
Предмет спора: налоговая инспекция по итогам проведенной проверки доначислила индивидуальному предпринимателю налоги, штраф и пени. В совокупности сумма доначисленных налогов и санкций превысила 60 млн рублей. Поскольку ИП отказалась в добровольном порядке погашать налоговую задолженность, инспекция приняла решение о проведении осмотра принадлежащих ИП магазинов. Посчитав действия налоговиков незаконными, предприниматель обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить решение ИФНС о проведении осмотров магазинов.
За что спорили: возможность проведения ИФНС осмотра зданий и сооружений.
Кто выиграл: налогоплательщик.
Обосновывая исковые требования, представитель налогоплательщика отмечал, что налоговые органы могут проводить осмотр помещений налогоплательщиков только в исключительных случаях. Причем законодательство разрешает проводить такие осмотры только в отношении помещений, которые принадлежат на праве собственности или ином вещном праве организациям.
Помещения, которыми владеют индивидуальные предприниматели, налоговые органы по причине наличия у налогоплательщика непогашенной недоимки по налогам осматривать не вправе. Соответственно, по мнению налогоплательщика, приняв решение о проведении осмотра магазинов ИП, налоговая инспекция вышла за пределы своих полномочий, нарушив права налогоплательщика.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции подтвердил обоснованность доводов налогоплательщика, признав решение ИФНС незаконным и нарушающим права и законные интересы ИП.
Суд указал, что осмотр помещений и территорий налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля (п.1 ст.82 НК РФ). Осмотр помещений может осуществляться не только в рамках налоговых проверок, но и при наличии у налогоплательщиков непогашенной в добровольном порядке налоговой недоимки в размере более 1 млн рублей. В то же самое время такую форму контроля необходимо применять с соблюдением существующих законодательных ограничений и запретов.
Так, осмотр территорий и помещений производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа. Осмотр производят в присутствии понятых. О производстве осмотра составляют протокол.
Осмотр территорий и помещений налоговые органы вправе применять в том числе в случаях, когда организации-налогоплательщики в течение 10 дней не исполнят решение о взыскании налоговой недоимки, размер которой превышает 1 млн рублей (абз.5 п.1 ст.92 НК РФ). По одному решению о взыскании налоговой недоимки налоговые органы вправе провести только один осмотр помещений.
Таким образом, в данной норме речь идет только об организациях. ИП не поименованы в качестве субъектов, в отношении которых налоговым органам разрешено проводить осмотры их помещений по причине непогашенной налоговой недоимки. Положения НК РФ не содержат общей нормы, которая распространяла бы правила, установленные для организаций, на налогоплательщиков-предпринимателей.
Следовательно, налоговые органы не вправе проводить осмотры помещений ИП по причине наличия у них непогашенной налоговой недоимки. Поэтому, заключил суд, решение о проведении осмотра территорий и помещений, принадлежащих ИП, было вынесено неправомерно и подлежит отмене.
- Выездная налоговая проверка: какие требования инспекции компании могут не исполнять
- Судебный вердикт: может ли ИФНС проводить выездные проверки компаний, работающих без нарушений
- Как работает упрощенный порядок рассмотрения налоговых жалоб с 2025 года
- Судебный вердикт: можно ли выездную проверку проводить без выезда к налогоплательщику
В материале использованы фото: R Photography Background / Shutterstock / Fotodom.
Может ли налоговая осмотреть квартиру по адресу которой зарегистрирован ИП и где он фактически проживает т.к. это его единственное жильё?