхождение.

Положим, налогоплательщик получил запрос налогового органа о даче пояснений по поводу несоответствия показателей налоговой декларации. Должен ли он представить пояснение вместе с уточненной декларацией, или достаточно одного пояснения?

Все зависит от того, каковы налоговые последствия выявленной ошибки. В случае занижения суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик в силу п. 1 ст. 81 Налогового кодекса обязан представить уточненную декларацию. Если же такого занижения не произошло, обязанности подавать уточненную декларацию не возникает, и налогоплательщик сам решает, подавать ее или нет.

Напомню, что уточненную налоговую декларацию налогоплательщик может подать до момента составления акта по итогам камеральной проверки. Тогда камеральная проверка ранее поданной (ошибочной) декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации. Об этом говорится в п. 9.1 ст. 88 Налогового кодекса.

Но и составление акта по итогам камеральной проверки еще не является основанием для внесения доначислений в карточку лицевого счета налогоплательщика. Только после процедуры урегулирования разногласий и вступления в законную силу решения, вынесенного по итогам камеральной проверки, налоговый орган сможет произвести доначисления в карточку лицевого счета налогоплательщика.

Поэтому, если налогоплательщик представит уточненную декларацию после составления акта, но до момента вынесения решения по камеральной проверке, что найдет отражение в этом решении, то доначислений не последует.

Хочу отметить, что налоговая декларация - это лицо налогоплательщика. Если показатели налоговой декларации заполнены качественно, все соотношения соблюдаются, а расхождения минимальны и вполне объяснимы, то у налогового органа, естественно, формируется мнение об организации как о достойном налогоплательщике, который качественно ведет налоговый учет. Поэтому вопрос о проведении в отношении такой организации каких-либо дополнительных контрольных мероприятий отходит на второй план. 

При составлении налоговых деклараций налогоплательщикам придется проверять множество контрольных соотношений. Можно ли упростить эту работу?

Я сторонник того, чтобы искать не пути упрощения работы по проверке контрольных соотношений, а возможность уменьшения различий между данными налогового и бухгалтерского учета. К сожалению, сегодня налоговый учет и бухгалтерский учет существуют параллельно и слабо стыкуются между собой. В развитых государствах расхождения между ними минимальны. Например, в Великобритании, Франции, Германии показатели декларации по налогу на прибыль в основном базируются на данных бухгалтерского учета. Отклонения сохраняются, только если это крайне необходимо для паритета государственных и частных интересов.

Хочется отметить гибкий подход Службы к наличию ошибок в контрольных соотношениях (Б.Г. Нуралиев, директор фирмы «1С»)

Б.Г. Нуралиев,
директор фирмы «1С», руководитель рабочей группы проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Агентства стратегических инициатив

В течение октября-декабря 2012 года на площадке Агентства стратегических инициатив была подготовлена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», которая включает около 80 мероприятий, направленных в том числе на повышение инвестиционной привлекательности России за счет сокращения количества времени, необходимого на подготовку и представление отчетности.

Среди мероприятий дорожной карты - опубликование контрольных внутри- и междокументных соотношений, которые используют в своей работе налоговые органы. Отрадно, что Служба уже начала работу по реализации мероприятий, предусмотренных этой картой.

Публикация приказов ФНС России с контрольными соотношениями налоговых деклараций позволит налогоплательщикам еще на этапе подготовки отчетности исправить возможные ошибки, а значит, в перспективе сократить время взаимодействия с представителями налоговых органов.

Считаем, что реализуемый ФНС России подход - не ловить налогоплательщика на мелочах, а сосредоточиться на сути - безусловно будет способствовать повышению эффективности налогового администрирования, сокращению непроизводительных издержек субъектов предпринимательской деятельности и улучшению бизнес-климата в стране в целом. Это подтверждает и статистика. По словам Д.В. Егорова, 33 % рабочего времени камерального блока уходило на контрольные соотношения, а доначисления в бюджет по выявленным при этом нарушениям были минимальны.

Хочется отметить гибкий подход Службы к наличию ошибок в контрольных соотношениях при представлении деклараций: ошибка не является основанием, чтобы не принимать у налогоплательщика декларацию. Более того, допускается вариант, когда отклонение в контрольных соотношениях может быть содержательно объяснено налогоплательщиком.

При реализации контрольных соотношений в «1С:Предприятии» мы придерживались именно такого подхода: пользователи смогут сдать отчетность, даже если обнаружено несовпадение показателей налоговой декларации с контрольными соотношениями.

Обращаем внимание: если в «1С:Бухгалтерии 8» учет ведется с использованием штатных документов программы, а отчетность формируется на основании данных информационной базы, то в большинстве случаев контрольные соотношения будут соблюдаться автоматически. Функция проверки контрольных соотношений обычно используется при так называемом ручном вводе операций или корректировке показателей отчетности.

При обнаружении несоответствия программа сформирует специальный отчет с указанием возможной ошибки, нарушенной нормы законодательства и т. д.

В «1С:Бухгалтерии 8» и других программах системы «1С:Предприятие 8», в которых предусмотрены возможности формирования налоговых деклараций, функция проверки деклараций на соответствие контрольным соотношениям поддерживается с января 2013 года. Уже реализованы контрольные соотношения к декларации по налогу на добавленную стоимость и вышли обновления декларации по форме 3-НДФЛ.

Релизы программ с функцией проверки контрольных соотношений по остальным декларациям будут предоставляться по мере приближения сроков их сдачи, в рамках обычного обновления, без дополнительной оплаты.

Более подробную информацию о реализации в наших программах предоставленного ФНС России нового инструмента самоконтроля можно получить на едином семинаре, который пройдет 3 апреля в 100 городах страны.

Комментарии